Педагогические чтения 2015 года
Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского и в современном образовании
Докладчик Чудоквасова Г.А. ГБОУ СПО НО «КБЛК»
великий чешский педагог-гуманист, общественный деятель, основоположник педагогической науки;
создал педагогическое учение о сущности, принципах и общих методах обучения, которое и по сей день сохраняет свою актуальность;
автор «Великой дидактики».
Ян Амос Коменский ( 28.03.1592-15.11.1670)
« Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по все общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».
Сущность теории обучения
- успешность
- легкость
- основательность
- быстрота (кратчайший путь обучения)
Сердцевина дидактического учения Коменского
Сущность принципов обучения по Коменскому
- «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство»
- «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»
Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского
Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:
- реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
- когда это невозможно, модели и копию предмета;
- картинки как изображение предмета или явления.
«Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
«Золотое правило» Коменского
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле»
Ян Амос Коменский
Идея наглядности в современном образовании
Основные категории дидактики
Цель обучения
Деятельность преподавания
Содержание учебного материала
Организационные формы обучения
Средства обучения
Методы обучения
Деятельность учения
Результат
Рис.1. Модель структуры учебного процесса
- руководящие положения (правила), определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений, навыков
Принципы обучения
Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Яном Амосом Коменским.
Главной целью данного принципа является то, чтобы обучающиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе.
Принцип научности
Правила принципа научности:
Все знания, сообщаемые
студентам, должны ими усваиваться в определенной, педагогически обоснованной системе.
Принцип системности реализуется через принципы:
- целостности,
- межпредметных и внутрипредметных связей,
- комплексного подхода в обучении, воспитании и развитии.
Принцип системности
В процессе познания участвуют все органы чувств человека. Но пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна:
Принцип наглядности
- Изобразительная
- Слуховая
- Словесно-образная
- Чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти.
- Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны.
Виды наглядности:
Практика является основой познания.
Поэтому обучающиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки,
для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей.
Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся
именно практикой, и результаты разрешения научных проблем
всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в
общественное производство, в жизнь для того, чтобы
совершенствовать ее.
Принцип связи теории с практикой
понимается как обоснованное самостоятельное мышление и оправданные действия студентов
Принцип сознательности
Обучение должно быть доступным и посильным:
Важным является то, что процесс преодоления трудностей обучения рождает самостоятельное творческое мышление
Принцип доступности
Принцип прочности означает способность обучающегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память.
Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти обучающихся, для чего применяется многократное повторение.
Принцип прочности знаний
- это вера в силы и творческие способности ученика.
Условия:
Принцип оптимизма
70 %
слух, зрение и обсуждение
Рис. 1. Эффективность усвоения информации при чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения.
50 % слух и зрение
30 %
при помощи зрения
20 %
на слух
10 %
при чтении
Идея наглядности в современном образовании
Правила использования принципа наглядности:
- наличие достаточного количества наглядности;
- рациональное определение времени использования средств наглядности;
- устранение перегрузки урока наглядными средствами;
- привлечение к восприятию всех органов чувств;
- рациональное сочетание слова и средств наглядности.
Сущность наглядности
- помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
- помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
- формирует у обучающихся визуальную и слуховую культуру;
- дает преподавателю обратную информацию: по заданным вопросам обучающимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли студента к пониманию сути явления.
Функции наглядности
Существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):
- 1. Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.
- 2. Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.
- 3. Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.
- 4.Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.
Классификации и виды наглядных пособий, применяемых в обучении
B зависимости от дидактических функций различаются:
- 1) естественная наглядность (растения, животные, деревья, кустарники, почвы);
- 2) экспериментальная наглядность (явления испарения, изменение диаметра древостоя и т.д.);
- 3) картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино);
- 4) объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры);
- 5) звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио);
- 6) символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы);
- 7) смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм.
Классификации и виды наглядных пособий, применяемых в обучении
Великая заслуга Коменского состоит в том, что он, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.
На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики.
Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества.