ДОКЛАД
Интерактивные формы организации учебного процесса
в школе с детьми с ОВЗ
Подготовила :
учитель профильного труда школы-интерната
Тонкова О.Ю.
25.08.2020г.
Интерактивное обучение — это форма организации познавательной деятельности, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.
Задача коррекционной школы заключается в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду. Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Умственно отсталые учащиеся имеет ряд особенностей: неустойчивое внимание, преобладание наглядно образного мышления, повышенную двигательную активность, низкий уровень развития познавательного интереса. Каковы эффективные условия, методы, формы и средства формирования мотивации в обучении детей с умственной отсталостью, отвечающие современным задачам педагогической практики?
Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной мыслительной деятельности. Развитие учащегося происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное.
Материал адаптированной программы по швейному делу требует усидчивости и терпения, к тому же он достаточно сложен для некоторых обучающихся, так как изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, освоение изготовления изделий, обучение планированию, анализу действий и их результатов. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками приводят к равнодушному отношению к урокам швейного дела. Для формирования учебной мотивации, на уроках швейного дела, я использую методы интерактивного обучения:
творческие задания;
работа в малых группах;
конкурс;
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
разработка проекта (метод проектов),
экскурсия;
тестирование
информационные технологии.
На уроках швейного дела учитель должен создать благоприятные условия для коррекции психофизических недостатков обучающихся с ОВЗ и для развития их творческих возможностей. Эта задача успешно решается, т.к. деятельность, выполняемая с охотой, увлечением активирует все психические и физически силы организма и способствует их развитию. Детей радует, когда им удаётся решить поставленную задачу, достигнуть намеченную цель, получить хороший результат, радость успеха окрыляет ребёнка, дает положительное отношение к работе.
Правильно выбранные технологии образования помогают учителю определить ту возможную меру включенности обучающихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий интерактивного обучения, неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как творческие задания, обучающие игры.
Парная и групповая работа реализуется в системе практических занятия. Занятия в малых группах позволяют ученикам приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают учащимся научиться разрешать возникающие между ними разногласия.
Конкурс профессионального мастерства являются эффективным средством для формирования общих и профессиональных компетенций. Основные задачи конкурса - повышение профессионального мастерства обучающихся, выявление и поощрение лучших из них; повышение значимости и престижа профессии. Проведение конкурсов повышает у учащихся интерес к профессии, развивает творческие способности.
Профессиональные конкурсы – это еще и своего рода формы включения каждого учащегося в процесс практической работы, развития способности не только использовать готовые знания, но и получить их в процессе приобретения нового опыта. Благодаря конкурсам повышается эффективность освоения профессионально-предметных знаний, формируется творческое и профессиональное мышление обучающихся, отрабатываются вопросы психологии общения, профессиональной этики, формируется культура речи и проводится анализ конкретных ситуаций, связанных с будущей профессией.
Процесс обучения должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Игровые технологии помогают сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Сделать уроки швейного дела не скучными и обыденными, а радостными и интересными помогают обучающие игры:
1 . игры-упражнения
Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, дидактические игры.
2 . игры-путешествия
Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий. При изучении различных видов тканей можно отправиться вокруг света за 30 минут. «Посетить» различные уголки мира, узнать какая ткань, когда и где впервые появилась.
3. игры-соревнования
Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. Например, при изучении темы «Сведения о пуговицах» , учащиеся выбирают пуговицы из коробок по цвету: красная, желтая, зеленая. Эту игру можно проводить в нескольких вариантах, видоизменяя задание. Например, подобрать пуговицы квадратной формы с двумя отверстиями, подобрать пуговицы с четырьмя отверстиями, овальной формы. Учащиеся с удовольствием играют в эту игру.
Ролевые игры, имитирующие реальную жизнь, на уроках позволяют обучающимся более подробно узнать о профессиях швейной отрасли. Одна из таких игр называется «Швейный цех», где ученики знакомятся с массовым производством, выбирая и выполняя ту или иную технологическую операцию по изготовлению швейного изделия. Другая игра-«Ателье» , где обучающиеся знакомятся с индивидуальным производством, распределяясь по ролям (приемщик, клиент, закройщик) разыгрывают ситуацию по приему заказа в ателье.
