СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Формирование экологической компетентности детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Формирование экологической компетентности детей дошкольного возраста"»

МИНИСТРЕТСОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА























ДОКЛАД

Формирование экологической компетентности детей дошкольного возраста










Выполнил студент группы ПОДО-301 2014

Цынкер Т. А.















Новосибирск 2018

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

В современном мире каждый человек должен обладать достаточно высоким уровнем экологического сознания, мышления и экологической культуры, формирование которой должно начаться в раннем детстве.

На основе психологических характеристик личности ребенка дошкольный возраст является сензитивным для создания фундаментальных основ развития эмоционального и сенсорного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя от окружающей среды, развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, формирует основу моральных и экологических позиций личности, проявляющихся во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание эмпатии к ней, активная деятельность в решении некоторых экологических проблем [6, с. 35].

Согласно ФГОС ДО экологическое воспитание входит в познавательное направление развития дошкольников. В соответствии с Федеральным стандартом «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности;…формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» [11].

В соответствии с ФГОС ДО особенность образовательного процесса заключается в том, что образование и воспитание не сами по себе развивают непосредственно ребенка, а только тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Основываясь на взаимодействии детей под руководством взрослых с окружающим природным миром: растениями, животными, их средой обитания, изготовленными людьми предметами из натуральных материалов, формируются исходные элементы экологической культуры.

Актуальной компонентом экологической культуры человека является экологическая компетентность, которая обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, практическое использование приобретенных знаний.

Принимая во внимание концепцию компетентности в отношении дошкольного периода, М.В. Крулехт предлагает следующее определение: «это когда ребенок способен и готов решать какие-то задачи, проблемы и в познании, и в общении, а также в специфических видах деятельности» [12, с. 34].

Концепция экологической компетентности включает в себя способность ребенка использовать знания о природе, что позволяет ему проявлять знания в области экологии, которые способствуют практическому и умственному экспериментированию и позволяют бережно относятся к окружающему миру.

Первоначальная экологическая компетентность дошкольника определяется как готовность самостоятельно решать задачи гуманного взаимодействия с природой на основе системы экологических представлений, навыков и взглядов. Основными категориями для обоснования сущности экологической компетентности являются «экологическая личность», «экологическая деятельность», «экологическое сознание» [7, ​​с. 499].

Применение компетентностного подхода в экологическом образовании дошкольников предусматривает создание условий, при которых ребенок становится субъектом экологической деятельности; в диалоге с педагогом активно ассимилирует элементарные научные экологические представления, нормы и правила поведения в природе. Дошкольник освоил практические и познавательные экологические навыки, умеет тщательно обрабатывать природные объекты. Первоначальная экологическая компетентность, сформированная педагогами ДОО, создаст непрерывность и непрерывность экологического образования на последующих уровнях образования, поскольку дошкольное образование в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» является первым этапом общей системы образования человека [10].

Анализ психологической, педагогической литературы, а также анализ структуры актуальной компетенции, предложенной И.А. Зимней [5], анализ структуры экологической компетентности, разработанный Д.С. Ермаковым [4], позволил прояснить структуру экологической компетентности дошкольников и выделить следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоционально-чувственный и практико-деятельностный. Давайте кратко остановимся на их описании.

Ценностно-мотивационный компонент характеризуется формированием личностных и социально значимых мотивов поведения и деятельности в природе, проявлением когнитивного интереса к объектам и явлениям природы, экологическим проблемам, пониманию ценности природы, необходимости ее сохранения.

Когнитивный компонент определяется присутствием у детей полных, твердых, надежных, обобщенных и сознательных экологических представлений, знаний.

Эмоционально-чувственный компонент характеризуется проявлением положительных эмоций по отношению к природе, ее объектам, чувствам ответственности, долгу перед ними, желанию заботиться и защищать их.

Практико-деятельностный компонент представлен экологическими умениями, навыками и опытом практической природоохранной деятельности.

Все эти компоненты экологической компетентности дошкольников взаимосвязаны и взаимозависимы. Экологические идеи, знания становятся убеждениями и становятся приобретением ребенка только через практический и эмоциональный опыт.

В этой связи основными показателями экологической компетентности являются:

  • экологические знания и навыки;

  • освоение способов познания природной и социальной среды;

  • умение поиска, получения и обработки информации;

  • наличие природоохранных навыков;

  • способность сотрудничать и работать в группе;

  • умение заниматься проектной деятельностью;

  • способность находить новые решения проблемных ситуаций;

  • проявление эмоциональных, личных отношений.

Экологическое знание порождает экологическое сознание, формирование которого является основной задачей экологического воспитания дошкольников и способствует формированию сознательного отношения к природе [9, с. 12].

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

  • связь со средой обитания растительных и животных организмов;

  • живые организмы, сообщества живых организмов во всем их многообразии и экологическом единстве;

  • человек как живое существо, его окружение, способное обеспечить нормальную жизнь и здоровье;

  • природные ресурсы, их использование человеком в хозяйственной деятельности;

  • окружающая среда, загрязнение;

  • способы защиты и восстановления природных ресурсов.

Таким образом, в педагогической практике результаты экологического образования чаще измеряются в знаниях. Обобщение социально-педагогических и методологических особенностей нынешнего этапа развития экологического образования (экологическое образование в интересах устойчивого развития) позволяет сформулировать его цель как развитие экологической компетенции, приводящее, соответственно, к экологической компетентности.

