Комитет образования и науки Курской области
ОБОУ СПО «Калиновский сельскохозяйственный техникум»
Курской области
Рассмотрено на заседании предметно-
цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
пр. № ___ от _________ 20____года.
Председатель: А.С. Талдыкина

тема

Шаповалова Анастасия Юрьевна –
автор, обучающаяся 3 курса,
специальность Коммерция
Залётова Нина Александровна –
научный руководитель
ОБОУ СПО«Калиновский сельскохозяйственный
техникум» Курской области
2012 г
Аннотация
Цель данной исследовательской работы показать, что язык и личность – неразделимы, что коммуникативные компетенции являются фактором успешной социализации личности будущих специалистов, обучающихся среднего специального учебного заведения, главной задачей которого является подготовка выпускников к профессиональной творческой деятельности, что «Иностранный язык» вместе с другими дисциплинами обладает огромным потенциалом для осуществления процесса формирования личности, которая должна отвечать насущным потребностям современного общества.
Доклад.
Сегодня становится очевидным, что мировая цивилизация развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости стран, народов, культур. Характерной чертой современной ситуации является бурный рост культурных обменов, прямых контактов между странами. Владение иностранным языком для профессионального общения - это необходимое условие конкурентоспособности на рынке труда, одно из средств реализации профессиональных амбиций личности. Человека как homosapiens нельзя изучать вне языка. Язык отражает для человека окружающий его мир, культуру, он формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение. Сегодня мы являемся свидетелями становления нового типа личности, для которой характерна восприимчивость к новым реалиям современности, не просто многоязычие, но знание и понимание различий собственной и чужих культур. При этом язык понимается как особый мир, в который погружена личность. Овладение более чем одним языком означает и овладение миром другой страны, наполненной этнической и культурной спецификой. Социально обусловленная потребность общества в подготовке специалистов, свободно владеющих английским, немецким, французским и другими языками, с одной стороны, и новые подходы к организации образования с другой, делают возможным все большее распространение развития коммуникативной компетенции молодого специалиста. Именно поэтому ведущим принципом организации образовательного процесса по иностранному языку становится принцип развития коммуникативной компетенции, а будущая профессиональная деятельность определяет содержание, формы, методы и приемы учебной деятельности как на уроках, так и во внеурочное время. Я - активный участник многих мероприятий, в том числе и по английскому языку, так как я знаю, что иностранный язык, который играет большую роль в сегодняшней жизни, найдет применение в моей будущей профессии. После окончания техникума я могу работать не только менеджером, но и брокером, продавцом, торговым агентом, логистом, консультантом или товароведом. Иностранный язык может понадобиться мне в любой из этих специальностей. Например: Менеджер по продажам осуществляет связь между покупателями и торговыми организациями, заключает договоры купли-продажи и т.д. Знание английского языка является обязательным в западных компаниях, для российских работодателей владение иностранным языком требуется в зависимости от сферы деятельности компании.Менеджер по внешнеэкономической деятельности проводит договоры для заключения экспортно-импортных контрактов, осуществляет валютный контроль, участвует в таможенных процедурах. Этот специалист – лицо компании, ведь именно он налаживает отношения с иностранными партнерами. Настоящий специалист должен понимать технологическую документацию к импортному товару, оборудованию. Он должен поддержать разговор с зарубежными специалистами на профессиональную тему. Иностранный язык - хорошее средство взаимопонимания, т.е. изучение иностранного языка, являющегося средством коммуникации, позволяет формировать коммуникативную компетенцию у будущих менеджеров. Моя специальность подразумевает работу с людьми. Поэтому у менеджера должны преобладать такие личностные качества как активность, инициативность, коммуникабельность, профессионализм и так далее.Основной предпосылкой развития этих качеств, связанных с иноязычной общением, является включение учебной деятельности в аналог будущей профессиональной деятельности. Использование в качестве игровых сюжетов тем спецкурса «Деловой английский» позволило связать коммуникативные игры с содержанием профессиональной деятельности менеджера. Так ролевые игры максимально приближают общение к естественной коммуникации. Они развивают умственную и волевую активность. Групповая работа, работа в парах, а также такая форма работы как «Roundtable»,развивает диалогическую речь, чтение. При обсуждении тем происходит знакомство с будущей профессиональной деятельностью на иностранном языке, что воспринимается с энтузиазмом, желанием окунуться в область реальных жизненных проблем и желанием совершенствовать языковые умения и навыки. Презентации с использованием проекторов, ноутбуков все чаще находят свое место среди самых эффективных форм обучения иностранным языкам. Подготовка презентаций («MyCompany» , «The workday in the office» и др.), а также различных видов деловой корреспонденции, планов, отчетов, докладов сплачивает нас, учит согласовывать, координировать свои действия, критически подходить к оценке своего труда. Развитие современных технологий с использованием компьютера, интернета, электронной почты, CD открывают неисчерпаемые источники информации. Любой специалист в процессе профессиональной деятельности испытывает необходимость в получении новейшей информации по своей специальности, значительная часть которой представлена на иностранном языке. Для любого предприятия важно, чтобы его сотрудник был в состоянии осуществлять конструктивное общение, профессиональные контакты, в том числе и с внешними партнерами. Значение иностранного языка становится мне понятным при выполнении практической работы на тему «Составление резюме и заполнение анкеты для занятия вакантной должности в Компании «Coca-cola», работающей на внешнем рынке. Резюме, анкета, а также тестирование заполняется на английском языке. Обязательное условие - заполнение графы «Владение иностранными языками, какими языками и в какой степени (свободно, перевод со словарем и т.д.). Дома, перед практической работой, надо было просмотреть в Интернете, какие требования выставляют работодатели соискателям вакансий. Так в Москве и Санкт-Петербурге без свободного владения английским языком трудоустроиться очень сложно. К соискателям на менеджерские позиции в иностранных компаниях знание языка выдвигается как одна из главных компетенций, из двух равноценных кандидатов всегда выберут владеющего иностранным языком. Но тенденции столицы завтра будут тенденциями других крупных городов нашей страны, в том числе и потому, что многие регионы в последнее время активно развиваются и пытаются привлечь зарубежные компании в экономику своего региона. На сегодняшний день иностранный язык является важным фактором и для продвижения по карьерной лестнице. Таким образом, мне становится понятным, что владение иностранным языком служит залогом получения престижной и высокооплачиваемой работы.
Из всего вышеизложенного следует вывод, что спрос на менеджеров, владеющих английским как международным языком бизнеса возрастает, и что иноязычное общение способствует процессу социализации студентов, их приобщению к профессионально-производственной культуре, знакомству с профессиональными нормами и ценностями. Чем активнее осуществляется общение в процессе социализации, тем успешнее происходит становление профессионального самосознания личности.
Литература:1. Копылова Н.В. К вопросу о становлении личностно-профессиональных качеств будущего специалиста. Мир психологии. М., 2005. №1.с. 162 – 170. 2. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. 1897. 3. Верещагин В. Г., Костомаров А.Л., Язык и культура.М. 1990, с . 25.
2