Управление образования городского округа Ревда
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Зал воспитания финансовой грамотности
Антипова Наталья Игоревна,
учитель начальных классов
Значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека занимает финансовая грамотность.
Целью финансового воспитания я считаю не только расширение экономического кругозора младшего школьника, но и формирование таких качеств личности, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Поэтому одной из задач образования в школе является адаптация обучающихся к активной жизни в условиях рынка.
Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В УМК «Школа России» включены темы по финансовой грамотности в курс таких предметов как математика и окружающий мир. При изучении математики дети знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Знакомятся с понятием цена товара, количество, стоимость покупки. Так же решаем различные экономические задачи, при решении которых акцент делается не только на математический аппарат, но и на поиск подхода к принятию финансово грамотного решения.
Изучая окружающий мир обучающиеся, узнают: что такое экономика, государственный бюджет, семейный бюджет, знакомятся с историей денег.
Но всё это носит не системный характер, поэтому чтобы процесс формирования финансовой грамотности обучающихся носил целостный характер, задания, направленные на развитие финансовой грамотности, я включаю в другие учебные предметы, внеурочные занятия, при проведении классных часов.
На уроках литературного чтения, мы анализируем прочитанные произведения, работаем с пословицами и поговорками. Многие сказки, рассказы, басни имеют в своем содержании и элементы экономики, знакомят с трудовыми отношениями. (Каша из топора, Сказка о рыбаке и рыбке, Стрекоза и Муравей и др.)
На примере сказки Петушок и бобовое зернышко я познакомила детей с понятием обмен, бартер, товар. Ребята учились практически осуществлять процесс обмена и в результате пришли к выводу что покупка товара за деньги более удобный способ, чем обмен.
Решение практико-ориентированных финансовых задач я включаю в уроки технологии. Например, урок по теме «Праздничный стол» включает в себя не только работу с пластилином и выполнение проекта по заданию, но и знакомит обучающихся с правилами, которые необходимо соблюдать при совершении покупок, чтобы семейный бюджет не пострадал. Ребята составили список покупок для праздничного стола.
Любимое занятие детей в младшем школьном возрасте – игра. Поэтому в своей работе я использую игровые технологии. Провожу сюжетно-ролевые игры. такие как «Магазин», «Кафе», «Ярмарка».
Например, для знакомства детей с основными экономическими понятиями я провела игру -путешествие по финансовой вселенной.
Включаю во внеурочные занятия: (показать слайд)
«Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки, упражнения «Закончи верные утверждения»).
«Учись учиться» (работа с различной информацией)
«Разговор о правильном питании» (Игра «Магазин»)
«Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)
На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ. Слайд
Итак, системное применение разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности обучающихся начальных классов обеспечит хороший уровень финансовой грамотности, что в свою очередь будет способствовать формированию успешной личности каждого ребенка.
Спасибо за внимание.