Следовательно, из психолого-педагогической сущности компетенции следует, что формирование экологической компетентности является целостным процессом поэтапного включения детей в природоохранную деятельность, что способствует приобретению системы знаний об экосистемах и природе как наиболее важной ценности, характер воздействия и нормы взаимодействия человека с окружающей средой; навыки и готовность творчески решать экологические проблемы; опыт участия в практических делах для сохранения и улучшения состояния окружающей среды, экологически значимых личных качеств, способов мышления, ценностей и значений [3, с. 56].

Формирование первоначальных экологических компетенций у детей дошкольного возраста требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создания условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Эти области экологического образования успешно реализуются с использованием инновационных видов образовательных технологий, таких как:

  • метод проектов;

  • экологическая тропа;

  • социально-игровые методы;

  • мультимедийная презентация;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенного Федеральным государственным образовательным стандартом для структуры базовой общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

В настоящее время перед ДОУ ставится задача предложить целостный интегративный процесс взаимодействия между взрослым и ребенком по конкретной теме, в котором образовательные области будут гармонично объединены для целостного восприятия окружающего мира.

Чтобы качественно реализовать интеграцию в ДОУ, необходимо определить формы интеграции. К таким формам относятся совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетные ролевые игры. Однако все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.

В последнее время в регионах России наблюдается интенсивный творческий процесс. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического воспитания детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Санкт-Петербурге и области, Екатеринбурге, Липецке, Сочи, в Якутии, Перми, Тюмени, Нижнем Новгороде, Дальнем Востоке).

Экологическая тропа является одной из современных форм образования и воспитания детей – это работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомство с растениями и животными, их местообитаниями, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети дошкольного возраста расширяют свои горизонты, практикуются в ориентировании. Учитывая характеристики возраста, а также особенности этой развивающей среды, при организации работы по экологическому пути можно использовать различные формы: экскурсии, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники и т.д. [1, с. 62].

Особенность процесса экологического образования на тропах природы заключается в том, что он построен на основе непринуждённого усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в естественной среде. Это достигается посредством органического сочетания познания и отдыха во время движения по маршруту экологической тропы.

Экологический путь позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для проведения природоохранных мероприятий и в то же время оздоровлению детей на свежем воздухе. Объекты экологического пути дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропы, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природы и эмпатии к живым организмам.

Анализ состояния теории и практики экологического образования показал перспективу использования метода моделирования, который может обеспечить более эффективное усвоение информации об особенностях объектов природы, их структуре, отношениях и отношениях, существующих между ними.

Знакомство с природой с помощью визуального моделирования, как утверждают ученые-психологии, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению знаний. Ученые отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что основой моделирования является принцип замещения объектами, знаками, схемами, реальными объектами [8, с. 60].

В настоящее время стало возможным использовать новые информационные технологии, направленные на формирование экологической культуры дошкольников. Каждое дошкольное образовательное учреждение в стране имеет доступ к Интернету.

По мнению исследователей и практиков, новые формы работы с дошкольниками актуальны для современного дошкольного учреждения – позволяют проводить нестандартные мероприятия в области экологического образования:

1. Занятие-проект (самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат).

2. Занятие комплексное (сочетание различных видов деятельности).

3. Занятие-интервью (создание ситуаций успеха).

4. Свободный выбор (создание развлекательного и оперативного применения знаний).

5. Урок-эссе (обучение детей навыкам исследования).

6. Коллоквиум (обучение детей навыкам исследовательской работы).

7. Занятие-конкурс (конкурс в области знаний, навыков, навыков).

8. Семинар (участие детей в практической деятельности).

9. Занятие-подсказка (создание ситуаций самотестирования).

10. Слабое звено (создание ситуации успеха).

11. Я нахожусь на ринге (создание ситуации, которая обеспечивает развитие и саморазвитие личности).

12. Урок-импровизация (зависимость от способностей, интересов детей, совместное творчество учителя и детей).

13. Занятие-общение (совместное обсуждение вопросов, ответов).

14. Занятие-фантазия (применение элементов ТРИЗ).

Таким образом, специфика формирования экологической компетентности в соответствии с концепцией современного образования проявляется в построении всего образовательного процесса с точки зрения формирования у детей определенной системы ценностей и поведенческих навыков, которые позволяют принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни, не угрожая будущему планеты.

Компетентный подход как вид содержания образования не сводится к когнитивному компоненту, т.е. наличию только экологических знаний, он включает в себя целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций (т.е. для многих социальных сфер), социальных ролей, компетенций. И одним из основных условий успешного формирования начальной экологической компетентности дошкольников является возможность проявления экологической компетенций в различных видах природоохранной деятельности.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Белых А.Г., Дерягина Л.А. Реализация инновационного проекта ДОУ «Экологическая тропа» // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 62-65. 

  2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14. 

  3. Гагарин А.В., Новиков С.О. Экологическая компетентность как интегральный критерий эколого-ориентированной личности (сущностно-функциональный аспект)// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2011. - № 4. - С. 5-10.

  4. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: Монография. - М.: РУДН, - 2008. - 60с.

  5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004. – 220 с.

  6. Маттис О.И. Формирование экологической культуры детей раннего возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 35-36. 

  7. Окуловский О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. – 2012. – №12. – С. 499-500.

  8. Романенко О.Г., Данилова Л.И., Дорошина Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 60-62.

  9. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. - 208 с.

  10. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] //http: // www.rg.ru 2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.

  12. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат образования. Метод проектов в образовательном процессе: дидактическое пособие для обучения педагогов. - Самара, 2002. - 80 с.