МБУДО Демидовская ДШИ
Доклад:
«Интерес на уроке хора – важнейший фактор
воспитания музыканта в музыкальной школе».
Преподаватель: Чугункова Татьяна Леонидовна
2019г.
Пояснительная записка:
Работая в детской школе искусств около 40 лет, имея большой опыт работы, я все чаше стала задавать себе вопрос: «Почему иногда дети бросают учебу в школе, утрачивают интерес к занятиям музыкой?» Даже по окончании школы бывшие ученики избегают занятий на инструменте и, становясь взрослым, не занимаются музицированием, редко, стесняясь, играют и поют посторонним людям.
Нет детей, которые, поступая в школу, не имели бы желание заниматься музыкой. Почти все «рвутся» в школу, горько плачут, если не поступают? Мы видим блеск в глазах, надежду, радость, жажду знаний на первых уроках, и куда исчезает этот блеск дальше? Почему все-таки дети бросают школу по причине утраты интереса к занятиям музыкой?
Конечно, это не закономерно. Интерес к занятиям музыкой сохраняется и развивается у ребят на протяжении многих лет. Как же добиться того, чтобы такое стремление оставалось на всю жизнь у каждого ученика? Ведь если преподаватель сумел заинтересовать музыкой, построить урок так интересно, чтобы после занятий хотелось бежать домой и добиваться всего того, что еще не получилось на уроке, если ребенок ждет каждого урока, как подарок, как счастье, у такого преподавателя отсев равен 0.
Когда детям интересно - они «мягкий податливый материал» для воспитания. Когда им интересно - они послушны, активны, умны и серьезны. Если им интересно - они могут работать напряженно и долго. Так что никакие педагогические усилия не заменят столь важного двигателя детской деятельности, как интерес.
Основные задачи:
- обозначить круг проблем, связанных с потерей интереса у учащихся в процессе обучения музыке;
- выявить причины потери интереса к предмету;
- сформулировать приемы и методы развития интереса к предмету;
- определить роль репертуара в развитии интереса к хоровому пению;
- продемонстрировать значение внеклассной работу с учащимися как составной части воспитания ученика-музыканта и развития его интеллекта.
Компонентом любого обучения, а тем более музыке, должна быть увлеченность, радость, новые открытия. Педагог, умеющий прививать интерес, часто удивляет непосвященного тем, что требования его к детям чрезвычайно высоки, а дети подчиняются его требованиям без сопротивления и охотно. И следует говорить не столько о том, как вызвать интерес у детей к занятию музыкой, а сколько о том, как его сохранить, развить, не затушевать. От интересного урока у детей обостряется восприятие, будится мысль. В природе каждого ребенка впереди познания всегда идет интерес. Разберемся, каковы же причины потери интереса к занятиям? Первая причина - подмена интереса занимательностью: одна веселая игра сменила другую, а обучающего эффекта нет. Вторая причина - формализация обучения, т.е. набор упражнений без точной цели в исполнении, преподаватель даёт упражнения для выполнения той или иной задачи без объяснения, для чего оно выбрано, во что выльется приобретенное умение. Третья причина – скучно на уроке, медленное ведение урока, ученикам неинтересно, они не загружены занятием, а время пауз превышает время работы. «Скука приходит тогда, когда ученик остается без дела в руках, без мысли в голове», - говорил К.Д.Ушинский. Когда дети увлечены, они забывают о времени, не ждут конца урока. Одна из причин скуки - легкий материал, с которым дети справляются сразу. Учитель не должен забывать о необходимости усложнять материал, но не требовать от детей сиюминутного идеального выполнения задания, что может погасить интерес. В старшем хоре дети видят успех не в отметках, а в умении решать сложные задачи, решение которых приносит им удовлетворение, а удовлетворение потребностей в определенных знаниях формирует потребности в новых знаниях, но не могут объяснить, почему, им не дано понять методических тонкостей, которыми владеет педагог. Интерес - дитя, которое появляется с рождением ребенка, но сам по себе он «не выживает», ему нужна «няня». Проблема интереса к предмету прежде всего педагогическая, а потом методическая. Необходимо искусство планирования и ведения урока. Это сложное искусство, овладеть которым необходимо, иначе пропадет интерес у учащихся, и такой преподаватель не сможет сделать ничего, пусть он будет прекрасный специалист-музыкант, но на педагогическом поприще он не добьется успеха.
