МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
ДОКЛАД
на тему “Эстетическое воспитание
на уроках русского языка»
учительницы русского языка
средней школы №6 Фарапского
этрапа Эминовой О.Б.
План.
Введение.
Эстетическое воспитание на уроках русского языка.
Источники духовного обогащения и эстети-ческого воспитания учащихся-туркмен на уроках русского языка ( из опыта работы).
Заключение.
Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирова-ние в человеке его эстетического отношения к действительности. Оно представляет собой сплав непосредственных чувств и интел-лекта.
В последнее время много говорится о воспитании человека куль-туры. Эстетическое воспитание ставит в центр всей образователь-ной системы личность ребенка, обеспечение творческих и разно-сторонних условий её развития, реализации её природных потен-циалов.
Искусство является важным средством воспитания личности. Дисциплины гуманитарного цикла призваны не только помочь уча-щимся овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, но и научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстети-ческую и нравственную сопричастность к нему.
Литература является одной из основных дисциплин в системе эстетического воспитания, так как призвана зарождать в учащихся тягу к красоте, доброте, справедливости. Изучение литературы всег-да сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино. И задача преподавателя литературы – по-мочь учащимся осознать внутреннюю логику развития литературы и искусства, вскрыть общее и особенное в их развитии на разных этапах их формирования.
В наше время, когда остро стоит вопрос о духовном возрождении, о гуманизации и гармонизации личности, вряд ли следует пренебре-гать таким мощным источником духовного обогащения и эстети-ческого воспитания учащихся, какими являются произведения живописи и музыки. Само присутствие репродукции произведения живописи известного художника или звучащего на уроке музыкаль-ного произведения как бы невольно возвышает, одухотворяет уча-щихся, способствует возникновению атмосферы высокой нравствен-ности и культуры речи.
В целях более качественной работы по нравственно-эстетичес-кому воспитанию учащихся целесообразно использовать техноло-гию Педагогической диагностики, дающей не только представление о степени развития нравственно-эстетических качеств личности обу-чающихся, но и помогающей создать условия дальнейшего развития этих качеств для участников педагогического процесса.
При осуществлении диагностики развития эстетических качеств учащихся преподавателем должны быть поставлены общие и част-ные цели. Общие цели касаются выявления общего уровня развития, воспитания, культуры ребенка. Частные цели связаны с выявлением уровня развития ценностных ориентаций, эстетического вкуса обу-чающихся.
После постановки целей определяются критерии развития личности и показатели.
Например, среди критериев развития эстетической культуры можно выделить:
полноту и разносторонность эстетических знаний;
эстетические интересы и потребности;
потребности в общении с искусством;
проявление эстетических чувств при общении с прекрасным;
глубина восприятия произведения искусства;
способность и потребность эстетически преобразовать окружающую действительность и т.д.
В процессе изучения личности воспитанника преподаватель отбирает методы диагностики, то есть способы изучения ребенка. Это может быть: наблюдение, беседа с воспитанником (уточняющее собеседование, интервьюирование), анализ результатов деятельнос-ти, сочинения и др. используя данные методы, учитель определяет уровень развития учащихся.
Анализ результатов диагностики показывает, что каждый из критериев имеет разнообразные количественные и качественные показатели.
Например, отношение к окружающим людям может быть: доб-рым, внимательным, уважительным; безразличным, нейтральным; неуважительным. Развитие поэтических интересов может выра-жаться знанием только имени А.С.Пушкина либо знанием поэтов только школьной программы, либо знанием творчества отдельных поэтов, чтением наизусть их произведений и.т.д.
Исследователи, педагоги-практики выделяют три обобщенных уровня развития: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень эстетического развития предполагает:
фрагментарные эстетические знания;
описательность и перечисляемость в ответах;
случайность наблюдений;
неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь;
неумение сформулировать свое отношение к действительности;
отношение к произведениям искусства, к окружающей действительности, характеризующееся весьма общими показателями – хорошо или плохо, нравится – не нравится, без каких-либо нюансов;
наивно-реалистическое (прямое, зеркальное) восприятие искусства;
отсутствие или неразвитость творческого воображения;
неразвитость эстетических чувств и вкуса;
связь с массовой культурой эстетических чувств и вкуса;
увлечение сюжетом, фабулой, ритмом, внешними атрибутами художественного произведения.
