Одним из способов вовлечения ребёнка в групповую работу является распределение ролей в группе. Это позволяет каждому из учеников занять активную позицию в общей деятельности, поскольку приходится отвечать за свой «участок» работы и быть лидером группы в данный момент.
Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп необходимо, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам.
Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:
организатор – отвечает за работу группы в целом;
чтец – читает вслух;
секретарь – записывает от лица группы;
докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;
хронометрист – следит за временем
критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
«почемучка» - задает уточняющие вопросы.
наблюдатель – следит за соблюдением правил групповой работы и вмешивается в случае их нарушения.
Роли могут быть связаны с общим ходом решения учебной задачи, а могут отражать специфику выполнения конкретного учебного задания в группе. Например, при решении задачи на уроках математики эти роли могут соответствовать общему ходу работы над задачей:
Этапы работы = Роли в группе
1.Чтение задачи – Чтец – читает задачу.
1.Анализ задачи - Аналитик - задаёт вопросы по содержанию задачи
2.Запись краткой записи или схемы - Схематист - отвечает за точность схемы
3.Составление плана решения задачи - Плановик - организует составление плана задачи
4.Запись решения - Оформитель - записывает решение задачи
5. Докладчик - представляет результат работы.
Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности, и каждый вносит вклад в общую работу.
Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание. Работа может быть распределена следующим образом:
1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.
2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.
3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.
Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.
Поведение учителя во время групповой работы:
Учитель может контролировать,
организовывать,
оценивать работу учеников,
участвовать в работе группы или предлагать участникам разные варианты решений,
выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
На таких уроках у детей усилено внимание к содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Групповой момент способствует созданию познавательного мотива.