СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование связной диалогической речи у детей в младшей группы средствами театрализованной деятельности по русской народной сказке"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование связной диалогической речи у детей в младшей группы средствами театрализованной деятельности по русской народной сказке"»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области



Студентка 4 курса,

Специальность 44.02.01

группа





Формирование связной диалогической речи у детей в младшей группы средствами театрализованной деятельности по русской народной сказке

Доклад



ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ ………………………………………….

1.1 Психолого - педагогические исследования в области развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста …………………………..

1.2 Особенности развития связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста …………………………………………………..

1.3 Театрализованная деятельность, как средство развития связной диалогической речи детей Младшего дошкольного возраста ……….

Выводы по главе 1 …………………………………………………………..

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ …………………………………………………………

2.1 Выявление исходной стадии сформированности связной диалогической речи у детей младшей группы МБДОУ «Детский сад 142» ………………..

2.2 Разработка и проведение педагогических мероприятий с использованием элементов театрализованной игры для формирования связной диалогической речи детей младшей группы …………………………………………………

2.3 Анализ результатов опытно- практической работы по формированию связной диалогической речи у детей в младшей группы средствами театрализованной деятельности по русской народной сказке ……………..

Выводы по главе 2. ……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….

Введение



Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка . Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь — одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е. И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания».

Овладевая той или иной методикой (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и т. д.), воспитатель должен усваивать и сведения по руководству речью детей, поскольку в любом виде деятельности ему приходится развивать их словарь, формировать навыки речевого общения (умение слушать, отвечать, спрашивать, умение связно рассказать о своем замысле, о проделанной работе и т. д.). Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.

Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Есенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения с взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в само презентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. Дети испытывают большие трудности в - усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава.

Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.

Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А.Г. Рузской. Она отмечает, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.

Актуальность изучения проблемы развития диалогической речи обусловлена тем, что диалог имеет особое значение в развитии дошкольников так как в нём, проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, обращенное к философским основам бытия, познанию и самопознанию. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладения родным языком, средством социализации ребенка. Ведь речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка.

Непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми. Не случайно авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Массовое явление, связное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Дети мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Кроме того, театр доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Список использованных источников



1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. Дата обращения: 27.10.2020

2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст] / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николоаева. – Москва: Просвещение, 2-е изд., стереотип, 2015.

3. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. [Текст] / А. Г. Арушанова. – Москва: МозайкаСинтез, 2001. - №5. Стр.272

4. Арушанова, А. Г. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. [Текст] / А. Г. Арушанова, Е. С Рычагова , Н. В. Дурова – Москва: МозайкаСинтез ,2002. - №10. - с. 82-90.

5. Афонькина, Ю. А. Развитие интерактивных качеств дошкольников. Методический конструктор. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005483303, свободный. Дата обращения: 15.01.2021.

6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – Москва: Просвещение, 1981. - 255 с.

7. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практическое пособие для вузов [Текст] / Л. В. Ворошина. – Москва: Юрайт,2019.-191с.

8. Горшкова, Е. Г. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание [Текст] / Е. Г. Горшкова. – 2000. - №12.- 97с.

9. Детская литература: учебник для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / В. К. Сигов [и др.]; под научной редакцией В. К. Сигова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 532 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11615-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/449251, свободный. Дата обращения: 21.01.2021

10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1991. – с.215

11. Елисеева, М. Б. От 2 до 5: речь “для других” и “речь для себя”// Ребенок как партнер в диалоге [Текст] / М. Б. Елисеева. – Санкт-Петербург: Издательство “СОЮЗ”, 2001. – 76с.

12. Логинова, В. И. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинова, М. И. Попова; под ред. Ф. А. Сохин. – Москва: Просвещение, Изд. 5-е, испр. 1981. – 159с.

13. Основы теории речевой деятельности [Текст] / Под ред. А. А. Леонтьева. – Москва: Просвещение, 1974. - 148с.

14. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов [Текст] / ред. Ф. А. Сохин. - Москва: АПН СССР, 1987. - 120с.

15. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07395-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437076, свободный. Дата обращения: 27.12.2020.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей