СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете с докладом инклюзивное образование детей

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"»









Инклюзивное образование детей
с ограниченными
возможностями здоровья
в условиях общеобразовательной школы.

Уважаемые коллеги! В своем выступлении я расскажу об основных принципах инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ОВЗ в образовательном учреждении, а также о подходах и способах его реализации.

Актуальность проблемы. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья.

Что же такое инклюзивное образование? (Слайд 1)

Это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

(Слайд 2) В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы(инклюзивное образование) совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.



(Слайд 3)Основная задача данного направления деятельности сформулирована Д. А. Медведевым, слова которого таковы: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов. Это значит, что признание проблемы обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов осуществляется на государственном уровне.

Законодательная база (Слайд 4)

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В Москве произошло событие уникальное по своей значимости – принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Кто такие дети с ОВЗ? (Слайд 5)

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Как их определить? (Слайд 6)

Дети с ОВЗ, обучающиеся в инклюзивных классах школ и группах дошкольных образовательных учреждений, проходят психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для получения рекомендаций, на основании которых образовательное учреждение организует сопровождение ребенка специалистами, разрабатывает индивидуальный учебный план, создает предметно-развивающую и реабилитационную среду.

Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения областной ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально-техническую базу.


Виды инклюзивного образования (Слайд 7)

1.Частичная (фрагментарная) интеграция – при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках);

2. Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, кроме того, получая  постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов;

3.Полная интеграция подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.

(Слайд 9) Адаптивная образовательная среда - создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий. Доступность классного помещения – это важнейшее предварительное условие обучения в инклюзивной образовательной среде: установка пандусов; необходимо расширить дверные проёмы. Класс, в котором учится ребёнок с нарушением движения, должен быть достаточно просторным, таким, чтобы ребёнок мог свободно передвигаться по нему. В классах, где есть дети с нарушениями зрения, следует избегать частой перестановки мебели. Детей с нарушением поведения лучше всего сажать в той части класса, где мало предметов, отвлекающих внимание. Так, для них место у окна будет не самым лучшим местом, таким, где они без помех смогут сконцентрироваться на той или иной учебной задаче. Для детей с нарушением зрения очень важны вопросы освещённости и обзора в классной комнате. Эти дети должны сидеть в самой светлой части класса. Дети с нарушением слуха должны сидеть там, где им лучше всего слышно, и где они могут лучшим образом читать с губ учителя.

(Слайд 10) Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк ОУ)

рассматривается как форма взаимодействия специалистов В состав ПМПк ОУ входят: координатор по инклюзии (как правило, его роль выполняет завуч школы), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медсестра и др.







Содержание деятельности консилиума ОУ:

- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрут;,

-разработка содержательной части маршрута;

-динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;

- изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребенка в среде сверстников и т.п.);

- при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.

Каждый специалист консилиума оценивает состояние психофизического развития ребенка и дает прогноз его возможностей в плане обучения, воспитания и социальной адаптации, в соответствии со своей специальностью и специализацией.

Принципы инклюзивного образования

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

В учебном процессе использовать различные принципы и виды деятельности:

1. Обязательное использование наглядных средств.

-Чёткое и поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания; Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребёнка

2.Уменьшать объём выполняемой работы.

- Предоставление альтернативы объёмным письменным заданиям (например, напишите небольшое сочинение; представьте устное сообщение по данной теме). Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.

- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; Использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.



3.Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача)

4.Предоставление дополнительного времени для завершения задания ;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- Обеспечение перемены видов деятельности (можно даже отвести ребёнка в какое-нибудь тихое место); Ребёнок должен иметь возможность выйти из класса и побывать в «спокойной зоне», если он находиться в состоянии стресса.

- Обеспечение аудио- визуальными техническими средствами обучения;

- Предусмотреть выполнения задания на компьютере.

- Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.

- Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребёнок диктует ответы на диктофон.

- Если «особому» ребёнку трудно отвечать перед всем классом, то ему даётся возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

- Хороший результат даёт и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы всё время помогать «особому» ребёнку, ему надо позволить в каких- то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

Родители

Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы со всеми участниками образовательного процесса(с родителями и детьми)

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В школу могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет учителю рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Основные стадии переживания ситуации в семье:

1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

2.Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

3.Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).

4.Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).

5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

6.Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).


Детский коллектив. Дети должны быть готовы к принятию особенного ребёнка.

Упражнение «Котенок».

Участники встают в круг. Учитель просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

В конце упражнения учитель говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.



Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.



Учитель: Склярова Татьяна Викторовна

2019 г.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!