СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад «Формирование и реализация метапредметных связей на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежииспользование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежииспользование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежииспользование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад «Формирование и реализация метапредметных связей на уроках русского языка и литературы»»








Методический доклад Тема. « Формирование и реализация метапредметных связей на уроках русского языка и литературы».




























Материал подготовлен

к методическому совету: 12.01.2018 г.

Преподаватель: Хоменко Л.Н.







ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 - 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ………………………...6

1.1. Метапредметный подход. Что это такое?................................6 - 7

1.2. Немного истории………………………………………………7 - 8

1.3. Главные особенности метапредметов………………………..8 - 9

1.4. Метапредметные технологии…………………………………9 - 13

1.4.1 Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков………………………………………..9 - 10

1.4.2. Интерактивная методика………………………………10 - 11

1.4.3. Личностноориентированные технологии обучения...11

1.4.4. Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний……………………………………………………11 - 13

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………14 - 15

2.1. Метапредметные связи на уроках литературы и во внеурочной деятельности………………………………………………………………...15 -16

2.2. Другие метапредметы и их использование………………………...16- 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….20















Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому

и я научусь.

Конфуций


Введение


Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в учебный процесс новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной жизни?

В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия это совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Вообще использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).

На самом деле метапредметный подход в его классическом виде предполагает полный пересмотр подходов в преподавании того или иного предмета. Тут не обойтись обычной эрудицией, которой славятся иные педагоги, здесь требуется основательная подготовка. Попросту - создание нового педагога.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе, заключается:

  • в новых подходах к измерениям образовательных результатов обучающихся;

  • в требовании новых технологий организации  учебной и внеучебной деятельности;

  • в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;

  • в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;

  • в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность применения метапредметных связей на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  • исследовать, что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках,

  • рассмотреть наиболее перспективные пути внедрения метапредметных подходов в процесс предметного обучения,

  • создать условия для активного использования метапредметных связей в учебной и внеурочной деятельности,

Ожидаемый результат:

  • у обучающихся должно быть сформировано политическое и гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях,

  • обучающиеся при помощи метапредметных технологий должны научиться видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки,

  • умение определить, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты.

В данной работе я привела теоретические сведения о том, что такое метапредметные связи, метапредметный подход в образовании, как должно происходить формирование метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.











Глава 1. Теоретические основы темы.

1.1. Метапредметный подход. Что это такое?

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов: «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?

Плохо, что мы зачастую далеки от понимания сути метапредметов, того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Мы еще до конца не поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов. Хотя ещё в 2009 году «Учительская газета» предложила новую модель проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России». Идея метапредметности прочно вошла в содержание его. «Эта технология прорывная, модернизационная, но она трудна: приходится ломать привычные рутинные методы педагогического труда. Метапредмет является такой же экспериментальной установкой, как большой адронный коллайдер. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и обучающегося, и педагога, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и  учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение преподавателя и обучающегося к надпредметному основанию, которым является сама деятельность. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, «включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста», - утверждает Нина Громыко, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидат философских наук.

Общеобразовательные программы опираются сегодня на достижения наук более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний. В основу новой дидактики, работающей с передовыми знаниями, должен быть положен метапредметный подход. Он предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. 

 Если преподаватель двигается только в рамках своей узкой предметной парадигмы, то у него нет возможности перспективного развития в новом, ХХI веке.


1.2. Немного истории.

Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в Основных положениях единой трудовой школы и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени – самой младшей – с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогда школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное и межпредметное обучение.

На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то». Очевидно, что в определении этих двух понятий прослеживаются различия.

Сегодня никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, скажем, как предложил их ученый-педагог Громыко: он разделил их на четыре большие группы: знание, знак, проблема и задача. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.


1.3. Главные особенности метапредметов

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.

Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания, сориентировать школьников на развитие базовых способностей.

Таким образом, многообразие методических форм и приемов позволяет интенсифицировать работу на уроке.

1.4. Метапредметные технологии.

В практике образования обучающихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

1.4.1 Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка обучающихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации обучающихся за счет создания адекватной информационной среды, в которой обучающиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, обучающиеся исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому обучающемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

    Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

1.4.2. Интерактивная методика.

Интерактивное обучение  это обучение через опыт. Что он в себя включает?

  • Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

  • Осмысление полученного опыта.

  • Обобщение (рефлексия).

  • Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать обучающегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для обучающихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

1.4.3. Личностноориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором обучающиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

1.4.4. Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний и умений.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого сознания. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в практику.

В учебных заведениях целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

  • аналитические,

  • учебно-информационные,

  • коммуникативно-речевые.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, обучающиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

  • умения сопоставлять явления и факты;

  • умения выделять главное;

  • умения составлять из отдельных элементов целую картину;

  • умения формулировать общую проблему;

  • умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у обучающихся метапредметные учебно-информационные умения:

  • умение извлекать информацию из различных источников;

  • умение составлять план;

  • умение отбирать материал по заданной теме;

  • умение составлять письменные тезисы;

  • умение подбирать цитаты;

  • умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

  • умение составлять связное устное высказывание;

  • умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

  • умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

  • умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

  • умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

  • умение использовать различные средства наглядности;

  • умение выражать свое мнение и аргументировать его;

  • умение оформлять научно-исследовательские работы;

  • умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

  • умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают обучающему достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет обучающимся видеть взаимозависимость  различных наук.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся обучающимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

    

Глава 2. Практическая часть.

