Доклад
«Использование информационных технологий в работе над проектом».
Учитель технологии
Фомина И.А.
Москва, 2014
Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.
Программа «Швейное дело» в коррекционной школе VIII вида предусматривает изготовление учащимися следующих видов лёгкой женской одежды: юбок, блузок, платьев, халатов. Хорошее качество выполненных изделий значительно повышает мотивацию учащихся к обучению, побуждает желание трудиться, творчески относиться к работе, повышает заинтересованность, работоспособность, активность, самостоятельность в выполнении работ, способствует развитию эстетического вкуса.
Проработав в школе какое-то время, я поняла, что объекты труда за последние 30 лет практически не изменились, поэтому изделия часто получаются не нужными. Не хочется шить юбку, если ты юбки вообще не носишь, готовить рыбу, которую не ешь, вышивать просто так, для тренировки. Обойти эти острые углы помогает проектный метод, который я успешно применяю на уроках швейного дела. Метод проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на индивидуальную, коллективную деятельность учащихся – парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками обсуждает, определяет тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная моя задача состоит в том, чтобы создать учащимся предпосылки для успешного творчества, сделать так, чтобы каждый жил этим проектом, зажечь в них искорку желания и уверенность в успехе. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.
При работе над проектами учителю
-легко индивидуализировать задания с учетом подготовленности каждого ученика;
- выбрать индивидуальный темп работы;
В течение нескольких лет я разрабатываю альтернативные объекты труда для уроков технологии, которые помогают сделать мой предмет более интересным, а учебу более успешной. И появляются все больше и больше учеников, которые делают прекрасные изделия, участвуют в выставках и конкурсах, занимают призовые места, то есть чувствуют себя успешными.
Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у учащихся возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.
Применение информационных технологий в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Интернет, мультимедиа энциклопедии и др.), формировать основы информационной культуры. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру, как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого поставленную задачу можно решить быстро, качественно, интересно. Положительные эмоции, полученные учащимися в процессе реализации проектов с применением информационных технологий, укрепляет в них уверенность в себе, способствует развитию их познавательной активности.
Компьютерные программные средства могут быть использованы на различных этапах проектной деятельности: для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта.
На рынке современных программных средств имеются различные компьютерные справочники моделей одежды, энциклопедии моды и каталоги рисунков для вышивки. Они содержат большой объем информации и помогают при поиске информации, необходимой для моделирования разных объектов (чертежей, рисунков, моделей одежды). Это расширяет возможности использования компьютерной техники на уроках в школе или дома. Электронные справочники, представленные на CD-дисках, содержат значительно больше информации, чем журнал или книга. Использование электронных справочников ускоряет поиск необходимой информации.
В последнее время появились такие программные средства, которые помогают не только найти нужную модель одежды за несколько минут, но и получить готовую выкройку по соответствующим размерам, например программное средство, разработанное фирмой ЛЕКО (рис.1).

При конструировании и моделировании изделий использую CD «Компьютерный журнал моделей», которые выпускает фирма «Вилар софт» и продает через интернет-магазин OZON. Электронный адрес магазина: www. ozon. ru. На их сайте www.lekala.info мы просматриваем «Компьютерные журналы моделей», которые имеют разную тематику, знакомимся с содержащимися в них моделями, выбираем интересующий нас журнал и оформляем заказ.
При работе с CD «Компьютерный журнал моделей» учащиеся знакомятся с внешним видом, названием, техническим рисунком, с изображением конструкции и чертежами деталей моделей. Они могут получить указания по выбору ткани, необходимых материалах, их расходе и рекомендации по пошиву изделия.
Применяя CD «Компьютерный журнал моделей», учащиеся достаточно легко и быстро могут сделать хорошие и точные индивидуальные лекала всех деталей модели на фигуру конкретного человека по его меркам в натуральную величину. Для этого им необходимо ввести в компьютер четыре мерки: обхваты груди, талии, бёдер, рост человека. Чертежи деталей выполняются путём ввода команд в компьютер на обычной бумаге для компьютера форматом А-4 на обычном принтере.
