СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Использование дидактических игр по формированию предпосылок функциональной грамотности.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование дидактических игр по формированию предпосылок функциональной грамотности.»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ёлочка» с.Хор-Тагна








ДОКЛАД

«Использование дидактических игр по формированию предпосылок функциональной грамотности.»



Подготовила: Якубовская Д.А



АПРЕЛЬ 2025г

«Функциональная грамотность - это способность человек использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев





Функциональная грамотность — это не просто умение читать и писать, но и способность эффективно использовать знания в различных жизненных ситуациях. Современное образование все чаще обращает внимание на необходимость формирования функциональной грамотности у дошкольников, и дидактические игры в этом процессе играют ключевую роль.

Формирование функциональной грамотности у дошкольников — задача, которая требует комплексного подхода. Одним из эффективных методов достижения этой цели является использование дидактических игр, которые помогают развивать речь, мышление и социальные навыки детей. Важно, что именно через игры дети обретают необходимые для растущего человека навыки общения и понимания.

Одним из видов функциональной грамотности является свободное владение речью. В рамках образовательной области «Речевое развитие» функциональную грамотность следует рассматривать, как способность ребенка вступать в отношения с социумом, максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях (то есть в учебной деятельности и в общении с окружающими ребёнка взрослыми и сверстниками). Задача педагогов – помочь детям достичь такого уровня речевого развития.

Одним из актуальных способов достижения цели является использование дидактических игр, которые, с одной стороны решая обучающие задачи, с другой остаются игрой, сообразной возрастному развитию дошкольников, позволяющей сделать увлекательным познавательный материал, облегчить процесс усвоения знаний, получить удовлетворение от деятельности, снять возможную напряженность от боязни ситуации неуспеха. Их разнообразие позволяет пополнить и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь. Также привлекает возможность их включения в разные виды деятельности (в режимные моменты: «Найди лишнее», «Что неправильно нарисовал художник», «Так бывает или нет?»; во время прогулки: «С какого дерева лист?», «Когда это бывает?», «Опиши (дерево, машину, игрушку…); в работу перед сном: «Где спрятался звук?», «Поймай» заданный звук», «Жадина»; во время организованной и свободной деятельности: «Подбери слова, обозначающие действия», «Назови одним словом», «Веселый повар», «Украшаем елку», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку», «Чей хвост?», «Выдели слова, начинающиеся на заданный звук»). Игры провожу ежедневно, что позволяет обеспечить системность в работе. К игре можно привлечь любое количество детей: от одного ребенка до всей группы. В своей педагогической деятельности использую следующие виды дидактических игр, направленных на развитие речи:

- игры, в процессе которых формируется фонематическая сторона речи;

- игры по развитию грамматической стороны речи;

- игры по развитию лексического запаса;

- игры по развитию связной речи.

Названные виды игр использую постоянно, на разных этапах.

Заключение


Использование дидактических игр по формированию предпосылок функциональной грамотности через развитие речи у дошкольников является эффективным методом. Игры мотивируют детей к обучению, делают процесс увлекательным и способствуют гармоничному развитию их коммуникативных и речевых навыков. Это, в свою очередь, создает прочную основу для дальнейшего обучения и жизни, формируя у детей уверенность в своих силах и желание учиться.