СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад-Эстетическое воспитание на уроках русского языка в туркменской школе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад-Эстетическое воспитание на уроках русского языка в туркменской школе.Эстетическое воспитание ставит в центр всей образователь-ной системы личность ребенка, обеспечение творческих и разно-сторонних условий её развития, реализации её природных потенциалов.

Просмотр содержимого документа
«Доклад-Эстетическое воспитание на уроках русского языка в туркменской школе.»






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА






ДОКЛАД




на тему “Эстетическое воспитание

на уроках русского языка»

учительницы русского языка

средней школы №6 Фарапского

этрапа Эминовой О.Б.









План.

  1. Введение.

  2. Эстетическое воспитание на уроках русского языка.

  3. Источники духовного обогащения и эстети-ческого воспитания учащихся-туркмен на уроках русского языка ( из опыта работы).

  4. Заключение.







Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирова-ние в человеке его эстетического отношения к действительности. Оно представляет собой сплав непосредственных чувств и интел-лекта.

В последнее время много говорится о воспитании человека куль-туры. Эстетическое воспитание ставит в центр всей образователь-ной системы личность ребенка, обеспечение творческих и разно-сторонних условий её развития, реализации её природных потен-циалов.

Искусство является важным средством воспитания личности. Дисциплины гуманитарного цикла призваны не только помочь уча-щимся овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, но и научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстети-ческую и нравственную сопричастность к нему.

Литература является одной из основных дисциплин в системе эстетического воспитания, так как призвана зарождать в учащихся тягу к красоте, доброте, справедливости. Изучение литературы всег-да сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино. И задача преподавателя литературы – по-мочь учащимся осознать внутреннюю логику развития литературы и искусства, вскрыть общее и особенное в их развитии на разных этапах их формирования.

В наше время, когда остро стоит вопрос о духовном возрождении, о гуманизации и гармонизации личности, вряд ли следует пренебре-гать таким мощным источником духовного обогащения и эстети-ческого воспитания учащихся, какими являются произведения живописи и музыки. Само присутствие репродукции произведения живописи известного художника или звучащего на уроке музыкаль-ного произведения как бы невольно возвышает, одухотворяет уча-щихся, способствует возникновению атмосферы высокой нравствен-ности и культуры речи.

В целях более качественной работы по нравственно-эстетичес-кому воспитанию учащихся целесообразно использовать техноло-гию Педагогической диагностики, дающей не только представление о степени развития нравственно-эстетических качеств личности обу-чающихся, но и помогающей создать условия дальнейшего развития этих качеств для участников педагогического процесса.

При осуществлении диагностики развития эстетических качеств учащихся преподавателем должны быть поставлены общие и част-ные цели. Общие цели касаются выявления общего уровня развития, воспитания, культуры ребенка. Частные цели связаны с выявлением уровня развития ценностных ориентаций, эстетического вкуса обу-чающихся.

После постановки целей определяются критерии развития личности и показатели.

Например, среди критериев развития эстетической культуры можно выделить:

  • полноту и разносторонность эстетических знаний;

  • эстетические интересы и потребности;

  • потребности в общении с искусством;

  • проявление эстетических чувств при общении с прекрасным;

  • глубина восприятия произведения искусства;

  • способность и потребность эстетически преобразовать окружающую действительность и т.д.

В процессе изучения личности воспитанника преподаватель отбирает методы диагностики, то есть способы изучения ребенка. Это может быть: наблюдение, беседа с воспитанником (уточняющее собеседование, интервьюирование), анализ результатов деятельнос-ти, сочинения и др. используя данные методы, учитель определяет уровень развития учащихся.

Анализ результатов диагностики показывает, что каждый из критериев имеет разнообразные количественные и качественные показатели.

Например, отношение к окружающим людям может быть: доб-рым, внимательным, уважительным; безразличным, нейтральным; неуважительным. Развитие поэтических интересов может выра-жаться знанием только имени А.С.Пушкина либо знанием поэтов только школьной программы, либо знанием творчества отдельных поэтов, чтением наизусть их произведений и.т.д.

Исследователи, педагоги-практики выделяют три обобщенных уровня развития: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень эстетического развития предполагает:

  • фрагментарные эстетические знания;

  • описательность и перечисляемость в ответах;

  • случайность наблюдений;

  • неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь;

  • неумение сформулировать свое отношение к действительности;

  • отношение к произведениям искусства, к окружающей действительности, характеризующееся весьма общими показателями – хорошо или плохо, нравится – не нравится, без каких-либо нюансов;

  • наивно-реалистическое (прямое, зеркальное) восприятие искусства;

  • отсутствие или неразвитость творческого воображения;

  • неразвитость эстетических чувств и вкуса;

  • связь с массовой культурой эстетических чувств и вкуса;

  • увлечение сюжетом, фабулой, ритмом, внешними атрибутами художественного произведения.

