Интеграция как средство формирования УУД
на уроках русского языка
Часто мы слышим: "Ребенок познает мир". Познавая окружающий мир, ребёнок активно изучает его. Что значит активно? Трогает, пробует на вкус, вдыхает запах, ломает, строит, задает вопросы, то есть совершает какие-то действия с предметами или явлениями в окружающей среде. Совершает их, потому что ему это интересно, а если интересно, то он хочет узнать, как это устроено, из чего состоит. Для этого ребенок будет находить способ, который поможет ему что-то узнать. При этом ребенок испытывает много трудностей, препятствий в своих действиях. От активного процесса познания у ребенка быстро формируются новообразования. Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников.
Почему это направление актуально сейчас? Во-первых, главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, то есть формирование мировоззрения, а в этом и заключается одна из задач школы. Во-вторых, традиционное преподавание часто приводит к печальным последствиям: в умах школьников остаются «отрывки из обрывков»: немного из биологии, немного из литературы… Интеграция помогает преодолеть недостатки предметного обучения. В то же время интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Эти возможности при интегрированном построении учебного процесса позволяют качественно решать задачи обучения и воспитания.
Я считаю, что такие уроки нужны. Например, на уроке русского языка мы описываем картину, а кто, как ни учитель рисования, профессионально объяснит, почему именно такое сочетание использует художник. Или при изучении исторического романа неплохо привлечь историка, который более профессионально осветит события. К тому же детям такие уроки интересны, повышают эффективность обучения.
Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Наиболее распространенной является интеграция русского языка с литературой, ИЗО, музыкой, историей.
Учебную деятельность в соответствии с новыми стандартами учащиеся осуществляют с помощью универсальных учебных действий (УУД).
Мы пришли к выводу, что именно интегрированный урок даёт возможность не только сформировать у учащихся нужные УУД, но раскрывает перед ними объёмную картину мира. Интеграция предметов в рамках школьной программы позволяет ребёнку увидеть, что всё в мире взаимосвязано, что нет ни одной области науки, взаимоисключающей другую. Ребёнку важно понять, что знания и умения, полученные на одном предмете, обязательной найдут практическое применение в области других наук.
На каких же уроках возможна интеграция? По моему мнению, это уроки обобщения и систематизации знаний и уроки изучения нового материала.
Обобщая знания о разделах русского языка, в качестве иллюстративного материала можно использовать текст классического литературного произведения и применить знания, полученные на уроках русского языка. Тогда литературоведческий анализ этого произведения будет наиболее полным. Примером такого урока может послужить урок в 7 классе по теме «Разделы науки о языке» на примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».
Фрагмент урока. Работа с текстом.
Из данных слов составить предложение, известное высказывание о русском языке, дописать текст по памяти, назвать автора.
Определить тему, основную мысль, вспомнить особенности жанра.
Выполните следующие задания, дайте определение разделов лингвистики, изучающие данные языковые высказывания:
а) определите тип речи, докажите принадлежность текста к художественному стилю;
- Какой раздел языкознания изучает стили речи?
б) объясните трудные орфограммы;
в) объясните знаки препинания в 1-2 предложениях;
г) выполните синтаксический разбор последнего предложения;
д) укажите все части речи во втором предложении;
е) найдите в тексте слова с общим корнем, составьте гнездо родственных слов;
ж) объясните значение слов: раздумье, свободный, великий;
з) приведите примеры слов, где количество звуков и букв не совпадает;
и) выполните все разборы со словом отчаянье.
Основным средством формирования УУД является учебное задание (например, постановка проблемного вопроса) и учебная ситуация. С помощью интеграции возможна такая организация учебной деятельности, которая инициирует самостоятельную деятельность учащихся. На протяжении урока дети, работая в группах, анализируя стихотворение, создают учебное пособие (кластер изобразительно-выразительных средств), которое будет использовано и на других уроках литературы, русского языка.
Для составления кластера учащимся можно предложить такие вопросы:
Основная мысль стихотворения выражена предельно ясно: родной язык — это то единственное, что дает автору веру в народ и его будущее. Посмотрите, с помощью каких художественных средств она выражена. Найдите метафоры и определите, по какому принципу они созданы.
Для кластера: Метафора — вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству и контрасту. Метафоры создаются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения: сомнения и тягостные раздумья, отчаянье – поддержка и опора.
Найдите эпитеты, обратившись к лексическому толкованию слов, выступающих в роли эпитетов, выясните, сколько значений включает в себя каждое из них. Подумайте, как эти значения обыгрываются в тексте.
Для кластера: Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки. Великий — превышающий всякую меру, выдающийся по своим достоинствам. Могучий — очень большой, значительный, мощный; обладающий властью, силой, влиянием, могущественный. Правдивый — любящий правду, истину; содержащий в себе правду, основанный на правде. Свободный — не знающий, не терпящий ограничений, не связанный никакими обязательствами, ограничениями; проявляющийся легко, без ограничений, затруднений.
Разберемся в стилистических фигурах речи, используемых автором. Определите, какое настроение и каким образом стремится передать автор читателю. Для этого еще раз обратитесь к ряду эпитетов великий, могучий, правдивый и свободный и определите: по принципу перечисления или градации они выстроены?
Для кластера: Фигура — обороты речи, средство художественной выразительности, способствующие восприятию образа, фигуры речи «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю» (А. Горнфельд). Перечисления — частный случай синтаксического повтора. Градация — вид перечисления, когда между членами ряда возникают отношения, усиливающие или ослабляющие тот или иной признак.
Данный урок помогает решить такие задачи:
создание условий для повторения материла по русскому языку (разделы науки о языке);
обучение навыкам выразительного чтения стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»;
выявление знаний по темам «Лексика», «Морфемика», «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация»;
изучение назначения изобразительно-выразительных средств;
способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности (иллюстрации, создание кластера по изобразительно-выразительным средствам);
обеспечение условий для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных вопросов (Как писатель выражает свою любовь к Родине, к родному языку в стихотворении?);
обеспечение условий для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;
содействие развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях (интегрированный урок, работа в группах).
При этом формируются следующие виды УУД:
Познавательные УУД:
создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями;
выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей;
выдвигают гипотезы и их обосновывают.
Регулятивные УУД:
планирование, контроль.
Коммуникативные:
умеют слушать и слышать друг друга;
устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать;
вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении;
учатся владеть монологической и диалогической речью.
Личностные УУД:
эмоционально-ценностный компонент;
поведенческий компонент.
При реализации ФГОС изменились требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, предметным и метапредметным. Итогом интегрированного урока по теме «Разделы науки о языке на примере стихотворения в прозе «Русский язык» стали:
Метапредметные:
овладение навыками смыслового чтения текстов художественного стиля в соответствии с целями и задачами;
овладение логическими действиями анализа, обобщения.
Предметные:
Таким образом, интеграция предметов активизирует мыслительную деятельность, формирует представление о целостности мира, является средством мотивации учения школьников.