Доклад
«Использование арт-терапевтических технологий
в воспитательном процессе»
Составитель: Белова Елена Николаевна
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников воспитательного процесса.
Задачи:
познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.
Актуальность
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками воспитательного процесса.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок, игр. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир. Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод», т.е. «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения».
Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства. Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу). Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой. Взоры многих современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусства в качестве, профилактических, лечебных, коррекционных средств.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций.
Современная арт-терапия включает множество направлений.
В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.
Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.
Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Коррекционные возможности арттерапии обусловлены предоставлением ребенку с проблемами возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ребенком в процессе арттерапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку, степень его самопризнания.
Одним из главных моментов арт-терапии, влияющим на ее эффективность, является личность арт-терапевта. Здесь, больше, чем в работе со взрослым, важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умение переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно рациональное анализирующее мышление.
Одно из главных качеств арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости. Ребенок зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают.
Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Психологическая коррекция как вид психологической практики используется в дефектологии применительно к различным вариантам отклонений в развитии ребенка. На протяжении многих лет психотерапия, особенно в нашей стране, понималась как исключительно лечебное воздействие, входящее в компетенцию только медицины. В последние годы в связи с интенсивным развитием психологических методов коррекции, основанных на знании социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, право на существование получили и немедицинские модели психотерапии, в частности, психологическая модель, которая достаточно широко используется в системе помощи детям с проблемами в развитии (Н. П. Вайзман, Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасова, Л. 3. Арутюнова, Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова).
Использование арттерапии в специальном образовании предполагает две формы организации: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом психокоррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый ребенок, а не группа в целом.
Таким образом, приёмы арттерапии могут эффективно использоваться при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как с целью диагностики имеющихся нарушений, так и с целью профилактики и коррекции личностного развития.
Остановимся на некоторых техниках
Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции.
Упражнение «Два барана»
По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти —
Ты стоишь мне на пути".
Чёрный брат ответил: "Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги! "
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана
Упражнение «Разожми кулак».
Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его любым способом, но без применения физической силы (уговорить пересесть на другой стул, поменяться местами)
- К каким способам прибегали те, кто пытался заставить разжать кулак? (высказывания детей)
Вы узнали способы давления и некоторые способы отказа.
Рисование с помощью клубка.
Эта техника является альтернативой рисованию. Дети со сниженной самооценкой из-за страха осуждения с большим трудом соглашаются рисовать. Рисование с помощью клубка не вызывает такого страха. Рисунок, создаваемый с помощью клубка, не может быть «плохим» или «хорошим» и приносит чувство удовлетворения любому ребёнку. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку.
Описание техники. Педагог имеет клубок ниток или верёвки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, создавая на полу определённые фигуры, можно с её помощью «рисовать». Затем передаёт клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребёнок, создав свою часть изображения, передаёт клубок следующему. После того, как все дети «порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось.
Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например:
- можешь ли ты здесь увидеть какие-либо буквы?
- какие фигуры ты здесь видишь?
- можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?
- какая еда здесь нарисована?
- что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события?
После того, как ответ первого ребёнка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера взаимного доверия.
Показания и рекомендации к применению. Описанная техника может быть использована в работе с гиперактивными, легко отвлекающимися, импульсивными, агрессивными, а также замкнутыми детьми как индивидуально, так и в группах.
Упражнение «Три ответа». Цель – определение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений. Педагог предлагает для обсуждения в группе проблемные ситуации, которые предъявляются поочередно. Каждый ученик должен ответить на три вопроса: - Как ты думаешь, что сделает мальчик?; - Как надо поступать в таких случаях?; - А что бы в такой ситуации сделал бы ты сам?
Проблемные ситуации: 1.Впереди Миши неторопливо шел полный мужчина. Вдруг Миша увидел, что у него из кармана выпал кошелек. Миша быстро подошёл, поднял кошелек и …2. Саша написал другу письмо, заклеил его в конверт и пошел бросить на углу дома. Когда он бросил письмо в ящик, увидел, что на земле лежит запечатанный конверт. Видно, его уронили и не заметили. Саша поднял конверт и…3. Ваню послали за хлебом. По дороге он встретил Серёжу, который шёл покупать себе мороженое. Он предложил Ване истратить деньги на мороженое, а дома сказать, что потерял их. Ваня подумал и …4. Алёша был дома один. Он долго смотрел телевизор и про уроки вспомнил поздно. Когда Алёша решил сесть за уроки, пришёл его друг и позвал гулять. Алёша решил…5. На перемене учительница попросила Колю и Вову повесить на доску красивую картину. Мальчики принялись за дело. Вова потянул за свой край картины, Коля не отпускал, и картина порвалась на две части. Когда в класс вошла учительница и увидела испорченную картину, Вова сказал…
Применение знаний в жизненных ситуациях.
Будем учиться применять эти знания в конкретных жизненных ситуациях.
Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации. (Приложение 5)
1 группа - Ученик зовет друга сходить к зубному врачу.
2 группа – Ученик просит велосипед покататься у товарища.
3 группа – Ученица просит дать ей книгу.
4 группа - Ученик упрашивает дать списать домашнее задание.
- Вам необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа.
(выступления групп)
- Какие способы давления были оказаны?
- Какие формы отказа были использованы?
- Как следует вести себя в случае давления? (высказывания детей)
- Сопротивляясь давлению, не следует грубить или вести себя агрессивно. Сдержанность и твёрдость не только помогает настоять на своём, но и вызывает уважение.
Упражнение «Цветик – семицветик»
Почему сохранился один лепесток у бабушки?
На что бы вы потратили лепесточки?
Упражнение «Прояви сочувствие». Цель – развивать способность к сопереживанию. Педагог говорит детям, что все люди время от времени переживают мелкие и крупные неприятности, а окружающие на это как-то реагируют. Детям предлагается представить. Что в неприятную ситуацию попал их друг (одноклассник, приятель). Каждый должен выбрать наиболее подходящий для него вариант проявления сочувствия, отвечая на вопрос: Что бы ты сказал, если бы в твоем присутствии с твоим другом произошла та или иная неприятность? Поочередно работают с каждой ситуацией.
Ситуации:1. Упал в лужу: а) У тебя такой вид, что со смеху умереть можно! б) Ничего, бывает в) Быстрее беги, переодевайся и продолжим игру
2.Наказали за проступок: а) Так тебе и надо! б) Забудь, все уже прошло
в) Не расстраивайся, думаю, больше не будет повода тебя наказывать
3.Потерял любимую вещь: а) Не будешь бросать где попало! б) Она все равно никуда не годилась в) Давай поищем вместе
4.Испортилось настроение. а) На твою кислую рожу смотреть противно!
б) Не грусти, все ведь хорошо в) Ты хочешь побыть один, или, может, погуляем?
5.Что-то не получилось: а) Сразу было понятно, что это занятие не для тебя б) Ерунда, не стоило тратить время в) Может, попробуешь сделать что-то другое?
Итог выступления: Словом, материалы безграничны. Работая, участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.
Рефлексия
– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.
Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
– Спасибо за внимание!
«Интересное – полезное».
Неинтересно – топаем ногами, интересно и полезно хлопаем в ладоши, не заинтересовало – руки перед собой.
Михальченко К. А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 60-63.