Доклад «Формирование экологического мышления на уроках географии».
Воздействие «антропогенного пресса» на природу Земли привело к значительному ее изменению. Поэтому перед человечеством возникли проблемы ее охраны и рационального использования, в решении которых важное место занимают географические науки, а на ступени школьного образования — уроки географии.
Система географических наук смотрит на природную среду, с одной стороны, через призму отраслевого и комплексного познания ее компонентов и происходящих в ней процессов, с другой — социально-экономических аспектов ее использования. При этом больше внимания уделяют изучению тех взаимодействий, которые возникают при различном использовании природной территории человеком.
Школьный курс географии имеет большие возможности в формировании экологического мышления учащихся и подготовки их к трудовой деятельности. Особенно важны для решения этой задачи знания по теме «Биосфера». Ознакомление учащихся с биосферой и взаимосвязями компонентов природы, а также природными комплексами происходит при изучении начального курса физической географии. В курсе «География материков и океанов» идет углубление знаний о главных особенностях природы Земли на примере природы материков и океанов. Развитие и углубление этих знаний продолжается и в следующем курсе, завершаясь обобщающим разделом «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы». Такая структура построения курсов по развитию знаний о природе позволяет говорить о переходе от общих элементарных представлений к комплексным географическим.
Все многообразие «биосферного» и «ландшафтного» материалов школьного курсов физической географии можно свести к 3 группам:
Биологические ресурсы.
Основные экосистемы зональных и азональных ландшафтов.
Изменение биокомпонентов и ландшафтов в географической оболочке в результате хозяйственной деятельности человека.
Облегчает формирование экологического мышления школьников использование на уроках и во внеклассной работе конкретного экологического материала и решение экологических заданий — задач. Для примера приведу задания — задачи, которые использую при изучении биологических ресурсов в курсе физической географии.
Живое вещество биосферы.
Решающее значение в истории образования биосферы имело появление на Земле автотрофных (зеленых) растений, в результате жизнедеятельности которых создавались богатые энергией органические вещества — первооснова существования и развития животного мира. На Земле живое вещество представлено биомассой растений, биомассой животных и биомассой бактерий. Под биомассой понимают общую массу живого вещества или видов, популяций или сообщества в целом, приходящуюся на единицу поверхности или объема местообитания. Чаще всего она выражается в массе сырого или сухого вещества: г/м.кв., кг/га и так далее.
Биомасса Земли составляет 2500000000000 тонн сухого вещества и неизмеримо мала по сравнению с массой Земли, которая составляет 6·10 в 27 степени тонн. Максимальная плотность живого вещества, свыше 90% общей биомассы — на суше, - главным образом в тропических лесах (до 500 т/га); минимальная — в высокогорьях, пустынях и полярных областях. В пределах гидросферы биомасса концентрируется главным образом в поверхностном (планктонном) слое зоны морского мелководья.
Задача 1.
Масса Земли составляет 6·10 в 27 степени тонн, тогда как биомасса сухого вещества Земли — около 2,5 · 10 в 12 степени тонн. Во сколько раз биомасса Земли меньше ее общей массы?
Задача 2.
Биомасса единовременно живущих организмов на Земле составляет 2,423·10 в 12 степени тонн (сухое вещество). Из них на долю сухопутных организмов приходится 2,42·10 в 12 степени тонн (сухое вещество). Из них на долю сухопутных организмов приходится 2,42·10 в 12 степени тонн, а на долю водных — всего 0,003·10 в 12 степени тонн. Определите: во сколько раз биомасса водных организмов меньше сухопутной?
Определите процентные величины биомассы единовременно живущих сухопутных и водных организмов на планете.
Примечание: ответ получается в результате решения уравнения, где вся биомасса единовременно живущих организмов Земли принимается за 100%, а биомасса сухопутных и водных поочередно берется за х.
Объясните, чем вызваны такие различия?
Задача 3.
Сколько тонн биомассы единовременно живущих организмов приходится на 1 км.кв. Поверхности Земли, суши и Мирового океана, если их площади соответственно равны 510, 149 и 361 млн.км.кв.
Пищевые цепи биосферы.
Пищевые цепи, или цепи питания, - это ряды видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, связанных друг с другом отношениями «пища — потребитель».
В любой экосистеме есть первичные продукты (производители) органического вещества — организмы — автотрофы (в основном это зеленые растения). Они в свою очередь служат пищей для разнообразных организмов — гетеротрофов — всех животных, грибов, некоторых микроорганизмов. Среди них выделяют первичных — консументов (потребителей) — растительноядных животных (например, кузнечики среди насекомых, копытные среди млекопитающих) и вторичных консументов, или собственно хищников, разных рангов, разного порядка, поедающих других животных. Получается, что живые существа, относящиеся к самым разным систематическим группам, могут играть в экосистемах одну и ту же роль, так как принадлежат к одному и тому же пищевому или трофическому уровню. Взятые вместе, они и образуют пищевую цепь экосистемы, или, точнее, пищевую сеть.
Составление пищевых цепей биосферы также является неотъемлемой частью уроков по данной теме.
В последнее время для формирования экологического мышления широко используется проектная деятельность учащихся. Как правило, проекты экологического содержания представляют собой интересные исследовательские работы, в которых наряду с теоретической всегда творчески представлена практическая часть: анализ состава воды и тому подобное.