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  учебное заведение должно готовить своих обучающихся к той жизни, о которой само еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной  задачей  новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающихся всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении   знаний. 
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.  Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные  результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

2.1. Метапредметные связи на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Все наши базовые ценности унаследованы из прошлого, и работу по самоопределению детей можно вести лишь на основе того, что дают нам русская литература и история. Наша задача - сделать так, чтобы ребенок идентифицировал себя с русской цивилизацией. Достичь этой цели можно с помощью метапредмета «Проблема», используя литературу, историю, в целом русскую культуру. Необходимо формировать на уроке проблемную ситуацию, требующую личного самоопределения. Обучающийся должен уметь в сложной ситуации выделить проблему и предложить ее решение. Литературу, историю, искусство нужно преподавать так, чтобы у обучающегося формировалась позиция его исторического и национального самоопределения.

Несмотря на то, что я преподаю русский язык и литературу, связь с физикой, математикой, историей стараюсь выстраивать. Ещё в 90-ые годы популярными стали бинарные и интегрированные уроки. Мы с коллегой, учителем географии и истории, успешно проводили внеклассные мероприятия по предметам, соединяя, казалось бы, несоединяемое: географию и литературу.

Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения обучающихся. Современному ребенку сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода, ответственность. ( См. Приложение.)

2.2. Другие метапредметы и их использование.

Я хотела бы ещё остановиться на предмете «История». Я знаю, как сегодня трудно работать преподавателям истории и обществознания. Они должны формировать понятия, передавать совокупность фактов и какие-то размытые представления, сопровождающие эти факты. И если эти понятия формируются, то они формируются, во-первых, случайным порядком, во-вторых, разрозненно и фрагментарно. Оказалось, учитель считает, что передать понятие –  это научить ребенка давать ему определение. Если в ответ на вопрос, что такое революция, ребенок дает словесное определение, которое соответствует учебнику, значит, ребенок, по мнению педагога, освоил материал. Повторяет – значит, владеет понятием.

При подготовке работы я прочитала о подходе Давыдова. Во-первых, понятие связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии. Во-вторых, на базе этой идеи человек овладевает набором различений, которые позволяет делать идея. Если я владею понятием «революция», я могу отличить революцию от бунта, смуты или переворота. Например, «оранжевые революции» - это революции? Понятийно это не революции. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? С моей точки зрения, революция, потому что произошла смена класса собственника на средства производства. Это понятие не передается. А зачем тогда безумное количество времени тратить на изучение французской, английской революций? Это можно прочитать в художественных книгах, посмотреть в кино. Учитель должен передавать понятийную структуру.

Наши дети катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7- 8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила, потому что за отдельными предметами смысл обучения вообще не виден.

Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Они пытаются говорить о том, о чем современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично. Такую задачу решают метапредметные технологии, особенно метапредмет «Проблема» и метапредмет «Смысл». Они позволяют работать с перспективой ребенка всерьез, а не просто в русле советов.

Сколько нужно времени на то, чтобы освоить метапредметные технологии? Метапредметные технологии позволяют педагогу критически осмыслить проблемы, которые он у детей фиксирует. Традиционная практика: педагог в программу встроен и по ней идет. И это правильно.

Всем нам важно задуматься, а носителем каких культурных способов мы являемся? На первом этапе сложно освоить метапредметную технологию, но за счет нее открывается третий глаз, глубокое видение предметной действительности. И это подвигает к тому, чтобы деятельностно работать с тем, что у нас является содержанием предметного преподавания, – базовые понятия, другие ключевые модели, идеализации и категории.

Еще одна важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение, которое начинает затрагивать педагога. Что значит для нас изменение в собственном мировоззрении? Мы вдруг начинаем понимать, что есть не просто успевающие или неуспевающие дети, а что зачастую не очень хорошие результаты связаны с нашим собственным незнанием некоторых культурных способов, с невозможностью выделить, как ими пользоваться.

Это происходит не потому, что педагог плохой. Так обучали в свое время, так программа построена. Теперь по поводу проектных способностей. Если возвращаться к национальной образовательной инициативе, то там есть хорошие идеи. К примеру, перед учащимися ставится задача, чтобы они учились жить в высокотехнологичном мире, а для этого им просто необходим метапредмет «Знание», который показывает границу сегодняшнего знания. Новые технологии можно формировать только на основе нового фундаментального знания. Старые же технологии ведут не к развитию, а к заимствованию.

Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Это происходит за счет того, что этим ребятам необходимо, чтобы будоражили их мышление. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

Заключение

И все-таки что является результатом метапредметного обучения?

Версия ответа на этот вопрос, которая дается в ФГОС, а именно универсальные учебные действия, является, на мой взгляд, недостаточно технологичной. За ней не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся обучающимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

 Конечно, пока это просто модное нововведение, но мне думается, что у этой образовательной формы большое будущее, поскольку она не просто помогает детям усвоить материал, но и открывает взаимосвязь различных вещей и явлений, подталкивает детей к пониманию их сути.

Литература
1.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. 
2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.

 3. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
4. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.

5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.

6. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
7. Масюкова Н.Г., зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО
Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации «Учитель года» по истории и обществознанию.

8. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.
9. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

    







20