СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад«Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад«Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»

Просмотр содержимого документа
«Доклад«Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»»


Обобщение опыта на педагогическом портале ЦРПИ «Знание» http://ped-znanie.ru/

«Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики

по профессии электрогазосварщик.»


Автор: Филитов Игорь Александрович

Должность: Мастер производственного обучения

КФ ГАПОУ «БТЭиР» г Клинцы


В современных условиях гарантом успеха молодежи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки, уровень профессионального мастерства. А это еще раз ставит перед профессиональными учебными заведениями задачи по коренному улучшению постановки производственного; обучения учащихся, рабочих и специалистов, повышения эффективности методов его осуществления.

Основной целью производственного обучения учащихся является формирова­ние у них профессионального мастерства в области определенной

профессии, специальности.

Эта генеральная цель конкретизируется в задачах производственного обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определенной степени средства достижения этой основной цели. Исходя из такого понимания взаимосвязи целей и задач, выделим следующие критерии-показатели, раскрывающие сущность понятия «профессиональное мастерство»:

— качество выполнения работы — выполнение технических тре­бований (условий) к результатам работы; соответствие ее установ­ленным показателям и нормативам, параметрам; получение устой­чивых положительных результатов;

— производительность труда — выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводи­тельной техники и технологии, наиболее экономных и производи­тельных способов выполнения работы и организации труда;

— профессиональная самостоятельность — умение самосто­ятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое каче­ство и производительность труда; способность самостоятельно раз­бираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;

— культура труда — способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда;

— творческое отношение к труду — развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершен­ствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способ­ности к рационализации и изобретательству;

Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятельности мастеров производственного обучения и учебной деятельности учащихся.

В ходе усвоения надо обеспечить не только прочность, глубину и осознанность, но и действенность знаний, т.е. умение применять их на практике в различных учебных, производственных и жизненных ситуациях. Вот почему в акте усвоения знаний обязательно должен присутствовать элемент их применения. Оно осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания учебного материала.

Применение знаний в том или ином виде происходит в каждом звене учебного процесса и определяется непосредственной логикой усвоения знаний. Применение знаний можно организовать путем выполнения упражнений, лабораторных и практических работ и т.д. Основным способом применения знаний, полученных учащимися при изучении специальных и общетехнических предметов, является производственное обучение учащихся. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывает практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными, действенными и оттого реально осмысленными.

Применяя знания в различных учебных и производственных ситуациях, учащиеся тем самым осваивают способы деятельности, хотя овладение ими может выступать и самостоятельной целью обучения. Особенно это характерно для производственного обучения учащихся.

Способы деятельности бывают практические и интеллектуальные. Сборка схемы, настройка прибора, обработка детали на станке – практические действия. Выполнение расчетов, сравнение, классификация – интеллектуальные способы деятельности. К ним относятся также и способы оперирования различным знаниями в уме, т. е. мышление, осуществляемое на каком- либо предметном содержании. Среди интеллектуальных способов следует различать способы действия учащихся по усвоению знаний, по применению усвоенных знаний, получению (самостоятельному добыванию) знаний, по организации своей познавательной деятельности.

Результатом применения знаний и освоения способов деятельности является формирование у учащихся умений и навыков. Умение – это действие, состоящее из упорядоченного ряда операций, имеющих большую цель. Умение может быть освоено с разной степенью совершенства, но его выполнение всегда контролируется сознанием. Вместе с тем человек никогда не создает всех элементов исполнения, регуляции и контроля своей деятельности.

Такие умения формируются при проведении упражнений. Одним из типичных творческих упражнений является решение продуктивных задач: на выбор (инструментов, приспособлений, способов обработки, настройки и т.п.); на сравнение и оценку (способов выполнения работ, эффективности применения инструментов, приспособлений, процессов); на объяснение различных технических явлений и процессов.

При изучении специальных предметов большое применение находят упражнения в планировании (проектировании) технологических процессов обработки, изготовления, ремонта, сборки, наладки, регулировки и т.п. Основная дидактическая цель таких упражнений — формирование у учащихся, прежде всего, обобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принципов, типовых алгоритмов действия, способов самопроверки), используя которые они смогут уве­ренно разрабатывать конкретные технологические процессы.

Характерный вид упражнений этого типа — составление принципиальных схем изучаемых машин, механизмов, установок и т.п. Учащиеся при этом должны выделить основное, главное, отвлечься от второстепенного, мысленно представить взаимосвязанные звенья и от пространственных представлений перейти к плоскостному схематическому изображению.

На уроках производственного обучения по сварочному делу учащимся предоставляется возможность проявить себя. На спецтехнологии они получают теоретические знания по выбранной профессии, а, работая в мастерской, они должны научиться применять эти знания на практике, т.е. у них формируются определенные навыки и умения.

Реализация поставленных задач, т.е. формирование умений и навыков, обеспечивается системой закрепления. Одним из средств закрепления является их воспроизведение. Вначале, при изучении приемов и операций — это отработка правильности трудовых действий, далее — достижение точности, скорости, сноровки. Постоянными, сквозными, все более усложняющимися целями является формирование профессиональной самостоятельности, культуры труда, способностей к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, творческого отношения к труду, имеющего безграничное множество своих специфических проявлений и уровней.

Мастер разрабатывает задания, планирует порядок их выполнения, регулирует сложность и трудность, а во время работы наблюдает за учащимися и в необходимых случаях консультирует их, помогая самостоятельному решению поставленной задачи. В конце каждого года обучения мастер проводит проверочные квалификационные работы – это самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа – это форма познавательной деятельности учащегося, его памяти, мышления, воображения. Такие работы показывают, как учащиеся научились применять полученные теоретические знания на практике.

Последним этапом формирования умений и навыков можно считать производственную практику в условиях конкретного предприятия. Здесь ребята в условиях производства укрепляют свои умения и навыки, учатся производственной дисциплине, ответственности, самосто­ятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое каче­ство и производительность труда; способность самостоятельно раз­бираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе.

Формирование умений и навыков происходит на следующих уровнях:

I уровень — репродуктивная, несамостоятельная работа – деятельность выполняется под непос­редственным наблюдением и руковод­ством мастера. Первоначальное освоение трудовых приемов и операции, способов выполнения несложных работ комплексного характера.

II уровень — репродуктивная, самостоятельная работа – деятельность выполняется самостоятельно на основе типовых алгоритмов (технологической последовательности выполнения работы, чередования эта­пов, элементов, процедуры), воспроизводимых по памяти.

III уровень — продуктивная, самостоятельная работа. Выполнение работ комплексного характера средней сложности; освоение новых технологии.

IV уровень — самостоятельная, творческая работа. Деятельность выполняется на основе самостоятельно созданных алгоритмов. Учащийся самостоятельно принимает решения в нетипичных условиях и си­туациях деятельности творчески используются усвоенные знания и умения, предлагает и реализует на практике оригинальные решения в области орудии, средств и способов труда.


Литература


  1. Скакун В.А. Преподавание курса « Организация и методика производственного обучения»: Метод. пособие. – М.:Высш.шк.,2016

  2. Фоминых В.П. Методика практического обучения сварщиков ручной дуговой сварки: Метод. пособие. – М.:Высш.шк.,2015

















6