СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Интеграция как средство формирования УУД на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция - актуальная проблема, так как с помощью интеграции у школьников создаётся  целостное представление об окружающем мире, т. е. формируется мировоззрение. А в этом и заключается одна из задач современной школы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Интеграция как средство формирования УУД на уроках русского языка"»

Интеграция как средство формирования УУД

на уроках русского языка


Часто мы слышим: "Ребенок познает мир". Познавая окружающий мир, ребёнок активно изучает его. Что значит активно? Трогает, пробует на вкус, вдыхает запах, ломает, строит, задает вопросы, то есть совершает какие-то действия с предметами или явлениями в окружающей среде. Совершает их, потому что ему это интересно, а если интересно, то он хочет узнать, как это устроено, из чего состоит. Для этого ребенок будет находить способ, который поможет ему что-то узнать. При этом ребенок испытывает много трудностей, препятствий в своих действиях. От активного процесса познания у ребенка быстро формируются новообразования. Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.

Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников.

Почему это направление актуально сейчас? Во-первых, главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, то есть формирование мировоззрения, а в этом и заключается одна из задач школы. Во-вторых, традиционное преподавание часто приводит к печальным последствиям: в умах школьников остаются «отрывки из обрывков»: немного из биологии, немного из литературы… Интеграция помогает преодолеть недостатки предметного обучения. В то же время интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Эти возможности при интегрированном построении учебного процесса позволяют качественно решать задачи обучения и воспитания.

Я считаю, что такие уроки нужны. Например, на уроке русского языка мы описываем картину, а кто, как ни учитель рисования, профессионально объяснит, почему именно такое сочетание использует художник. Или при изучении исторического романа неплохо привлечь историка, который более профессионально осветит события. К тому же детям такие уроки интересны, повышают эффективность обучения.

Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Наиболее распространенной  является интеграция русского языка с литературой, ИЗО, музыкой, историей.



Учебную деятельность в соответствии с новыми стандартами учащиеся осуществляют с помощью универсальных учебных действий (УУД).
Мы пришли к выводу, что именно интегрированный урок даёт возможность не только сформировать у учащихся нужные УУД, но раскрывает перед ними объёмную картину мира. Интеграция предметов в рамках школьной программы позволяет ребёнку увидеть, что всё в мире взаимосвязано, что нет ни одной области науки, взаимоисключающей другую. Ребёнку важно понять, что знания и умения, полученные на одном предмете, обязательной найдут практическое применение в области других наук.
На каких же уроках возможна интеграция? По моему мнению, это уроки обобщения и систематизации знаний и уроки изучения нового материала.

Обобщая знания о разделах русского языка, в качестве иллюстративного материала можно использовать текст классического литературного произведения и применить знания, полученные на уроках русского языка. Тогда литературоведческий анализ этого произведения будет наиболее полным. Примером такого урока может послужить урок в 7 классе по теме «Разделы науки о языке» на примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». 

Фрагмент урока. Работа с текстом.

  1. Из данных слов составить предложение, известное высказывание о русском языке, дописать текст по памяти, назвать автора.

  2. Определить тему, основную мысль, вспомнить особенности жанра.

  3. Выполните следующие задания, дайте определение разделов лингвистики, изучающие данные языковые высказывания:

а) определите тип речи, докажите принадлежность текста к художественному стилю;

- Какой раздел языкознания изучает стили речи?

б) объясните трудные орфограммы;

в) объясните знаки препинания в 1-2 предложениях;

г) выполните синтаксический разбор последнего предложения;

д) укажите все части речи во втором предложении;

е) найдите в тексте слова с общим корнем, составьте гнездо родственных слов;

ж) объясните значение слов: раздумье, свободный, великий;

з) приведите примеры слов, где количество звуков и букв не совпадает;

и) выполните все разборы со словом отчаянье.

Основным средством формирования УУД является учебное задание (например, постановка проблемного вопроса) и учебная ситуация. С помощью интеграции возможна такая организация учебной деятельности, которая инициирует самостоятельную деятельность учащихся. На протяжении урока дети, работая в группах, анализируя стихотворение, создают учебное пособие (кластер изобразительно-выразительных средств), которое будет использовано и на других уроках литературы, русского языка. 

Для составления кластера учащимся можно предложить такие вопросы:

  • Основная мысль стихотворения выражена предельно ясно: родной язык — это то единственное, что дает автору веру в народ и его будущее. Посмотрите, с помощью каких художественных средств она выражена. Найдите метафоры и определите, по какому принципу они созданы.

Для кластера: Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству и контрасту. Метафоры создаются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения: сомнения и тягостные раздумья, отчаянье – поддержка и опора.

  • Найдите эпитеты, обратившись к лексическому толкованию слов, выступающих в роли эпитетов, выясните, сколько значений включает в себя каждое из них. Подумайте, как эти значения обыгрываются в тексте.

Для кластера: Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.  Великий — превышающий всякую меру, выдающийся по своим достоинствам. Могучий — очень большой, значительный, мощный; обладающий властью, силой, влиянием, могущественный. Правдивый — любящий правду, истину; содержащий в себе правду, основанный на правде.  Свободный — не знающий, не терпящий ограничений, не связанный никакими обязательствами, ограничениями; проявляющийся легко, без ограничений, затруднений.

  • Разберемся в стилистических фигурах речи, используемых автором. Определите, какое настроение и каким образом стремится передать автор читателю. Для этого еще раз обратитесь к ряду эпитетов великий, могучий, правдивый и свободный и определите: по принципу перечисления или градации они выстроены?

Для кластера: Фигура — обороты речи, средство художественной выразительности, способствующие восприятию образа, фигуры речи «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю» (А. Горнфельд). Перечисления — частный случай синтаксического повтора. Градация — вид перечисления, когда между членами ряда возникают отношения, усиливающие или ослабляющие тот или иной признак.

Данный урок помогает решить такие задачи:

  • создание условий для повторения материла по русскому языку (разделы науки о языке);

  • обучение навыкам выразительного чтения стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»;

  • выявление знаний по темам «Лексика», «Морфемика», «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация»;

  • изучение назначения изобразительно-выразительных средств;

  • способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности (иллюстрации, создание кластера по изобразительно-выразительным средствам);

  • обеспечение условий для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных вопросов (Как писатель выражает свою любовь к Родине, к родному языку в стихотворении?);

  • обеспечение условий для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;

  • содействие развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях (интегрированный урок, работа в группах).

При этом формируются следующие виды УУД:

Познавательные УУД:

  • создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями;

  • выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей;

  • выдвигают гипотезы и их обосновывают.


Регулятивные УУД:

  • планирование, контроль.

    Коммуникативные:


  • умеют слушать и слышать друг друга;

  • устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать;

  • вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении;

  • учатся владеть монологической и диалогической речью.

    Личностные УУД:

  • эмоционально-ценностный компонент;

  • поведенческий компонент.



При реализации ФГОС изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, предметным и метапредметным. Итогом интегрированного урока по теме «Разделы науки о языке на примере стихотворения в прозе «Русский язык» стали:

Метапредметные:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов художественного стиля в соответствии с целями и задачами;

  • овладение логическими действиями анализа, обобщения.


Предметные:

  • анализ поэтического текста, применение теоретических знаний о разделах лингвистики на практике.

Таким образом, интеграция предметов активизирует мыслительную деятельность, формирует представление о целостности мира, является средством мотивации учения школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!