Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе"»
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
Болотникова Светлана Владимировна
1.Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
2. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
3. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
4. Процесс формирования и развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления.
5.Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Логические приемы
Примеры заданий
1. Уровень – знание
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. Уровень – понимание
Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. Уровень – использование
Применить, проиллюстрировать, решить Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа)
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
4. Уровень – анализ
5. Уровень – синтез
6. Уровень – оценка
6.Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку: предусматривают овладение учащимися навыка грамотного беглого чтения, формирование умений работы с текстом, а также умение найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина, умение оценить работу товарища, умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному, важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.
7. Развитие у детей логического мышления позволяет расширять кругозор младших школьников и более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.
8.Модель формирования и развития функциональной грамотности: Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель.