Использование ИКТ на уроках
русского языка и литературы
З.И.Гаврилина
г. Стерлитамак, Россия
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса»,- писал В.Г. Белинский. Как актуальны эти слова!
XXI век. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Можно соглашаться с запросами рынка и общества, предъявляемые к образованию, или нет, но несомненным является то, что освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать её и делать выводы - компетенции, которые становятся жизненно необходимыми.
В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал Василий Александрович Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Нет сомнения в том, что учитель должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения.
Цель моего выступления - рассказать о методических основах медиаурока, представить вашему вниманию опыт применения ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование
Медиаобразование сегодня как никогда актуально, потому что в современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значимое место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни. Эта тема обсуждается на многих сайтах для педагогов. Так, на сайтах «Сеть творческих учителей», «Цифровой век» и др. представлен богатый материла из опыта работы словесников. Актуальность данной темы в том, что медиа-ресурсы, медиа-средства и медиа-технологии позволяют интегрировать и существенно обогащать возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение уроков.
Что же мы называем медиауроком? Это урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии, урок с компьютерной поддержкой, когда в передаче учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса:
Программные средства дополняют традиционную технологию обучения и содержат в себе чётко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.
При этом и компьютер, и программы должны быть органично взаимосвязаны с составляющими процесса обучения: целями, содержанием, методами обучения, деятельностью учителя и обучающегося. В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы:
1) источник учебной информации;
2) средство выбора информации, ее качественной обработки;
3) средство представления (презентации) учебного материала;
4)средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи.
Современный урок уже невозможно проводить по старинке, когда задействованы были только мел и тряпка. Традиционные методы обучения необходимо совершенствовать за счет применения мультимедийных технологий. Вот несколько примеров.
Словесные: рассказ, беседа, объяснение - живое слово учителя легко сочетается с подачей текстовой информации с экрана, (текст читает диктор). Это дает возможность многократно повторить содержание.
Наглядные: демонстрация таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильма или презентация позволяют лучше усваивать учебный материал, так как привлекаются все органы чувств.
Практические: письменный опрос, тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации, проверка хода и результата усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала – все виды контроля быстро и объективно оцениваются с помощью определенных компьютерных программ. Возможна оперативная самооценка и коррекция результата.
Сейчас накоплен огромный материал в Интернете по русскому языку и литературе. Особой популярностью среди моих коллег пользуются мультимедиа-пособия для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Их цель – помочь ученикам освоить материал на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. В данном пособии содержатся не только основополагающие знания по изучаемому курсу, энциклопедические и хрестоматийные статьи, но и интерактивные тренажеры, с помощью которых происходит отработка умений и навыков, проверка знаний по отдельным темам.
Мультимедийные презентации – это самый удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Словесники активно используют на уроках презентации, взятые из Интернета, часто создаю их сама с помощью программы Power Point.
Не обойтись без презентации и при подготовке к ЕГЭ и ГИА, на занятиях элективных курсов. Я создаю презентацию, посвященную одному заданию части А или В. Сначала даётся теоретический материал в виде таблиц и определений, необходимых для усвоения. Затем на слайдах представляется материал ЕГЭ, соответствующий разбираемому заданию в тестовом режиме Ребята выбирают правильный, на их взгляд, ответ, щелчком управляемая анимированная фигура «вылетает», на ней написан правильный ответ. Если ответ неправильный, то я комментирую ответ, корректирую ошибку, подсказку записываем в тетрадь подготовки к экзамену. Ребята, которые пропустили занятие, могут получить презентацию на дом и проработать самостоятельно материал.
Невозможно представить урок литературы, требующий иллюстративного материала, без презентации! Это могут быть уроки знакомства с биографией писателя, работа над текстом, обобщение пройденного материала, тестирование. Презентации наполнены различным медиаматериалом: иллюстрациями к произведению, видеофрагментами, аудиозаписями. В пятом классе на уроке часто смотрим фрагменты из отечественных мультфильмов, например, «Сказание о Петре и Февронии», «Сказка о царе Салтане …» и т. д. Всё это даёт возможность более глубокому восприятию материала.
На уроках, посвященных жизни и творчеству писателей, истории создания произведения уместно использование видеофрагментов. В Интернете есть готовые материалы, которые можно скачать или просмотреть прямо на уроке в режиме онлайн. Видеофрагменты может сделать каждый учитель, если он умеет работать в программе MAVE MAKER.
В кабинете методического объединения нашей школы собрана большая видеотека DVD русской классики по многим программным произведениям. На уроке мы просматриваем фрагменты фильмов. Прослушивание же аудиофайлов позволяет привить детям навыки выразительного чтения, к которому следует стремиться. В моей коллекции есть аудиазаписи произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского и др.
Часто при изучении произведений мы совершаем виртуальные путешествия по литературным местам. Это фрагменты авторских видеофильмов, скаченных с Интернета. Используя данные ресурсы, мы посещаем Тарханы, Мелихово, Болдино, дома-музеи известных писателей и поэтов. Благодаря медиатехнологии, мы легко можем побывать не только в самых отдаленных уголках нашей необъятной Родины, но и за границей! Это ли не чудо!
Рефераты и доклады, скопированные учащимися из Интернета, не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают в образовательном смысле. В своей практике очень редко прибегаю к такому виду заданий. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане. Этим мы и занимаемся в своей проектной деятельности на уроках и во внеурочное время. Вместе с ребятами осваиваем мультимедийные технологии и пробуем создать что-то нужное как учителю, так и ученикам. Создаем свою картотеку презентаций по русскому языку и литературе. Собран неплохой материал по параллелям 5-9, 10-11 кл., как по русскому языку, так и по литературе.
В последнее время основным источником информации перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете.
Уроки с использованием ИКТ обеспечивают возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию. Позволяют повысить роль наглядности; освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний; повысить темп урока; вести дифференцированную работу с каждым учеником; выработать умение составлять алгоритмы; организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости; в конечном счете, повысить качество обучения.
Современные эксперты информационных технологий, проведя множество экспериментов, выявили, что если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 объема, если информация была представлена визуально - около 1\3. При воздействия зрительного и слухового восприятия усвояемость материала повышается до 75%.
Мои выпускники в 2010 успешно сдали ЕГЭ (64% качества) во многом благодаря активному использованию медиа средств на уроке и во внеурочное время. ГИА в 2010 сдали тоже неплохо (100% успеваемость).
Конечно, опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов, то есть соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.
Безусловно, мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся. При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это урок, а значит при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом помнить, что компьютер не заменяет учителя. Как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Одной из современных форм образования является дистанционное обучение. В Башкирии продолжается активная реализация одного из направлений национального проекта «Образование» — организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. На базе Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната N13 VI вида начал работать дистанционный центр обучения ребят с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проходят как для учеников начальных классов, так и для школьников среднего и старшего звеньев.
При поступлении в Центр, ребята бесплатно получают комплект компьютерного оборудования, подключение к сети Интернет и оплату ежемесячного трафика для обучения. В комплект оборудования входит персональный компьютер Apple (Макинтош), лазерный принтер, сканер, наушники, колонки, веб-камера, цифровой фотоаппарат, Оборудование для ребенка подбирается индивидуально, с учётом его физических возможностей, а так же в зависимости от его школьной программы.
(ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами. Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.
Дистанционное обучение позволяет:
снизить затраты на проведение обучения;
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Формы организации дистанционных занятий
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.
Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. При этом обучении у ребенка создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками.[3]
Стерлитамакский дистанционный центр обучения детей с ограниченными
возможностями
В январе 2011 В Стерлитамаке открыт Центр дистанционного образования детей с ограниченными возможностями, Знания в нем посредством компьютерных технологий и сети интернет получают ребята, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.
Вот уже второй год я работаю в Центре, где учатся дети, находящиеся на домашнем обучении. Все дети с удовольствием учатся, успешно сдают выпускные экзамены, устраивают свою жизнь. Ничего этого могло бы и не быть без Интернет-технологий.
Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю.
Литература, иточники
http://yandex.ru/yandsearch?text
http://vk.com/mediamind
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/library/media-urok-russkogo-yazyka-v-7-klasse-po-teme-deeprichastie
http://festival.1september.ru/articles/213937/
http://yandex.ru/yandsearch?text
Фамилия | Гаврилина |
Имя | Зинаида |
Очество | Ивановна |
Ученая степень | - |
Ученое звание | - |
Место работы | МАОУ «СОШ№ 24» |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Номер телефона | 8(3473)33-13-44 |
Электронный адрес | [email protected] |
Тема сообщения | Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы |
Адрес, индекс | 453 200 Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Артема 146-15 |
Форма участия | очная |
Необходима ли гостиница | - |
Предусматривается ли презентация | да |
Какие технические средства требуются | Компьютер |