СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. «Формирование функциональной грамотности на уроках : как связать историю и реальную жизнь»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическое выступление по формированию функциональной грамотности  по истории.Прием палимпсест

Просмотр содержимого документа
«Доклад. «Формирование функциональной грамотности на уроках : как связать историю и реальную жизнь»»











Выступление по докладу.

«Формирование функциональной грамотности на уроках : как связать историю и реальную жизнь»




Учитель истории и обществознания

Высшей категории

Филиала МБОУ СОШ с.Бисерово-«ООШ д.Архипята»

Афанасьевского района

Порубова Светлана Юрьевна













Цель:  познакомить с опытом работы по развитию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

Задачи:

  • раскрыть содержание посредством ознакомления с разными типами заданий.

  • показать практическую значимость использования несколько типов заданий при работе на уроке.

  • Ознакомить коллег с работой Д.И.Н., профессора Нагорной О.С. по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках истории: образ прошлого в современных медиа»

Ожидаемые результаты:

участники получат знания приемах работы по формированию функциональной  грамотности   на уроках гуманитарного цикла для использования в своей педагогической практике .

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение , метод рефлексии.















Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления и доклада

« Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания». Как связать предмет и реальную жизнь? »

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника.

Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.

Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

Все мы уже понимаем, что задача системы образования главным образом состоит в формировании и оценке способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

И вы согласитесь, что наши педагоги дают предметные знания. Однако результаты диагностических работ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, не всегда высоки.

Но сегодня ОГЭ, ЕГЭ не могут решить проблем по формированию функциональной грамотности. По результатам PISA у российских школьников выявлены основные затруднения:

-неумение работать с предлагаемой информацией;

-некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действия;

-не умеют достаточно быстро работать с разными источниками информации: графики, диаграммы, картины и т.п.

Рассмотрим одно из заданий:

Из текста определить исторический факт суждение о том, что важным фактором, отразившимся в религии Древнего Египта, стало появление среди египтян неравенства и образования у них государства.

Размышляем, первобытные отношения-охота-звери, птицы

Земледелие-Солнце Амон-Ра.появление неравенства и государства.

В этом задании учащиеся не умеют выбрать факт из предлагаемой информации.

В чем заключается наша задача?

Понять по каким причинам ученик испытывает трудности. Как он понимает и воспринимает информацию, а именно образы , историю прошлого. Давайте с вами обратимся к слайду. «Образы прошлого в жизненном мире школьника»

Какой вывод можно сделать?

Почти ежедневно школьники встречаются с множественными историческими текстами. Они могут быть сплошными и несплошными.

Предлагаю основные приемы по формированию читательской грамотности на уроках истории. А теперь поработаем с другими источниками.

Например, памятник советским воинам в Болгарии.

Что мы можем о нем сказать? Можно сказать, что он противоречив? Асинхронен. Асинхронное обучение — это когда такое взаимодействие разделено во времени.

Да, конечно! Он поставлен очень давно-асинхронен. Противоречив, потому что поставлен памятник, но он выкрашен в красный цвет. Можно назвать это вандализмом. Но причины здесь иные. Какие?

Вообще, если внимательно рассмотреть наши учебные пособия для учащихся, в них можно ли увидеть противоречия?

Какие навыки XXI века помогут подростку ориентироваться в современном мире?

-навыки критического мышления;

-навыки креативности;

-навыки коллаорации;

-навыки презентации.

Но картинки в повседневной жизни встречаются. И встречались на уроках истории в 9 классе по теме «Социальные противоречия НЭПА». По новой программе в 10 классе таких противоречий нет.

В своем выступлении большее внимание хотела бы уделить внимание на дидактический прием: прием палимпсеста.

Прием палимпсеста- это некий эффект наложения друг на друга городских или других культурных слоев, прием воображения, восстановления утраченного исторического наследия на примере Ярославского вокзала.

На слайде показан алгоритм написания эссе и отрывок примера учащейся 10 класса, в котором рассматривается два периода XIX вв и конец XX века.

Учащиеся , заканчивая школу, приобретают и должный приобретать в каждой школе прежде всего навыки SOFT SKILLS.Эти навыки необходимы для решения тех или иных задач, жизненных ситуаций в нашем непростом, порою очень сложном современном мире. Это гибкие навыки , формирующиеся в разных технологиях. У каждого педагога наработана своя система , своя технология. Лично для меня остается интересными две технологии: проблемного и критического мышления. Наверное, ближе технология проблемного обучения . Новый прием-палимпсест отлично уживется со многими технологиями.

Чему мы должны учить своих детей? Добывать, применять, оценивать.

Мы должны развивать функционально-грамотную личность.


Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!