СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад:"Инклюзивное образование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для работы с учениками ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Доклад:"Инклюзивное образование"»

6.3 Речь и альтернативная коммуникация

1.Пояснительная записка

Обучение грамоте учащихся с нарушением интеллекта ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Учащиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (подними руку: правую - левую подними руки вверх и др.).

Развитие слухового восприятия и речевого слуха является основой для усвоения звуков речи. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Задачи:

Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.

Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.

Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.

Формировать алгоритм восприятия лица и тела.

Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развивать общую и мелкую моторику.

Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;

Ожидаемые результаты овладения универсальными учебными действиями.

Личностные универсальные учебные действия

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

освоение доступных социальных ролей 

Регулятивные универсальные учебные действия

Принимать и сохранять учебную задачу.

Принимать выделенные педагогом ориентиры действия.

Удерживать цель деятельности.

Принимать установленные правила поведения на занятиях.

Предметные

овладеть доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными :

уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, 

Материально – техническое оснащение предмета: графические средства для альтернативной коммуникации: картинки с изображением объектов, людей, действий (фото, пиктограммы, символы); сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; мячики – ежики, мячи.

Наглядно-демонстрационный материал

На уроках используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические изображения, предметы, дидактические пособия, символы, пиктограммы, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки различной тематики для развития речи.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

тема

Содержание предмета

Кол-во

час

Коррекционная , учебная задача

1

Приветствие: «Здравствуйте, привет»

6

1.Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

2.- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений;

3.- научить различать многозначность жеста;

4.- учить соотносить жест со словом.

5.Уметь понимать значения жестов;

6.различать жесты и соотносить со словом.

2

Приветствие: «До свидания!»

1

Уметь понимать значения жестов; различать жесты и соотносить со словом.

3

Знакомство с понятием: «Дай»

8

1.Развитие фонематического слуха и координации движений

2.Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

3.- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений

4.и соотносить жест со словом;

5.- научить различать многозначность жеста;

6.- воспитывать привычки уместного использования жестов в речевом общении.

7.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

8.Сюжетные и предметные картинки, рисунки, индивидуальные задания для формирования графомоторных навыков, погремушки, музыкальные игрушки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

4

Связь указательного жеста со словом: форма согласия «ДА!»

9

1.Развитие координации движений, моторики

2. Учить овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации;

3.- учить использовать доступные жесты для передачи сообщений

4.и соотносить жест со словом;

5.- развивать

слуховые функции.

6.- расширять

рамки слухового восприятия.

7.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации;

8 развитиеслухового внимания и восприятия.

9.сюжетные картинки, рисунки, индивидуальные задания для формированияграфомоторных навыков,

5

Выполнение простых инструкций: ; «Посмотри на меня» и т.д.

1

8

1.Развитие координации движений, моторики 2.Формировать эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми;

3.- развивать эмоциональное общение;

4.- побуждать к визуальному контакту;

5.- формировать умение слушать и слышать педагога.

6.Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;

7. уметь выполнять упражнения, подражая движениям взрослого.

8.музыкальные инструменты, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.

6

Семья

- «Показ близких, детей, кукол».

7.

1.Развитие движений и кистей рук

2.Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней;

3.- учить называть (показывать) членов семьи.

4.Понимать графические изображения, рисунки.

5.Уметь пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения.

6.Пиктограммы, предметные картинки

изображения, рисунки, сюжетные картинки,

7. сюжетные игры, звуки окружающей действительности, технические средства обучения (презентации).

7

Совершенствовать навыки звукоподражания:

12

1.Коррекция и развитие памяти.

2.Развитие навыков самостоятельности 3.Совершенствовать навыки звукоподражания;

4.- учить соотносить звуки с реальными предметами.

5.Выполнение действий по образцу: с игрушкой,на примере предметных картинок;

6.работа над пониманием простых инструкций.

7.Показ действий в привычных ситуациях

8.Расширение пассивного глагольного словаря с помощью картинок:

9. действия, совершаемые одним лицом;

10.действия, совершаемые разными лицами;

11. нахождение названной или показанной картинки среди других.

12.Пиктограммы, предметные картинки, игрушки, музыкальные инструменты, сюжетные и дидактические игры, технические средства обучения