МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СОВЕТСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
МОУ СОШ №14 г.ЗЕЛЕНОКУМСК
ДОКЛАД
методического обьединения психологов г.Зеленокумск
«БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА В ШКОЛЕ»
Подготовила педагог-психолог
МОУ СОШ №14 г. Зеленокумск,
Сатиаджиева М.А.
2024 г.
План:
Введение.
Основное понятие.
Виды и причины «компьютерной зависимости» психологического характера.
«Золотые правила безопасности» - психологическое сопровождение школьников. Безопасные контенты для игр и обучения.
Заключение.
Литература. Презентация (прилагается)
1. Введение.
В современном мире достаточно трудно представить свою жизнь без гаджета с использованием сети интернет. Практически любой человек имеет доступ к сети. Это самое простое средство связи с внешним миром. Педагоги и родители уже давно задаются вопросом о влиянии информационных технологий на подрастающее поколение.
В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр. Общение с этими людьми показывает, что многим из них увлечение компьютером отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в психологической помощи. Большинство из них — люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано.
Беседы с родственниками аддиктов показывают, что большинство последних "излишне раздражительны", "вспыльчивы", эмоционально неустойчивы. Все это - свидетельство если не нарушений, то отклонений в эмоциональной сфере личности, выражающихся в изменении психического состояния людей: снижении настроения, активности, ухудшении самочувствия, дисфории вплоть до депрессии.
То есть феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки. В общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, сексу, видеоиграм и пр.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Не отрицая положительного влияния IT-технологий на развитие детей и подростков, выделяют и множество негативных моментов, таких как: изменения качества высших психических функций (памяти, внимания, мышления), аддикция (зависимость) от гаджетов, риски влияния отрицательного по содержанию контента на психику и социализацию ребенка, а также нежелательные контакты, появляющиеся с помощью коммуникационных технологий сети Интернет.
В связи с этим встает вопрос об обеспечении информационной безопасности детей и подростков в цифровом пространстве. Актуальность проблемы очень значима в современном мире. Как же оградить школьника от агрессивного, небезопасного влияния информации, которой в настоящее время становится очень много? Слайд 3.
Именно психологический аспект информационной безопасности поможет разобраться в этом вопросе. Что же такое информационная безопасность детей?
2. Основное понятие.
Основные виды компьютерной зависимости. Слайд 4.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей:
Интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей. Игровая зависимость — это зависимость от компьютерных игр. Игра выходит на первый план в жизни: человек забросает учёбу/работу, не следит за питанием и распорядком дня, не обращает внимания на родителей и близких. Вся жизнь его перемещается в виртуальный мир.
Зависимость от социальных сетей — это эмоциональная зависимость от
общения в социальных сетях. Человек не может обойтись без активности в соцтетях, форумах, чатах.
Интернет-зависимость — это вид информационной зависимости, которая проявляется в бесконечном бесцельном брожении с сайта на сайт (интернет- сёрфинг). Есть мнение, что это один из самых опасных видов зависимости.
3. Виды и причины «компьютерной зависимости» психологического характера.
Психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности — школьников- это система личностно- ориентированных методов, приемов и психолого-педагогических технологий, направленных на достижение состояния защищенности психики, сознания и физического здоровья учащихся от опасных информационных воздействий и в целом на обеспечение определенного уровня информационной безопасности для дальнейшей самореализации и саморазвития личности обучающегося. Целью психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников – создание системы социально-педагогических и психологических условий для развития личности обучающихся на основе построения безопасного информационного пространства школьников, формирование личностных характеристик, отвечающих запросам современного информационного общества на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории и формирования устойчивой мотивации познания вопросов информационной безопасности. Для развития личности подростков, необходимо создание безопасного информационного пространства, где будут формироваться личностные характеристики, которые смогут отвечать запросам информационного общества и сформируется устойчивая мотивация познания вопросов о информационной безопасности. Психологическое развитие, обусловленное применением информационных технологий, может пойти по позитивному, нейтральному и негативному пути, хотя компьютеры, информационные системы и сеть Интернет не определяют направления развития субъекта и общества в целом. С психологической точки зрения, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей: коммуникативной, познавательной и игровой. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях подростка увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного пространства.
Симптомы компьютерной зависимости:
Хотя, как уже упоминалось выше, термин «компьютерная зависимость» все еще не признан на международном уровне, существуют ряд диагностических критериев, помогающих определить наличие патологического пристрастия по отношению к работе за компьютером. Симптомы компьютерной зависимости могут быть двух типов: психические и физические. Ниже рассмотрим каждую из групп.
Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.
Физические признаки компьютерной зависимости представлены нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром «сухого глаза»), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки, карпальный синдром), пищеварительной системы (нарушение питания, хронические запоры, геморрой). Физические признаки компьютерной зависимости менее специфичны, и, как правило, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером.
Самостоятельно провести диагностику компьютерной зависимости можно при помощи различных тестов. В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают когда время, проводимое за компьютером превосходит допустимые пределы (на самом деле эти пределы ни кем не определены), и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения. Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функции. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще. Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью. Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения. Пренебрежению подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры, геморрой. Длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и глаз. Часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза» и дисплейный синдром.
4. «Золотые правила безопасности» - психологическое сопровождение школьников. Безопасные контенты для игр и обучения.
Психологическое сопровождение школьников включает в себя комплексную профилактическую работу, направленную на создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Например, проведение классных часов о профилактике буллинга, суицидального поведения, формировании навыков здорового общения и безопасности в сети интернет.
Структура психолого-педагогического сопровождения включает три компонента:
Организационно-педагогический. Обеспечивает оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов и форм обучения, взаимодействие школьника и педагога.
Содержательный. Направлен на разработку учебно-воспитательных материалов и творческих заданий, обеспечивающих творческое проявление и самореализацию школьников в учебно-познавательной деятельности на основе безусловной безопасности.
Технологический. Нацеливает внимание педагогов на личную безопасность школьника при организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
Безопасные контенты для игр и обучения включают в себя информацию, предназначенную для конкретного возраста и уровня развития психики ребёнка. Родители должны отслеживать контент, которым интересуется их ребёнок, чтобы он не впитывал информацию, непредназначенную для его возраста.
Приложение. Слайд 18
Слайд 20,21