СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад " Интеграция как современная технология обучения на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматриваются различные виды интеграции, которые могут использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад " Интеграция как современная технология обучения на уроках русского языка и литературы"»

ДОКЛАД «Интеграция как современная технология обучения
на уроках русского языка и литературы».
Из опыта работы преподавателя русского языка и
литературы " Сергиево-Посадского колледжа"
Беленко-Линёвой М.П.

Проблема интеграции важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени: введение интеграции предметов в систему образования позволит решить многие задачи.
Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности.
К вопросу интеграции в обучении обращались многие классики педагогической мысли: Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Дж.Дьюи.
На современном этапе под термином «интеграция» понимается способ и метод обучения, с одной стороны, помогающий связать в единое целое разрозненные части и элементы, С другой – установить взаимосвязь внутри системы. Такого рода внутренняя интеграция – это результат многообразных проявлений множественных связей.
В учебно-воспитательном процессе используются различные виды интеграции:
а) проблемная интеграция, предполагающая обращение на уроке или на ряде уроков к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления;
б) тематическая интеграция создаётся общей темой урока, одновременно давая возможность развернуть главное содержание при обращении к разным аспектам;
в) межпредметная интеграция, при которой в рамках одного урока сближаются предметы, близкие по способу познания мира: литература и МХК; музыка и литература; литература, музыка и ИЗО.
С учётом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе нестандартные. Например, урок творческого поиска, лабораторные работы, творческие мастерские, урок-проект, урок-путешествие и т.д. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты важные проблемы.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:
1) цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся);
2) подбор источников информации;
3) нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это идея, явление, понятие или предмет);
4) изменение функционального назначения знаний;
5) переработку содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами).
Таким образом, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
На II курсе повторение темы: «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи» можно провести, опираясь на текст романа «Война и мир» Л. Толстого. Задачами такого урока будет не только формирование языковой компетенции, коммуникативных навыков, но и развитие логического мышления, воспитание у обучающихся активной читательской позиции, интереса к изучению классической литературы, языка, творчества и мировоззрения великого русского писателя. Анализируя отрывки из романа, обучающие приходят к выводу, что духовные искания главного героя, князя Андрея, его внутренние противоречия помогают «оформить» частицы. В начале романа князь Андрей предстаёт перед читателем уставшим от жизни человеком. Задача преподавателя – убедить ребят, что отрицательные частицы НЕ и НИ очень хорошо это показывают. Для анализа предлагается раздаточный материал:
Карточка № 1
Князь Андрей (о себе). «Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена – самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…»

Карточка № 2
Князь Андрей (Пьеру).«Женись стариком, никуда не годным… А то пропадёт всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да!»

Карточка № 3
Князь Андрей (о Наполеоне). «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Карточка № 4
Князь Андрей (о себе). «А я испытал противоположное. Я жил для славы.(Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь».

Обучающимся предлагается внимательно прочитать три отрывка и подумать, какое значение имеют частицы НЕ и НИ в каждом из них.
Предполагаемые ответы могут звучать следующим образом:
- в первом высказывании князь Андрей отрицает мир, в котором живёт во имя своего Тулона, минуты славы;
- во втором высказывании герой отрицает любовь;
- в третьем высказывании разочаровывается в Наполеоне, отрицает своего кумира;
- в четвёртом высказывании подводит итог своей жизни.
Преподаватель напоминает, что князь Андрей вновь возвращается к жизни после встречи с Наташей Ростовой. В князе происходят изменения, которые помогают увидеть частицы НЕ и НИ. Обучающимся предлагается изучить четыре отрывка:

Карточка № 5
«”Весна, и любовь, и счастье!” – как будто говорил этот дуб. – И как не надоест вам всё один и тот же глупый, бессмысленный обман».
«”Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб - наша жизнь кончена!” он [ Андрей] должен доживать свою жизнь, не делая зла,не тревожась и не ничего не желая…»

Карточка № 6
« нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. надо, чтобы не для меня одного шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!»


Карточка № 7
«Ему [Андрею] решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать».

Карточка № 8
«Князь Андрей поздно вечером уехал от Ростовых. Он лёг спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он не может спать. Он то, зажёгши свечу, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бессонницей: так радостно и ново было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий».

