Формирование ууд на уроках математики.
1 сентября 2011 года в России началось введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования.
С 2015-2016 учебного года Российское образование в средней школе переходит на качественно новый уровень-стандарты второго поколения.
Приоритетным в обучении математике стало не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных способностей.
В составе основных видов ууд ,соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностные ,познавательные, регулятивные и коммуникативные.
В 5 классе я работаю по учебнику «Математика.5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г». Не могу не согласиться с тем, что развитие речи и мышления является основой формирования человека как личности. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, т.к. они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь на фактах . В частности, задания , сопровождаемые инструкцией «Объясни…» например ,№390,391 цитирую «1)Отметьте на координатном луче дроби 13/12,7/6,5/4 и каждое из них представьте в виде смешанного числа.
2)Не используя координатный луч, выделите целую часть у каждого из дробей:6/5,7/5,12/5,18/5,24/5. Объясните, как вы рассуждали». И множество других заданий. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Или-«Проверьте так ли вы рассуждали при выполнении последних двух заданий».
Работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
Наличие в курсе математики большого числа уроков, построенных на проблемно-диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. В том случае, если дети научились работать таким образом, у них формируется и понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики связано с формированием моделирования как универсального учебного действия. Для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий.
Широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Это задания типа «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.)
Так же это задания, позволяющие научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия
Работа с любым учебным заданием на уроках математики формирует регулятивные универсальные учебные действия.
Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели (по П.Я. Гальперину).
При формировании коммуникативных универсальных учебных действий
развиваю базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.