Доклад: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей с ОВЗ»
Выполнила
Воспитатель: Дылыкова Т.Д-Д.
Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей. С точки зрения современной концепции обучения очень важным для подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления. Приобщение современного ребенкак логическим играм в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля.
Мной был организован кружок «Чудо шашки», с целью раскрытия интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников, развития операций логического мышления в процессе обучения игре в шашки. Поскольку ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающей игры.
При реализации кружка мной были поставлены следующие цели:
Обучающие:
1. обучать основам шашечной игры;
2. обучать простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Развивающие:
1. развивать стремление детей к самостоятельности;
2. развивать такие качества, как настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность;
Воспитательные:
1. воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;
2. выработать у детей умение применять полученные знания на практике.
Коррекционные:
корректировать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
В процессе ведения занятий кружка я использовала следующие методы: информационно – рецептивный, практический, репродуктивный, метод проблемного обучения, метод творческих заданий.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся один раз в неделю по 30 минут.
Методическая работа с педагогами.
Углубленно работая по данной теме, я делилась с коллегами приобретенным опытом. Мной были проведены следующие мероприятия:
Консультации: «Развитие логического мышления у детей посредством игровых занятий», «Играем в шашки»; «Шашки своими руками»;
Шашечный турнир между группами;
Круглый стол «Роль игры в шашки в развитии детей с ОВЗ».
Взаимодействие с родителями.
Социальное партнерство школы – интернат и семьи может обеспечить наиболее быстрое и гармоничное влияние на формирование личностных качеств ребенка. Для оказания образовательной помощи родителям, активизации их внимания к вопросам развития личности ребенка использовались следующие формы работы:
Анкетирование родителей с целью привлечения внимания к тому какую роль играет развитие логического мышления в жизни ребенка - инвалида.
Рубрики в родительских уголках, в которых освещались проблемы развития логического мышления детей;
Родительское собрание: Мастер – класс: «Играем в шашки»;
Процесс обучения азам шашечной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), учит ребенка предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, собранность.