После знакомства с отрывками обучающиеся рассказывают, какие изменения произошли в князе Андрее и приводят примеры использования частиц НЕ и НИ. Частица НЕ выступает в роли импульса к действию: от отрицания жизни к стремлению её принять. У князя Андрея на душе хорошо, но нужны слёзы очищения. И ударение на слоге НЕ в местоимении не о чем, и отрицание при глаголе НЕ может (= не хочет) и деепричастии НЕ тяготясь (=не желая) показывают перемены в князе Андрее. Мы воспринимаем его волнения как обновление души. К князю приходит любовь.
Так реализуется проблемная интеграция при повторении темы «Правописание НЕ и НИ с различными частями речи».
В качестве примера реализации межпредметной интеграции представляю сценарий урока по теме:«Предложения с причастными и деепричастными оборотами ( на примере произведений А. С. Пушкина, созданных Болдинской осенью 1830 года )».
Цель
: обобщить и систематизировать знания студентов о причастных и
деепричастных оборотах.
Задачи:
образовательные: рассказать о периоде Болдинской осени 1830 года в жизни и творчестве А.С.Пушкина; отработать умения применять пунктуационные правила( находить пунктограммы в тексте,различать причастные и деепричастные обороты,расставлять знаки препинания при
причастных оборотах); повторить орфограммы (буквы и/е в приставках
при/пре, н/нн в страдательных причастиях прошедшего времени, буквы е/ё
после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени);
развивающие: развивать память, мышление, речь, познавательную активность студентов; пробуждать интерес к творчеству А. С.Пушкина;
воспитательные: прививать уважение к труду писателя и культурному наследию страны.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина, Н. Н. Гончаровой,тематические газеты «Болдинская осень», карточки с заданиями, оформление
«кленовые листья».
Тип урока: комплексное повторение.
Использованные технологии:
1. Технология эстетического и эмоционального воздействия через художественное слово Е. Н. Ильина.
2. Технология интегрированных уроков ( межпредметные связи литературы и
русского языка).
Подготовительная работа:
1. Повторение материала по темам: “ Правописание причастий”, “Причастные обороты’’.
2.Повторение материала по темам: “Правописание деепричастий”, “Деепричастные обороты”.
3.Прочитать материал о Болдинской осени 1830 года в жизни и творчестве Пушкина.
4. Перечитать “ Сказку о попе и о работнике его Балде”.
5. Оформить тематическую газету ( гр.13,
3 курс ), а также оформление .
Ход урока.
1. Вступительное слово преподавателя.
В этом году мы отмечаем две знаменательные даты - 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 215 лет со дня рождения А. С. Пушкина.
У нас прошло немало мероприятий, посвящённых юбилею Лермонтова:
интеллектуальная игра, литературная олимпиада, конкурс иллюстраций к произведениям поэта, оформлены тематические газеты.
Сегодня наш урок посвящён Александру Сергеевичу Пушкину.
Сухая,звенящая осень
Касается щёк, точно жесть,
Листами, которые сносит
На травы, которым не цвесть.
Уже под ногой каменеет
Песок опустевших аллей.
Но зрелым спокойствием веет
От вечно прямых тополей.
И в рыжей вот в этой метели
Я думаю только о том,
Как в Болдине листья летели
В бессмертие – лист за листом.
( В. Соколов)
Болдинская осень 1830 года – плодотворная творческая пора для Александра Сергеевича Пушкина. Болдинской осени Пушкина посвящена газета, оформленная студентками группы №13 третьего курса. За три месяца, проведённые в Болдине, им было написано огромное количество
произведений. Сегодня мы с вами не только повторим и обобщим материал
по причастным и деепричастным оборотам, но и вспомним некоторые произведения Пушкина, созданные им в период Болдинской осени.
2. Преподаватель предлагает вспомнить, что происходило в жизни и творчестве А. С. Пушкина Болдинской осенью.
1.Два студента выступают с сообщениями:
а) в конце августа 1830 года, накануне свадьбы с Натальей Николаевной Гончаровой, Пушкин отправляется в Болдино. Ему предстояло вступить во владение имением, которое он получил от отца в качестве свадебного подарка. Уезжал он в мрачном настроении. Отношения с семьёй Натальи Николаевны были сложными. Пушкин боялся, что их свадьба может расстроится. Он намеревался пробыть в Болдине месяц, а застрял там на три месяца, окружённый со всех сторон холерой и карантинами. Большинство писем, написанных в Болдине, адресовано будущей жене. И в каждом письме слышатся беспокойство, тоска, надежда…
а) Вот что пишет Пушкин Наталье Николаевне перед своим отъездом в Болдино:”Я уезжаю в Нижний, не знаю, что меня ждёт в будущем. Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей,-
я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить… Быть
может, она права, а не прав был я, на мгновение поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае … что касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам и никогда не женюсь.”
А это уже строки из письма П.А. Вяземскому:” Милый мой, расскажу тебе всё, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска…Еду в деревню, бог весть буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведёшь…”
Преподаватель. В обоих письмах звучит тревога. Может быть, из-за этой душевной смуты и неопределённости будущего седьмого сентября появляется стихотворение “ Бесы”, такое тревожное, такое безысходное…
2. Работа с поэтическим текстом.
Отрывок из стихотворения “Бесы” записан на доске. Один из студентов выразительно читает, все внимательно слушают.
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
После чтения отрывка студентам предлагаются вопросы и задания.
1) Какие слова передают ощущение тревоги и безысходности?
2) Чем осложнено последнее предложение?
3) Вспомните, что такое деепричастный оборот. Расскажите о пунктуации при деепричастном обороте.
4)Объясните постановку запятой в последнем предложении.
Предполагаемые ответы:
1) мутно небо, ночь мутна;
визгом жалобным и воем надрывая сердце мне;
2) последнее предложение осложнено деепричастным оборотом;
3) деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами;
если оборот стоит в середине предложения , то он обособляется с обеих сторон; если оборот находится в начале или в конце предложения, то обособляется с одной стороны;
4) так как деепричастный оборот в последнем предложении стоит в конце предложения, то выделяется одной запятой.
Преподаватель. Марина Ивановна Цветаева так писала об этом стихотворении:” Самое любимое из страшных… Всё страшно- с самого начала: луны не видно, а она есть, луна – невидимка, луна в шапке – невидимке, чтобы всё видеть и чтобы её не видели. Странное стихотворение
( состояние)…” Можно представить, что чувствовал поэт, о чём он думал, когда писал это стихотворение. Но уже на следующий день Пушкин пишет элегию “ Безумных лет угасшее светило “, в которой есть строки:
Но не хочу, о други , умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – за мой закат
печальный -
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
3. Работа с прозаическим текстом.
Преподаватель. Настроение поэта меняется. Об этом свидетельствует послание к Плетнёву: “ Ах, мой милый ! что за прелесть здешняя деревня!
вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не мешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов…”
И Пушкин сдержал своё обещание. Здесь, в Болдине, в полной мере проявился талант Пушкина.
В 1830 году в дни Болдинской осени, накануне свадьбы,
прощаясь с бурной молодостью, он написал цикл повестей, который озаглавил” Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. В них переплелись фантастика и реальность. И Пушкин обязательно придумывал
счастливую развязку. Всем сердцем ему хотелось верить в окончательную
победу добра. Одна из повестей называется “ Метель “. Послушайте отрывок
из этой повести. ( Преподаватель или подготовленный ученик читает отрывок со слов “ Уже давно смеркалось” до слов “ Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес “.)
В это время двое студентов работают с карточками №1а и№1б.
( На карточках записаны предложения с причастными и деепричастными оборотами из прочитанного отрывка.)