Приемы и методы развития интереса на уроке.
В помощь преподавателю в развитии интереса к предмету может прийти игра. Игра стимулирует активность, но если игра перестает занимать, ребенка, он бросает ее, как только действия наводят скуку, эффект ее падает до нуля. Д.Б.Кабалевский говорил: «Игра может служить разным целям: только лишь развлечь - тогда ее место скорее на перемене, чем на уроке. Если ж увлечь чем-либо важным и нужным, тогда она (игра) становится ценнейшим элементом урока, особенно в младших классах». На уроке должна присутствовать атмосфера творческой заинтересованности, в которой процесс обучения будет процессом не только логическим, понятным, но и эмоционально увлеченным. Игровые моменты не должны быть отдельными приемами, они не должны подменять другие приемы, они должны подчиняться главной цели - воспитанию и обучению ученика. Чем же хорош прием игры на уроке? Играя, дети работают не просто с интересом, а с удовольствием. Они шутя, не подозревая о поставленной учителем цели в данной игре, добиваются решения очень трудных задач.
Примеры игры в работе младшего хора над дыханием.
Развитие дыхания и укрепление диафрагмы. Нюхаем цветок - ребра раздвигаются, как будто надуваем мяч в животе, т.е. в нижней части легких. Выдох - медленно выдыхаем, дуем на свечку. Или короткий выдох (тушим свечку), или выдыхаем очень осторожно, чтобы ее не потушить. Можно использовать соревновательный прием: кто дольше может выдыхать воздух, у кого хватит дыхания на очень длинный звук или фразу. Соревнование на ровность звука на цепном дыхании, играют 2-3 команды, слушая друг друга. Важно с первого урока вызвать у детей не только интерес к созданию звука, но и желание выразить звуком что-то определенное. Тогда в помощь ребенку может прийти образ. По образу ребенок может воспроизвести любой звук или раскрыть эмоциональное содержание любой песни. Музыкальная выразительность прежде всего свидетельствует о том, что у ребенка есть что выразить. Освоение выразительных средств не цель, а средство для достижения цели. Для поддержания интереса и освоения вокальных приемов есть множество песен, а преподавателю нужно продумать последовательность их изучения и включить в репертуар. Важно выбрать для детей такой репертуар, который будет им интересен, а также поможет в усвоении определенных навыков пения. Предлагается Сборник «Десять русских народных песен в сопровождении фортепиано «Скок-поскок». Обработка Т.Лобачева; сборник «Пять считалок на народные слова» А.Новикова. Эти произведения ценны тем, что в них при ограниченном голосовом диапазоне в аккомпанементе есть множество выразительных средств и широкий спектр для развития воображения детей, их фантазии и усвоения вокальных приемов. У детей богатое воображение, их неудержимая фантазия нигде не воплощается так полно и объемно, как в музыке. Поэтому мир звуков детям понятен и близок. Необходимо только суметь открыть его для ребят.
Музицирование - один из перспективных методов обучения. В хоровом классе это задача подстроить второй голос либо подголосок. Сначала этот прием применятся как упражнение, а затем можно использовать его и в хоровых песнях. Метод музицирования, импровизации и сочинения можно использовать на уроке хора. Это подбор аккомпанемента к песне, самостоятельное изучение многоголосных песен, дуэты, трио, пение под аккомпанемент другого ученика или под свой собственный. Можно проводить конкурсы среди учащихся, используя методы музицирования, сочинения, импровизации. Такие мероприятия проводились у нас в школе.
Метод соединения двух или нескольких видов искусства. Хороших результатов по стимулированию детского музыкального творчества и развития интереса можно добиться в соединении 2-х или нескольких видов искусства – музыки и живописи, музыки и поэзии. Подбор поэтических строчек, которые помогают вникнуть в эмоциональную атмосферу песни. Подбор репродукций картин по настроению вокального произведения. При сравнении картины и песни реализуется важный принцип сходства и различия. Иногда мы забываем, что важное свойство искусства во взаимообогащении его жанров. Комплексное воздействие разных видов и жанров искусства дает поразительные результаты. Сочетая на занятиях музыку со словом, движением, рисунком, мы получаем от своих детей большую творческую отдачу. Для развития образного мышления в план уроков вводятся основы понимания искусства, их связь между собой и различия. Использование иллюстраций помогает детям сосредоточить внимание, войти в образ песни. Преподавателю нужно уметь вызвать у учеников ассоциации, развить познавательный интерес.
