1 слайд
Использование ИКТ-технологий, как средство формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках Программы внеурочной деятельности ООП ООО.
2 слайд
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Слова Гербера Спенсера как нельзя лучше раскрывают основную мысль ФГОС.
3 слайд
ФГОС – это требования к уровню образования предъявляемые государством, обществом, семьей, учитывающий потребности развивающегося информационного общества.
Реализация ФГОС требуют наших новых педагогических исследований в области методики преподавания предмета, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.
4 слайд
В 2011 году введены ФГОС НОО, а это значит, что нынешние четвероклассники за четыре года обучения приобрели и владеют совершенно новым уровнем УУД (универсальных учебных действий), в том числе и с использованием ИКТ, т.к. информатика велась с 1-го класса.
На 1 сентября 2015 года должна быть сформирована ООП ООО в учебном плане, которого предмет информатика будет введен только с 7-го класса. С целью сохранения приобретенных и сформированных УУД по области информатика мы предлагаем в рамках внеурочной и внешкольной деятельности в 5 – 6 классах не только закрепить, но и подготовить учащихся по области информатики на новой ступени образования.
5 слайд
Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход, наиболее благоприятный метод развития личности ребенка сформулирован Давыдовым, Элькониным, Выгодским еще в 60-е годы 20 века. Каждый из них вложил свое понимание в системно-деятельностный подход: системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и целый ряд исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).
6 слайд
Важнейшей задачей стоящей перед нами является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового учебного опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями по непрерывному самообразованию в течении всей жизни.
7 слайд
С учетом требований ФГОС в рамках внеурочной деятельности и урочной деятельности учителя информатики и учителя-предметники должны включить в процесс обучения электронные образовательные ресурсы, элементы электронного и дистанционного обучения и способствовать формированию и развитию ИКТ-компетентности. Использование современных средств ИКТ позволяет наполнить новым содержанием традиционный урок и разнообразить формы, методы, технологии проведения уроков такие как:
индивидуальная работа с учебными материалами, представленными в электронном виде;
разработка собственных учебных материалов с помощью различных компьютерных программ;
электронное тестирование в процессе изложения учебного материала;
выступление перед классом с использованием демонстрационных материалов;
рецензирование и аннотирование учебных работ соучеников;
коллективная работа учащихся на уроке с использованием программных средств, например, учебные деловые игры «Выпуск газеты», «Написание сценария для фильма», развивающие викторины «Компьютерные термины» и т.п.;
видеоконференцсвязь через Интернет (с использованием веб-камеры), позволяющая организовать дистанционную совместную работу учащихся (общение в реальном времени, коллективное обсуждение, работу над одним и тем же документом, проектом);
моделирование автоматизированных систем управления, сбора и обработки информации (например, цифровые лаборатории);
формулирование (например, в ходе коллективного «мозгового штурма») и структурирование различной визуальной информации в форме многоуровневых схем и диаграмм, в том числе включающих в себя гиперссылки на другие схемы, на внешние файлы и видеоизображения;
совместная работа учащихся под руководством учителя в сетевом образовательном пространстве и централизованный контроль этой работы учителем и это все должно быть отражено в рабочих программах по областям знаний.
8 слайд
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования чётко прописано, что информатика теперь находится в одной предметной области с математикой. ФГОС определяет общие для двух предметов требования к образовательным результатам: развитие логического и математического мышления; получение представления о математических моделях; овладение математическими рассуждениями; умение применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладение умениями решения учебных задач; развитие математической интуиции; получение представления об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Эти изменения позволят в полной мере реализовать потенциал курса информатики, как фундаментальной науки, включающей теорию формальных языков и автоматов, теории вычислимости и сложности, теорию графов, криптологию, логику (включая логику высказываний и логику предикатов) и формальную семантику.
Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Метапредметность содержания курса информатики проявляется в междисциплинарных связях, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Изменения коснулись и итоговой аттестации учащихся в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Произошло усиление значимости теоретического знания для практической деятельности. Из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ (ОГЭ), как по математике, так и по информатике практически исчезли задания на воспроизведение знаний, увеличилось число практико-ориентированных заданий. Так, например, задания по упомянутой выше теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» включены в контрольно-измерительные материалы (КИМы) и составляют 3% от общего числа заданий по математике. В КИМах по предмету “Информатика и ИКТ эта тема не выделена в качестве самостоятельного раздела, но предполагают владение этими знаниями как интрументарием для решения информатических задач в 40% заданий.
Соотнеся возможности включения дополнительной учебной и внеурочной деятельности учащихся, материально-технические и кадровые ресурсы педагогический коллектив школы может составить различные вариативные образовательные маршруты учащихся, а учителя информатики сформировать последовательность изучения курса информатики в объеме, востребованном социальным сообществом конкретного учебного учреждения.
9 слайд
Составным элементом ООП ООО является учебный план Анализируя, примерный учебный план ООП ООО обращаю ваше внимание на то, что название предмета изменяется с «информатика и ИКТ» на «информатика», что позволяет полностью разбросать информационно-коммуникационные технологии на все предметные области. ИКТ-компетентность в соответствии с ФГОС ООО отнесена к метапредметным умениям. Это означает, что значимость ИКТ-компетентности рассматривается в ряду таких умений как чтение и письмо, и ИКТ-компетентность формируется на всех предметах школьного курса, а не только в разделе курса «Информатика и ИКТ».
Впервые с введением ФГОС определены требования к условиям реализации стандарта, среди них – наличие специализированного кабинета информатики, который становится центром информационной культуры и информационных сервисов школы и центром формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.
10 слайд
В сети Интернет представлено огромное количество элективных курсов, которые можно использовать во внеурочной деятельности, начиная с 5 класса:
Тренажеры УМК «Роботландия» (URL: http://www.botik.ru/~robot/)
11 слайд
Курсы «Школьный университет» г.Томск http://omu.ru/public/katalog_uchebnih_kursov.pdf ;
Тренажеры «Логика» и «ЛамПанель», которые размещены на сайте К.Полякова. ;
Программные среды «КуМир», «Машины Поста и Тьюринга», «Паркетчик», «Чёрный ящик», «Web-приложение «Colors» (распознаватель цветов), которые размещены в разделе «Программная поддержка уроков информатики» на портале издательства «Просвещения» (http://www.prosv.ru).
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное)
Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Время отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.
ООП ООО создается образовательным учреждением самостоятельно. Одним из основных разделов является Программа планируемых результатов составленная в соответствии требований ФГОС с одной стороны, и требованиям к обучающимся предъявляемыми заданиями по областям знаний в ходе независимой государственной экспертизы качества оказываемых образовательных услуг в форме и по материалам ОГЭ, ЕГЭ одним из предметов, который является обязательным (математика), а такие предметы как физика, обществознание, биология в заданиях С не возможна без социального проектирования, т.е. без предмета информатика.
12 слайд
Главная роль в реализации основных требований ФГОС отведена учителю. Характеризуя уровень профессионального мастерства современного педагога выделяется компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.
С 2013 г. школа принимает участие в общероссийском проекте «Школа цифрового века» на Интернет – портале http://digital.1septemba.ru. Педагогический коллектив участвует в данном проекте два учебных года. В рамках проекта осуществлена подписка: на учебно – методические издания издательства «Первое сентября» - 22 наименования; 7 модулей «Навыки профессиональной и личной эффективности». Предоставлена возможность прохождения дистанционных курсов с получением поощрительных документов.
3