СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Использование модульной технологии обучения на уроках спецдисциплин.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование

модульной технологии обучения

на уроках спецдисциплин.

 

Сегодня все чаще можно слышать высказывания о том, что образование не соответствует современным требованиям и нуждается в серьезном реформировании. Постоянно увеличивается объем, изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть современные специалисты. Все это изменяет требования, предъявляемые к качеству образования, которое является важной задачей профессионального образования.

 Один из современных способов решения этой задачи заключается в повышении уровня профессиональных навыков.

Развитие профессиональной компетентности преподавателя происходит, если он осознанно включается в инновационную или экспериментальную работу для решения разных образовательных проблем. Результат деятельности преподавателя зависит не только от профессионализма, инициативы и творчества, но и от педагогических технологий, которые он внедряет.

Отличное от стандартного подхода к обучению, ориентированного, в основном, на передачу знаний, модульный подход нацелен на достижение определенной профессиональной компетентности.

Одним из эффективных способов реализации основных требований к современной системе образования – обеспечения требуемого уровня компетентности специалистов, гибкость, непрерывность, открытость и индивидуализация образования,является внедрение инновационных образовательных технологий, особое место среди которых занимает модульная технология профессионального обучения. Отличительной особенностью модульной технологии является то, что она обеспечивает индивидуализацию обучения по его содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам обучения, по способам контроля и самоконтроля.

Актуальность уроков модульной технологии заключается в том, что структура и организация учебной деятельности обучающихся приближает современное обучение к индивидуальному, личностно-ориентированному обучению.

Модульная технология обучения одной из своих целей ставит обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки и создает условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей, способностей обучающихся и повышает эффективность профессионального обучения.

Задачи модульного обучения:

  • Способствовать мотивации и активизации самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности обучающихся;
  • Объективно оценивать ход и результаты обучения;
  • Конкретизировать использование элементов наглядного обучения;

Переход на модульную технологию повышает требования к преподавателю, осуществляющему обучение. При модульном обучении преподаватель выполняет помимо информирующей и контролирующей функций, еще и функции консультанта и координатора при сохранении его ведущей роли в педагогическом процессе.

С точки зрения самого обучаемого, то есть потребителя образовательной услуги, применение современных модульных технологий в процессе обучения позволит достичь следующих результатов:

  • Повысить конкурентоспособность выпускников образовательных обучений на рынке труда;
  • Индивидуализировать подход к базовому уровню образования и об образовательные потребности, что позволит обучаемому более рационально использовать время и средства для получения необходимой компенсаций;
  • Повысить мобильность выпускников на рынке труда.

Таким образом, актуальность применения модульной техники на современном этане не вызывает сомнений и требует пристального внимания.

В соответствии с современными представителями под термином «модульное обучение» понимает технологию обучения обучающихся,основными средствами которого является модуль и модульная программа.

Основополагающим понятием обсуждаемой темы является образовательный модуль.

«Модуль-это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей». Уточняя понятие «единицы учебного материала», следует отметить, что она должна включать объединенную логическую связь, завершенную совокупность знаний, умений и навыков, соответствующую фрагменту образовательной программы учебного курса по какой-либо дисциплине учебного плана.

Цель модуля как структурной единицы рабочей учебной программы дисциплине заключается в создании условий для усвоения обучающихся знаний, умений и навыков, а также формирования профессиональных личностей качеств, необходимых для будущей работы обучающихся по профессии. Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Модуль можно структурировать.Общие модули, возможно, разделять на частные модули. Таким образом, общий модуль может состоять из вложенных друг в друга модулей разного объема вплоть до базовых понятий. Практическое и научное значение модульной технологии заключается в следующем.

  • В ней сочетаются новые подходы к обучению и традиции комбинированного занятия;
  • Она интегрировала многое из опыта педагогической теории и практики;
  • При модульной технологии обучающийся сам оперирует учебным содержание, что ведет к осознанному и более глубокому усвоению материала;
  • Технология имеет широкий диапазон внутреннего развития.