Метод использования движения на уроке.
Музыка связана с движением, она временной вид искусства. Интересно, что не только музыка придает движениям определенный характер, но и движения помогают лучше воспринимать музыкальное произведение. Работа над произведением - это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты: маршировка, танец, хлопки. Можно использовать исполнительские краски: запев исполняет один, припев – все; изобразительные средства голосом: собачка – «гав, гав», гуси – «га-га», кошка – «мяу». Иногда полезно иллюстрировать песенки. Очень полезно использовать на уроке элементарное дирижирование для акцентирования внимания на ритме, фразировке, жест должен способствовать слуховому восприятию, а также эмоциональному настроению. Движения руки как бы помогают создать образ или графично показать развитие, кульминацию фразы, громкость ее исполнения, сопровождая исполнение жестами, которые показывают форте - широкий жест и пиано - маленькая амплитуда жеста.
Работа над репертуаром.
Репертуар - одно из основных условий формирования певческой деятельности и развития интереса к занятиям в хоровом классе. Правильно подобранный материал способствует проявлению интереса, он развивает и стимулирует способности учащихся. Хормейстер с первых дней должен строить свою работу в младшем хоре так, чтобы в процессе занятий не только отрабатывались вокально-хоровые приемы и навыки, но и развивались способности учеников, воспитывался устойчивый интерес к музыке и хоровому пению. При подборе репертуара важно выяснить, насколько данное произведение усилит интерес детей к хоровой деятельности, расширит кругозор и знания с учетом возрастных особенностей детей и степенью развития диапазона голоса, удобна ли тесситура, а также последовательность в усвоении знаний.
Нужно стремиться к тому, чтобы новые понятия дети открывали самостоятельно, это стимулирует любознательность и в итоге развивает интерес к предмету. При работе со старшим хором особенно важно первое знакомство с сочинением. Представляя произведение, необходимо несколько слов сказать о характере, настроении произведения, о композиторе, авторе слов, эпохе, в которой они жили. А само произведение надо представит эмоционально, увлеченно, артистично, чтобы вызвать у детей интерес. Атмосфера влюбленности в произведение во время работы над ним и хора, и дирижера – стимул для достижения наилучшего качества исполнения произведения. Любовь исполнителя к произведению, стремление как можно скорее услышать его в живом звучании способствует установлению напряженного темпа в работе.
Важно при подборе репертуара выбирать не только несложные шуточные, веселые песни, но и песни, в которых необходимо проявить трудолюбие, настойчивость, волю. Такие произведения чаше всего сложны для изучения, но когда выучены и детьми преодолены определенные трудности, такие произведения дают еще большую радость от полученных знаний.
Очень важно для развития интереса, чтобы репертуар был познавательным, эмоциональным, образным. Преподавателю рекомендуется постепенно включать в репертуар трудные хоровые произведения, но очень яркие и доступные для исполнения детей. Большое значение для развития интереса к хору имеют концертные выступления. Хоровые концерты создают эмоциональный настрой, мобилизуют детей для проявления лучших качеств. Увлеченность музыкой, радость совместного творчества - вот что объединяет и движет хоровым коллективом. Музыкальное воспитание - это не только воспитание музыканта, это прежде всего воспитание человека. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.
В.Сухомлинский - великий учитель, неоднократно подчеркивал, что учебный процесс и особенно музыкальные занятия надо строить на интересе, на возбуждении желания учиться. Важнейшим средством пробуждения интереса учащихся к учению он считает творческий характер преподавания, активные методы на уроке и во внеклассной работе. Г.Струве - великолепный детский педагог-хормейстер говорил: «Когда ребята воспринимают спокойно, то есть не жаждут, не ищут встреч с музыкой, мы считаем, что сделали только полдела, что пока на пути к успеху. А вот когда ребята сами хотят встретиться с музыкой, а потом желание перерастет в потребность и музыка действительно становится частью жизни, вот тогда на нашей улице праздник».