Средний уровень предполагает:

  • владение определенными понятиями об эстетических ценностях;

  • стремление не столько описывать события, сколько рассуждать о них;

  • анализировать свое отношение к действительности;

  • не всегда устойчивые эстетические вкусы;

  • связь эстетических интересов и идеалов, как с массовой культурой, так и с истинными её достижениями;

  • восприятие искусства преимущественно как занимательные игры мыслей, наглядное оформление тех или иных социальных проблем;

  • заинтересованное отношение воспитанников к проблеме, отраженной в художественном произведении (но не к художественным достоинствам самого произведения, мастерству автора).

Высокий уровень предполагает:

  • целостность восприятия искусства и окружающей действительности;

  • умение чувствовать природу искусства (умение узнавать произведения, почерк, особенности творчества художника);

  • потребность в художественном творчестве, эстетическом преобразовании действительности;

  • разносторонние эстетические интересы и потребности;

  • развитый эстетический вкус;

  • ярко выраженную индивидуальность в определении интересов и идеалов.

В результате применения данных приемов Педагогической диаг-ностики преподаватель может не только выявить уровень эстети-ческого развития учащихся, но и подобрать наиболее подходящие для данной группы пути его совершенствования.

Произведения искусства оказывают широкое и многогранное воздействие на человека. В духовную работу включаются все силы и творческие способности: чувства, интеллект, память и воображение.

При восприятии искусств человек находится в состоянии напря-женной духовной деятельности, в которой участвуют почти все психические процессы личности: мышление, восприятие, ощущение, воля, воображение, эмоции, внутренняя речь. Воздействуя эмоцио-нально, вызывая сопереживание у учащихся, произведение живо-писи надолго остается в памяти и тем самым содействует формиро-ванию личности в определенном социальном плане.

На своих уроках я отбираю такие произведения живописи, кото-рые позволяют активизировать речевую деятельность учащихся, способствуют психологической, интеллектуальной и нравственной коррекции личности обучаемых, развитию его художественного вкуса.

Работа на уроке с репродукциями с картин или заслушивание му-зыкального произведения, созвучного с изучаемым литературным произведением, развивает в учениках наблюдательность, вообра-жение, критическое чутьё, широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать их.

Известно, что демонстрация картин на уроках развивает в уча-щихся наблюдательность, критическое чутье, широту мысли, лю-бовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблю-дательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать эти явления. Работая с репродукциями, ученики не только получают культурологические знания, но и самостоятельно извлекают факты культуры и содержания картины и находят им словесный эквивалент.





















Этому способствует то, что картина, действуя на органы чувств человека, дает возможность воспринимать действительность более глубоко и всесторонне, содействует развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формирования мыслительных и речевых процессов.

Наряду с богатырями русских былин, огромнейшую роль в раз-витии молодого поколения, играет образ легендарного героя Гёроглы. Его несравнимая сила, черты характера не оставит слуша-теля равнодушным.

Рассмотрев памятник Героглы в Ашхабаде учащиеся увидят чувство гордости и храбрости джигита. Они смогут понять, как защищать интересы своего народа, как сохранять спокойствие на родной земле, как выйти из крайности.

Напоминая на уроке, о Героглы, стараюсь, чтобы учащиеся не забывали о своих национальных героях, как Героглы, Кеймир – Кёр, Тогрул бек, Чагрыл бек, Солтан Санжар и других защитников Отечества.

Применение современных компьютерных технологий дает преподавателю возможность плодотворно использовать на уроках большой наглядный материал, совмещая различные виды искусства, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и живописи, театра, музыки, размыш-ления над эстетическими понятиями.

В моей практике есть разнообразные формы таких уроков: урок-презентация, уроки с элементами театральных постановок, урок-экскурсия и другие. 

  Во внеурочной работе эстетическому развитию способствует проведение литературных вечеров и литературно-музыкальных ком-позиций, которые являются средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, разви-тия эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественных способнос-тей учащихся.

Конечной целью эстетического воздействия является формиро-вание человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. И такие уроки станут толчком для духовного и нравственного роста молодого поколения.



Литература

  1. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. “Картина и иллюстрация на уроках литературы”, М. “Просвещение”, 1985;

  2. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя, М. “Просвещение”, 1993;

  3. Сборник материалов и программ эстетического воспитания школьников, М, 1999;

  4. Пьянкова Н.И. “Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства и музыки на уроках русского языка и литературы”, М, 2002;

  5. Смелкова З.С. “Литература как вид искусства”, М, 2008.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!