Таким образом, модульный подход обеспечивает возможность быстрой и адекватной коррекции образовательных программ в соответствии с изменениями социального заказа, требований науки и техники; возможность создания новых программ на базе существующих; адаптивность к уровню предварительной подготовки обучающихся.

Кроме того, модульная технология способствует повышению активности как обучающихся, повышая их мотивацию к приобретению знаний, так и преподавателей, заставляя их совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Преподавателем разрабатывается технологическая карта урока-обобщенно-графическое выражения сценария урока, основа его проектирования, средство представление индивидуальных методов работы.

Структура урока обычно традиционная. Пример оформления в таблице №1. 

Таблица 1.

п/п

Этапы проведения урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент

5 мин

Объявляет тему, задачи, форму работы, рекомендации к изучению модуля

Слушают задания преподавателя, записывают

2.

Изучение нового материала. Теоретическая часть

35 мин

Формулирует и поясняет область применения.

 Выделяет главные моменты, показывает устройства.

 Работа с модулями.

Слушают,основные моменты записывают

 

Слушают, основные моменты записывают

 

Работа с модулями

 

3.

Заключительная часть по теории.

Актуализация знаний

25 мин

Проверка усвоения.

Промежуточный контроль знаний.

Подводит итоги урока, объявляет оценки.

Самостоятельно перечитывают модуль, отвечают на вопросы теста.

Переходят для выполнения практического задания

4.

Практическая часть

80 мин

Закрепление теоретических знаний при выполнении практической работы

Выполняют практическую работу с использованием измерительного инструмента

 

Таким образом введение уроков по модульной системе является эффективным при оценке усвоения знаний обучаемых, так как неудовлетворительных оценок нет. Модульная система обеспечивает индивидуализацию учебной деятельности, сокращает учебное время без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся. Выполнение практического задания свидетельствует о приобретении у обучаемых необходимых практических навыков, формирует устойчивые профессиональные навыки.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Использование модульной технологии обучения на уроках спецдисциплин.»

Использование

модульной технологии обучения

на уроках спецдисциплин.


Сегодня все чаще можно слышать высказывания о том, что образование не соответствует современным требованиям и нуждается в серьезном реформировании. Постоянно увеличивается объем, изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть современные специалисты. Все это изменяет требования, предъявляемые к качеству образования, которое является важной задачей профессионального образования.

Один из современных способов решения этой задачи заключается в повышении уровня профессиональных навыков.

Развитие профессиональной компетентности преподавателя происходит, если он осознанно включается в инновационную или экспериментальную работу для решения разных образовательных проблем. Результат деятельности преподавателя зависит не только от профессионализма, инициативы и творчества, но и от педагогических технологий, которые он внедряет.

Отличное от стандартного подхода к обучению, ориентированного, в основном, на передачу знаний, модульный подход нацелен на достижение определенной профессиональной компетентности.

Одним из эффективных способов реализации основных требований к современной системе образования – обеспечения требуемого уровня компетентности специалистов, гибкость, непрерывность, открытость и индивидуализация образования,является внедрение инновационных образовательных технологий, особое место среди которых занимает модульная технология профессионального обучения. Отличительной особенностью модульной технологии является то, что она обеспечивает индивидуализацию обучения по его содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам обучения, по способам контроля и самоконтроля.

Актуальность уроков модульной технологии заключается в том, что структура и организация учебной деятельности обучающихся приближает современное обучение к индивидуальному, личностно-ориентированному обучению.

Модульная технология обучения одной из своих целей ставит обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки и создает условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей, способностей обучающихся и повышает эффективность профессионального обучения.

Задачи модульного обучения:

  • Способствовать мотивации и активизации самостоятельной учебно-познавательной и практической деятельности обучающихся;

  • Объективно оценивать ход и результаты обучения;

  • Конкретизировать использование элементов наглядного обучения;

Переход на модульную технологию повышает требования к преподавателю, осуществляющему обучение. При модульном обучении преподаватель выполняет помимо информирующей и контролирующей функций, еще и функции консультанта и координатора при сохранении его ведущей роли в педагогическом процессе.