Средний уровень предполагает:
владение определенными понятиями об эстетических ценностях;
стремление не столько описывать события, сколько рассуждать о них;
анализировать свое отношение к действительности;
не всегда устойчивые эстетические вкусы;
связь эстетических интересов и идеалов, как с массовой культурой, так и с истинными её достижениями;
восприятие искусства преимущественно как занимательные игры мыслей, наглядное оформление тех или иных социальных проблем;
заинтересованное отношение воспитанников к проблеме, отраженной в художественном произведении (но не к художественным достоинствам самого произведения, мастерству автора).
Высокий уровень предполагает:
целостность восприятия искусства и окружающей действительности;
умение чувствовать природу искусства (умение узнавать произведения, почерк, особенности творчества художника);
потребность в художественном творчестве, эстетическом преобразовании действительности;
разносторонние эстетические интересы и потребности;
развитый эстетический вкус;
ярко выраженную индивидуальность в определении интересов и идеалов.
В результате применения данных приемов Педагогической диаг-ностики преподаватель может не только выявить уровень эстети-ческого развития учащихся, но и подобрать наиболее подходящие для данной группы пути его совершенствования.
Произведения искусства оказывают широкое и многогранное воздействие на человека. В духовную работу включаются все силы и творческие способности: чувства, интеллект, память и воображение.
При восприятии искусств человек находится в состоянии напря-женной духовной деятельности, в которой участвуют почти все психические процессы личности: мышление, восприятие, ощущение, воля, воображение, эмоции, внутренняя речь. Воздействуя эмоцио-нально, вызывая сопереживание у учащихся, произведение живо-писи надолго остается в памяти и тем самым содействует формиро-ванию личности в определенном социальном плане.
На своих уроках я отбираю такие произведения живописи, кото-рые позволяют активизировать речевую деятельность учащихся, способствуют психологической, интеллектуальной и нравственной коррекции личности обучаемых, развитию его художественного вкуса.
Работа на уроке с репродукциями с картин или заслушивание му-зыкального произведения, созвучного с изучаемым литературным произведением, развивает в учениках наблюдательность, вообра-жение, критическое чутьё, широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать их.
Известно, что демонстрация картин на уроках развивает в уча-щихся наблюдательность, критическое чутье, широту мысли, лю-бовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблю-дательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать эти явления. Работая с репродукциями, ученики не только получают культурологические знания, но и самостоятельно извлекают факты культуры и содержания картины и находят им словесный эквивалент.
Этому способствует то, что картина, действуя на органы чувств человека, дает возможность воспринимать действительность более глубоко и всесторонне, содействует развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формирования мыслительных и речевых процессов.
Наряду с богатырями русских былин, огромнейшую роль в раз-витии молодого поколения, играет образ легендарного героя Гёроглы. Его несравнимая сила, черты характера не оставит слуша-теля равнодушным.
Рассмотрев памятник Героглы в Ашхабаде учащиеся увидят чувство гордости и храбрости джигита. Они смогут понять, как защищать интересы своего народа, как сохранять спокойствие на родной земле, как выйти из крайности.
Напоминая на уроке, о Героглы, стараюсь, чтобы учащиеся не забывали о своих национальных героях, как Героглы, Кеймир – Кёр, Тогрул бек, Чагрыл бек, Солтан Санжар и других защитников Отечества.
Применение современных компьютерных технологий дает преподавателю возможность плодотворно использовать на уроках большой наглядный материал, совмещая различные виды искусства, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и живописи, театра, музыки, размыш-ления над эстетическими понятиями.
В моей практике есть разнообразные формы таких уроков: урок-презентация, уроки с элементами театральных постановок, урок-экскурсия и другие.
Во внеурочной работе эстетическому развитию способствует проведение литературных вечеров и литературно-музыкальных ком-позиций, которые являются средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, разви-тия эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественных способнос-тей учащихся.
Конечной целью эстетического воздействия является формиро-вание человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. И такие уроки станут толчком для духовного и нравственного роста молодого поколения.
Литература
Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. “Картина и иллюстрация на уроках литературы”, М. “Просвещение”, 1985;
Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя, М. “Просвещение”, 1993;
Сборник материалов и программ эстетического воспитания школьников, М, 1999;
Пьянкова Н.И. “Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства и музыки на уроках русского языка и литературы”, М, 2002;
Смелкова З.С. “Литература как вид искусства”, М, 2008.