Доклад «Духовно-нравственного воспитания школьников»
Свой доклад я хочу начать со слов Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: «Надо твёрдо помнить, что всё пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменщиками великого русского дела , если не сделаем должных выводов из горького опыта , доставшегося нам безмерной , невосполнимой ценой. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подает нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!»
В настоящее время Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, который затянулся уже на несколько десятилетий. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее необходимо сегодня осмыслить, как одну из приоритетных. Поскольку решений этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Что же такое нравственность? Нравственность – это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.
Духовность – это устремленность личности к избранным целым, ценностная характеристика сознания: определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира, и прежде всего, самого себя.
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда актуальна, ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить «умению чувствовать человека».
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Школа – это не только место, где дети получают знания, именно здесь происходит осознание им себя гражданином своей страны. Образование и воспитание, как известно, неделимы, но также общепризнано и то, насколько сложно добиться результатов именно в воспитательной деятельности, вложив в растущее «Я» частичку себя, себя хорошего и положительного.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.
Для любого ребёнка должности – директор, завуч, учитель, воспитатель, связаны с понятием воспитание, поскольку мы все вместе стараемся быть неравнодушными к процессу становления личностей. Реализующая воспитательная деятельность выражается в разумных формах: внеклассные мероприятия, работы кружков и секций, экскурсии, открытые уроки, творческие мероприятия. Всё это позволяет вовлекать учащегося в создание творческого союза, где каждый участник, воспитывает в себе чувства уважения к другу, понимания, чувства отзывчивости и добра.
Что касается работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию, то эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующую и контрольно-аналитических действий.
Как классный руководитель работаю над решением следующих стратегических задач:
- воспитать чувство духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия, путём различных форм образовательного и воспитательного процесса;
- организовывать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;
- организовывать внеурочную интеллектуально-познавательную и спортивно-оздоровительную деятельность;
- изучать профессиональные интересы и склонности;
- создавать условия для формирования у учащихся здорового образа жизни, как залога духовно-нравственного воспитания;
- укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьника.
А как учитель физкультуры скажу так:
«Тем, кто любит бегать, прыгать – наш спортзал поможет мигом! Веселые старты, дни здоровья, соревнования, игры и уроки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.»
И в заключении приведу систему ценностей, которая положительно влияет на духовно-нравственное воспитание наших школьников:
- принимай и понимай ребёнка таким, каков он есть;
- помогай ребёнку, когда он нуждается в твоей помощи;
- не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним;
- не учи ребёнка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления;
- заботься о его физическом и духовном здоровье, но не навреди.
Хочется верить, что благодаря нашей работе и всему учебно-воспитательному процессу, ученики нашей школы вырастут достойными гражданами своей страны.
Составил и подготовил: учитель физической культуры Липатов А.Ю.