С точки зрения самого обучаемого, то есть потребителя образовательной услуги, применение современных модульных технологий в процессе обучения позволит достичь следующих результатов:

  • Повысить конкурентоспособность выпускников образовательных обучений на рынке труда;

  • Индивидуализировать подход к базовому уровню образования и об образовательные потребности, что позволит обучаемому более рационально использовать время и средства для получения необходимой компенсаций;

  • Повысить мобильность выпускников на рынке труда.

Таким образом, актуальность применения модульной техники на современном этане не вызывает сомнений и требует пристального внимания.

В соответствии с современными представителями под термином «модульное обучение» понимает технологию обучения обучающихся,основными средствами которого является модуль и модульная программа.

Основополагающим понятием обсуждаемой темы является образовательный модуль.

«Модуль-это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей». Уточняя понятие «единицы учебного материала», следует отметить, что она должна включать объединенную логическую связь, завершенную совокупность знаний, умений и навыков, соответствующую фрагменту образовательной программы учебного курса по какой-либо дисциплине учебного плана.

Цель модуля как структурной единицы рабочей учебной программы дисциплине заключается в создании условий для усвоения обучающихся знаний, умений и навыков, а также формирования профессиональных личностей качеств, необходимых для будущей работы обучающихся по профессии. Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Модуль можно структурировать.Общие модули, возможно, разделять на частные модули. Таким образом, общий модуль может состоять из вложенных друг в друга модулей разного объема вплоть до базовых понятий. Практическое и научное значение модульной технологии заключается в следующем.

  • В ней сочетаются новые подходы к обучению и традиции комбинированного занятия;

  • Она интегрировала многое из опыта педагогической теории и практики;

  • При модульной технологии обучающийся сам оперирует учебным содержание, что ведет к осознанному и более глубокому усвоению материала;

  • Технология имеет широкий диапазон внутреннего развития.

Таким образом, модульный подход обеспечивает возможность быстрой и адекватной коррекции образовательных программ в соответствии с изменениями социального заказа, требований науки и техники; возможность создания новых программ на базе существующих; адаптивность к уровню предварительной подготовки обучающихся.

Кроме того, модульная технология способствует повышению активности как обучающихся, повышая их мотивацию к приобретению знаний, так и преподавателей, заставляя их совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Преподавателем разрабатывается технологическая карта урока-обобщенно-графическое выражения сценария урока, основа его проектирования, средство представление индивидуальных методов работы.

Структура урока обычно традиционная. Пример оформления в таблице №1. 

Таблица 1.

п/п

Этапы проведения урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент

5 мин

Объявляет тему, задачи, форму работы, рекомендации к изучению модуля

Слушают задания преподавателя, записывают

2.

Изучение нового материала. Теоретическая часть

35 мин

Формулирует и поясняет область применения.

 Выделяет главные моменты, показывает устройства.

 Работа с модулями.

Слушают,основные моменты записывают

 

Слушают, основные моменты записывают

 

Работа с модулями

 

3.

Заключительная часть по теории.

Актуализация знаний

25 мин

Проверка усвоения.

Промежуточный контроль знаний.

Подводит итоги урока, объявляет оценки.

Самостоятельно перечитывают модуль, отвечают на вопросы теста.

Переходят для выполнения практического задания

4.

Практическая часть

80 мин

Закрепление теоретических знаний при выполнении практической работы

Выполняют практическую работу с использованием измерительного инструмента

 

Таким образом введение уроков по модульной системе является эффективным при оценке усвоения знаний обучаемых, так как неудовлетворительных оценок нет. Модульная система обеспечивает индивидуализацию учебной деятельности, сокращает учебное время без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся. Выполнение практического задания свидетельствует о приобретении у обучаемых необходимых практических навыков, формирует устойчивые профессиональные навыки.

Список литературы:

  1. Громкова М.Т. Модульное обучение в системном образованиивзрослых. М., 2009.

  1. Пономарева Л.Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе.М., 2007.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!