Использование на уроках швейного дела элементов метода проектов позволяет активизировать познавательно-практическую деятельность учащихся, сформировать у них умение ориентироваться в информационном пространстве, проводить системный анализ и синтез собранного материала, самостоятельно принимать решения, а также он способствует развитию творческих способностей детей. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом содержания программного материала и интересов учащихся. Элементы проектной деятельности я применяю при изучении раздела «Практическое повторение», в ходе изучения данного раздела учащиеся обобщают и закрепляют знания и умения по пошиву программных изделий, изготавливая аналогичные. В ходе выполнения проектных заданий помогаю учащимся подобрать материал, информацию, инструменты для работы. В коллективной беседе обсуждаем способы преодоления трудностей. Во время практической работы над проектным заданием контролирую и помогаю подобрать наиболее рациональные способы выполнения задания, отрабатываем навык соблюдения правил техники безопасной работы на швейном оборудовании. Завершающим этапом работы над проектом является его защита. При подготовке к защите проекта учу учащихся давать краткий анализ своей работы. Работая над проектом, дети учатся ответственно относиться к выполнению своей работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Процесс работы над творческим проектом позволяет пробудить у учеников осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие.
Проектный метод содержит большой потенциал в реализации меж предметных связей с математикой, черчением, рисованием. Интеграция прослеживается практически на всех этапах выполнения проекта, начиная с выбора модели, зарисовки эскиза, выбора цветовой гаммы изделия, построения чертежа, расчета расхода ткани и т.д. В ходе такой работы обучающиеся чертят, рисуют, фантазируют, логически размышляют, опытно усваивая целый ряд знаний.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её качества. Выполненные работы обучающихся не остаются без внимания, организуются выставки - показы на ежегодном школьном празднике труда.
Эффективной формой организации учебной работы являются экскурсия на предприятие, в магазин тканей, в ателье. Уроки - экскурсии прежде всего показывают обучающимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы или раздела предмета "Швейное дело". Обучающиеся не только знакомятся с ассортиментом тканей, но и сами выбирают ткань и отделочные материалы для своего изделия. На таких уроках ученик может осуществлять самостоятельный поиск знаний. Но с каждым годом становится сложнее посещать производственные предприятия города. Расширить представление об организации производства на ткацких и швейных фабриках помогает виртуальная экскурсия. Побывав на экскурсии, учащиеся готовят письменный отчёт, отвечая на вопросы.
Тестирование - одна из форм контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет в интересной форме проверить уровень усвоения знаний одновременно у всех учениц при минимальной затрате времени на уроке. Используем тестовые задания нескольких видов:
-выбери один правильный ответ;
-впиши пропущенные слова;
-установи правильную последовательность выполнения;
-напиши названия срезов и линий;
-установи соответствие.
Интерактивные средства обучения – это компьютерные и мультимедийные средства, позволяющие осуществить интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. Уроки с использованием презентаций становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют обучающимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Презентация дает возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Обучающиеся с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Работа обучающихся с учебной презентацией не ограничивается только прослушиванием комментариев учителя и просмотром видеоряда. Деятельность детей приобретает активный характер. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, школьники под руководством учителя учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Использую средства ИКТ на разных этапах урока:
-на этапе мотивации;
-на этапе изложения новых знаний;
-на этапе актуализации знаний, умений и навыков;
-на этапе закрепления, обобщения, систематизации;
-на этапе контроля знаний.
Использование информационных технологий на уроках трудового обучения помогает учителю повышать мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных следствий:
- повышает эффективность учебного процесса;
-облегчает понимание и восприятие материала обучающимися;
-сокращает время на подачу учебного материала;
- развивает активность и самостоятельность обучающихся;
- способствует развитию внимания, памяти, логического мышления.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Используя интерактивные методы обучения можно отметить, что у детей появился интерес к предмету, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, пониманию структуры учебного процесса в целом и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные жизненные ситуации. Повысился уровень самостоятельности и активности обучающихся. Улучшился и общий психологический климат: обучающиеся не боятся ошибок, помогают друг другу, что немаловажно для детей с умственной отсталостью. Следовательно, каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
Литература
Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. (Психология: Классические труды).
Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003.
Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе / Пер. с англ. - М., 2008.
Стадненко Н.М. Развития мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения //Дефектология.1984,№5.- с. 25
Кириллова А.Г. Некоторые вопросы профориентационной работы во вспомогательной школе//Дефектология: 1985.№6.- с. 38
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007