СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование экологического мышления на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение формирования экологического мышления на уроках географии и экологические задачи.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование экологического мышления на уроках географии"»

Доклад «Формирование экологического мышления на уроках географии».

Воздействие «антропогенного пресса» на природу Земли привело к значительному ее изменению. Поэтому перед человечеством возникли проблемы ее охраны и рационального использования, в решении которых важное место занимают географические науки, а на ступени школьного образования — уроки географии.

Система географических наук смотрит на природную среду, с одной стороны, через призму отраслевого и комплексного познания ее компонентов и происходящих в ней процессов, с другой — социально-экономических аспектов ее использования. При этом больше внимания уделяют изучению тех взаимодействий, которые возникают при различном использовании природной территории человеком.

Школьный курс географии имеет большие возможности в формировании экологического мышления учащихся и подготовки их к трудовой деятельности. Особенно важны для решения этой задачи знания по теме «Биосфера». Ознакомление учащихся с биосферой и взаимосвязями компонентов природы, а также природными комплексами происходит при изучении начального курса физической географии. В курсе «География материков и океанов» идет углубление знаний о главных особенностях природы Земли на примере природы материков и океанов. Развитие и углубление этих знаний продолжается и в следующем курсе, завершаясь обобщающим разделом «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы». Такая структура построения курсов по развитию знаний о природе позволяет говорить о переходе от общих элементарных представлений к комплексным географическим.

Все многообразие «биосферного» и «ландшафтного» материалов школьного курсов физической географии можно свести к 3 группам:

  1. Биологические ресурсы.

  2. Основные экосистемы зональных и азональных ландшафтов.

  3. Изменение биокомпонентов и ландшафтов в географической оболочке в результате хозяйственной деятельности человека.

Облегчает формирование экологического мышления школьников использование на уроках и во внеклассной работе конкретного экологического материала и решение экологических заданий — задач. Для примера приведу задания — задачи, которые использую при изучении биологических ресурсов в курсе физической географии.

Живое вещество биосферы.

Решающее значение в истории образования биосферы имело появление на Земле автотрофных (зеленых) растений, в результате жизнедеятельности которых создавались богатые энергией органические вещества — первооснова существования и развития животного мира. На Земле живое вещество представлено биомассой растений, биомассой животных и биомассой бактерий. Под биомассой понимают общую массу живого вещества или видов, популяций или сообщества в целом, приходящуюся на единицу поверхности или объема местообитания. Чаще всего она выражается в массе сырого или сухого вещества: г/м.кв., кг/га и так далее.

Биомасса Земли составляет 2500000000000 тонн сухого вещества и неизмеримо мала по сравнению с массой Земли, которая составляет 6·10 в 27 степени тонн. Максимальная плотность живого вещества, свыше 90% общей биомассы — на суше, - главным образом в тропических лесах (до 500 т/га); минимальная — в высокогорьях, пустынях и полярных областях. В пределах гидросферы биомасса концентрируется главным образом в поверхностном (планктонном) слое зоны морского мелководья.

Задача 1.

Масса Земли составляет 6·10 в 27 степени тонн, тогда как биомасса сухого вещества Земли — около 2,5 · 10 в 12 степени тонн. Во сколько раз биомасса Земли меньше ее общей массы?


Задача 2.

  1. Биомасса единовременно живущих организмов на Земле составляет 2,423·10 в 12 степени тонн (сухое вещество). Из них на долю сухопутных организмов приходится 2,42·10 в 12 степени тонн (сухое вещество). Из них на долю сухопутных организмов приходится 2,42·10 в 12 степени тонн, а на долю водных — всего 0,003·10 в 12 степени тонн. Определите: во сколько раз биомасса водных организмов меньше сухопутной?

  2. Определите процентные величины биомассы единовременно живущих сухопутных и водных организмов на планете.

    Примечание: ответ получается в результате решения уравнения, где вся биомасса единовременно живущих организмов Земли принимается за 100%, а биомасса сухопутных и водных поочередно берется за х.

  3. Объясните, чем вызваны такие различия?

Задача 3.

Сколько тонн биомассы единовременно живущих организмов приходится на 1 км.кв. Поверхности Земли, суши и Мирового океана, если их площади соответственно равны 510, 149 и 361 млн.км.кв.

Пищевые цепи биосферы.

Пищевые цепи, или цепи питания, - это ряды видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, связанных друг с другом отношениями «пища — потребитель».

В любой экосистеме есть первичные продукты (производители) органического вещества — организмы — автотрофы (в основном это зеленые растения). Они в свою очередь служат пищей для разнообразных организмов — гетеротрофов — всех животных, грибов, некоторых микроорганизмов. Среди них выделяют первичных — консументов (потребителей) — растительноядных животных (например, кузнечики среди насекомых, копытные среди млекопитающих) и вторичных консументов, или собственно хищников, разных рангов, разного порядка, поедающих других животных. Получается, что живые существа, относящиеся к самым разным систематическим группам, могут играть в экосистемах одну и ту же роль, так как принадлежат к одному и тому же пищевому или трофическому уровню. Взятые вместе, они и образуют пищевую цепь экосистемы, или, точнее, пищевую сеть.

Составление пищевых цепей биосферы также является неотъемлемой частью уроков по данной теме.

В последнее время для формирования экологического мышления широко используется проектная деятельность учащихся. Как правило, проекты экологического содержания представляют собой интересные исследовательские работы, в которых наряду с теоретической всегда творчески представлена практическая часть: анализ состава воды и тому подобное.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!