Алгоритм изготовления лекал деталей модели следующий:
- выбор нужного компьютерного журнала,
- установка и загрузка диска в компьютер,
- просмотр всех моделей (изображений и технических рисунков),
- выбор модели,
- просмотр общего чертежа деталей изделия, отдельных чертежей деталей,
- ознакомление с описанием модели, с указаниями и рекомендациями по изготовлению изделия,
- ввод в компьютер индивидуальных мерок фигуры человека,
- поочерёдное изготовление чертежей всех деталей модели путем ввода команд в компьютер.
Понятно, что каждая деталь на одном листе формата А-4 не поместится, поэтому компьютер печатает чертёж одной детали на нескольких листах, а на одном листе будет только часть детали. Листы складываются рядами в определённом порядке.
Для каждой детали отдельно компьютер выполняет нумерацию листов. Здесь важно не перепутать листы деталей и складывать листы каждой детали отдельно или помечать листы одной детали каким-нибудь своим значком, иначе в дальнейшей работе могут быть серьёзные затруднения. Нумерация листа наносится в верхнем левом углу, например: лист 2/3. Это означает, что данный лист нужно положить в чертеже выкройки вторым листом в третьем ряду, то есть первое число показывает порядковый номер листа в ряду, второе число – номер ряда выкройки. Поля листов, которые находятся внутри детали, можно обрезать или наклеить внахлёст. Разложив все листы одной детали по номерам, получим полный чертеж детали в натуральную величину. Вырезав части детали из каждого листа и склеив их, получим полное лекало детали. Можно выполнить и наоборот: сначала склеить все листы, а затем вырезать полностью деталь (при выполнении втором способом у учащихся возникает меньше трудностей)
Опыт показывает, что изготовленные таким способом лекала достаточно точны, почти не требуют корректировки, так как при проведении примерок почти не требуется исправления недостатков или требуются незначительные исправления.
Освоив навык компьютерного изготовления лекал швейных изделий, учащиеся смогут делать самостоятельно индивидуальные лекала деталей одежды на конкретную фигуру.
Компьютер — хороший помощник для занятий рукоделием, в частности вышивкой. С его помощью можно создавать и редактировать рисунки, подбирать цветовую гамму. Бывает так, что выполненная вышивка не получилась эффектной из-за неудачного подбора ниток. Исключить такие и другие ошибки можно, используя любой графический редактор для моделирования будущей вышивки.
Кроме графического редактора, широко используются различные компьютерные каталоги с рисунками для вышивки. Известны программные средства, включающие создание рисунков, их редактирование и подбор цветовой гаммы, например «Каталог по вышивке», разработанный вятскими авторами для использования в школе на уроках технологии (рис. 2). Просмотрев каталог, можно выбрать подходящий рисунок и, используя графический редактор, раскрасить узоры, подбирая нужную палитру цветов.

Выбранный рисунок, кроме раскрашивания, можно изменить, дополнив или убрав часть узоров. С помощью принтера легко распечатать нужный рисунок, а затем перенести его на ткань.
На страницах каталога находится также пояснение, как выполнять вышивальные швы, закреплять вышивальные нити. Использование каталога сокращает время поиска рисунка и его перевода на ткань.
Компьютер в руках наших учеников это не только механический тренажер, но инструмент многообразной деятельности, который отвечает любым возрастным интересам и уровням развития обучающихся, развивает их творческое мышление, формирует целостное отношение к информационным знаниям и навыкам компьютерной деятельности.
Применение в коррекционно-развивающей и обучающей деятельности современных образовательных технологий, компьютерных программ позволяет эффективнее использовать наш труд, обеспечивает гибкость образовательного процесса, и дает положительную динамику в обучении детей швейному делу, что способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.