Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы".»
ДОКЛАД
Использование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы
( Давыдова Н. В.,учитель русского языка и литературы).
Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному восприятию мира. А интерактивное обучение способствует получению знаний через игру, упражнения, изучение определенных ситуаций.
Совместная проектная деятельность помогает формированию метапредметных умений и навыков ,решению нестандартных проблем, помогает коммуникации, сотрудничеству.
Интегрированные уроки я использую уже давно. Во-первых ,важна интеграция русского языка и литературы. Развиваем умение грамотно думать, красиво говорить, правильно писать. А для этого необходим синтез знаний по литературе, русскому языку, истории(например, при изучении биографии писателя, исторических фактах, отраженных в тех или иных произведениях).
При этом учусь выстраивать связь и с обществознанием, и с культурологией. Например ,на уроках русского языка мы ходим в «театр»,в «кино»,в «картинную галерею».
Часто изучение литературы сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. А ведь использование метапредметной технологии может помочь формированию мировоззрений учащихся. Даёт возможность понять смысл основных жизненных понятий: дружба, любовь, честь, свобода.
Готовясь к урокам по развитию речи по описанию картин, использую иллюстративный материал. Учащиеся готовят сообщения о художнике, чью картину будут описывать на уроке. Это расширяет кругозор ребят, решает коммуникативные задачи.
Важную роль играет живопись на уроках литературы (так ,рассказывая о биографии М.Ю.Лермонтова, провожу выставку его картин).
И, конечно, на моих уроках прослеживается связь с музыкой. Часто звучат романсы на стихи русских поэтов.
Возможна интеграция литературы и иностранного языка. Так ,по произведению «Евгений Онегин» я проводила игру брейн-ринг, которая надолго запомнилась ребятам.
Интегрированные уроки предполагают и развитие творческой активности учащихся.
Итак, метапредметный урок-это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. На метапредметных уроках происходит формирование целостного мировоззрения.
Метапредметное обучение необходимо и для учителя, чтобы он не «застревал» в рамках лишь своего предмета ,а работал во взаимосвязи с разными видами дисциплин.
.