Карточка №1а.
1) Вспомните, что такое причастный оборот.
2) Выпишите предложения с причастными оборотами.
3) Выделите обороты графически, обозначьте причастный суффикс.
4) Объясните выделенные орфограммы( устно ).
1. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами.
2. Приближаясь, увидел он рощу.
3. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом.
4. Скоро нашёл он дорогу и въехал во мрак дерев, обнажённых зимою.
Карточка №1б.
1) Вспомните, что такое деепричастный оборот.
2) Выпишите предложения с деепричастными оборотами.
3) Выделите обороты графически, обозначьте деепричастный суффикс.
4) Объясните выделенные орфограммы.
1. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами.
2. Приближаясь, увидел он рощу.
3. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или
объехать рощу кругом.
4. Скоро нашёл он дорогу и въехал во мрак дерев, обнажённых зимою.
Лексическая работа ( дополнительно задаются вопросы группе ):
1) определите лексическое значение слова “ обнажённый “ ( книжное прилагательное, лишённый покрова, нагой ) ;
2) найдите в записанных предложениях устаревшую форму слова ( дерев-
деревьев ).
После чтения отрывка проверяется работа по карточкам. Если затрудняется
работавший по карточке, то может ответить любой студент. После выполнения задания и ответов сразу выставляются оценки с комментарием
.
4. Трудные случаи постановки запятых при деепричастных оборотах.
( На партах раздаточный материал – стихотворение “ Прощание”.)
Преподаватель. Стихотворение “ Прощание “посвящено Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Ей поэт посвятил несколько стихотворений , около
30 её портретов оставил на полях своих рукописей. А сейчас я предлагаю
послушать стихотворение “ Прощание “, тексты которого у каждого из вас имеются на партах.
( Подготовленный студент выразительно читает стихотворение.)
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой, робкой и унылой,
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
Преподаватель. В русском языке есть трудные случаи постановки запятых при деепричастных оборотах. В этом тексте есть два примера на разные правила.
( Записывается число и тема в тетради.) Выписать из стихотворения эти два примера с деепричастными оборотами, деепричастием и причастным
оборотом. Ответить на вопросы: Задание. Выписать из данного стихотворения два примера с деепричастными оборотами, одиночным деепричастием и причастным
1) назвать одиночные деепричастия и деепричастные обороты в первом предложении;
2) объяснить знаки препинания, сформулировать правило;
3) графически выделить обороты в предложении;
4) назвать причастный оборот во втором предложении;
5) объяснить знаки препинания, сформулировать правил;
6) графически выделить в предложении;
7) почему деепричастие “ молча “ не выделено запятыми? Объяснить. Сформулировать правило.
Предполагаемые ответы:
- Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас…

- Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
1) меняясь, меняя всё, меняя нас;
4) обнявший молча друга пред заточением его;
( на вопросы № 2, 3, 5, 6, 7 отвечают сами студенты )
Возможна запись в тетради: деепричастия по значению могут сближаться с наречием или переходить в наречие. В этом случае запятая не ставится.
Например: шёл не спеша, читал лёжа, поехал скрепя сердце.
5. Преподаватель. В Болдине Пушкин обращается к разным жанрам: он пишет прозаические , стихотворные и драматические произведения, критические статьи и этюды, сказки…Всем вам с детства знакомы пушкинские строки:
Жил - был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой- какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
Узнали это произведение? Как оно называется?(Ответы.)
Да, это “ Сказка о попе и о работнике его Балде”. Она появилась 13 сентября 1830 года. А впервые была записана Пушкиным со слов Арины Родионовны
в прозе ещё в Михайловском. Давайте окунёмся в сказочный мир Пушкина и
попробуем себя в роли поэтов, не забывая, что деепричастия использовались Пушкиным как средство художественной выразительности.
Задание “ А как у Пушкина?
Карточка № 2.
Восстановите авторский текст, используя слова для справок: обежавши, утираясь, задыхаясь, высунув, поднявши ( карточка одна на парту, работа в парах).
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом … ,
… язык, мордку … ,
Прибежал бесёнок … ,
Весь мокрёшенек, лапкой … ,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь – а Балда братца гладит.
Каждая пара студентов сдаёт свой вариант авторского текста отрывка из сказки. ( Задание проверяется к следующему уроку или, если остаётся достаточно времени, то сразу на уроке)
Преподаватель. Надеюсь, вы почувствовали, насколько непрост труд писателя и как важно подобрать нужное слово для создания образа.
6.Заключительное слово преподавателя.
Давайте подведём итоги. Что вы узнали, запомнили и поняли на сегодняшнем уроке?
( Возможные ответы: что такое деепричастные и причастные обороты; чем они отличаются друг от друга; что эти обороты тоже являются средствами выразительности; что осенью 1830 года в Болдино Пушкин создал много замечательных произведений разных жанров. )
Конечно, на одном уроке невозможно вспомнить все произведения А. С. Пушкина, созданные им в период Болдинской осени. Я надеюсь, что вам захочется открыть заново для себя Пушкина – поэта, писателя, драматурга. А закончить наш урок я хочу строчками из стихотворения Юлии Друниной. ( Преподаватель читает отрывок из стихотворения “ Есть в России святые места…”)
Есть в России святые места.
Если друг тебя в горе кинет,
Если вдруг на душе пустота,
Ты пойди приложись к святыне.
Поброди вдоль тригорских прудов,
По Михайловским ласковым рощам-
Как бы ни был наш век суров,
Там всё сложное станет проще.
И над Соротью голубой
Вдруг обратно помчится время.
Ты свою позабудешь боль,
Обретёшь ты второе зренье…

Таким образом, интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию мира, к осмыслению причинно-следственных связей, к развитию логического мышления, коммуникативных способностей. Это уроки здоровьесберегающие: снимают утомляемость, перенапряжение за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.
Наконец, интеграция даёт возможность для самореализации педагога, способствует раскрытию его способностей.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!