Тема доклада: «Использование проектных технологий как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов»
Автор: Солдатенкова Елена Александровна, преподаватель математики
ФГОС СПО отказался от требований к минимуму содержания и узаконил требования к результатам обучения, в роли которых выступают общие и профессиональные компетенции, что и привело к необходимости переосмысления данного вопроса. Компетенции связаны с осуществлением какого-либо действия, формируются и проявляются они только в деятельности, поэтому компетентностный подход, на котором основан ФГОС СПО, подразумевает переход в конструировании содержания образования от знаний к способам деятельности.
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у обучающихся. В своей практической работе мы взяли на вооружение проектные технологии, которые, на наш взгляд, позволяют решать проблему формирования компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов [1]. Метод проектов, к примеру, применяемый при изучении экономики служит ярким примером технологии, обеспечивающей формирование компетенций. Применительно к уроку «Кредиты. Виды кредитов» проект – это конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. “Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены» [3, с. 27]. Кроме этого, к проектной деятельности предъявляются и другие требования: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания; самостоятельность обучающихся; структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (выдвижение гипотезы, сбор, систематизация и анализ полученных данных) [там же].
Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, мы используем два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей, предусмотренных учебным планом, и включением обучающихся в реализацию творческих проектов, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью. Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.
Важный этап, причем и для обучающихся, и для преподавателя, Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций который у нас представлен в виде листа оценки, стимулирующего участника проектной деятельности к размышлениям и самостоятельной оценки своей работы:
Лист оценки проектной деятельности по продуктивным видам деятельности
Название проекта: ____________________. Авторы проекта: _________________________.
Этапы | Критерии оценивания (содержание) | Баллы |
Студенты | Преподаватель |
Подготовительный | 1.Тема проекта актуальна, интересна в практическом и теоретическом аспектах | | |
2.Цели и задачи работы определены верно | | |
3.Распределение ролей в группе соответствует поставленным целям и задачам | | |
Источники информации определены | | |
Основной | 1. Регуляция работы в группе: а) работа с информацией; б) проведение исследования; в) синтез и анализ идеи; г) творческая работа - оформление проекта | | |
2. Сотрудничество и общение во время работы над проектом | | |
Заключительный | Качество продукта проектной деятельности: а) раскрытие темы проекта; б) наличие перспективы развития или преобразования; в) наличие исследовательского аспекта в работе; г) теоретическая и практическая значимость продукта проектной деятельности. | | |
Форма представления проекта: логичность, последовательность, творческий подход. | | |
Компетентность участника (-ов) при защите: а) четкость, ясность изложения, упор на главные моменты; б) аргументированные ответы на вопросы; в) грамотность | | |
0 баллов – не соответствует предъявляемому критерию
1 балл – частично соответствует предъявляемому критерию
2 балла – полностью соответствует предъявляемому критерию
Суммируются баллы оценки обучающихся и преподавателя:
60 -70% - «3» (удовлетворительно)
80-90% - «4» (хорошо)
90-100% - «5» (отлично).
Работа в проекте побуждает студентов решать профессиональные проблемы, искать нестандартные решения, изучать специальную литературу, расширять свой кругозор. Вся обработанная и проанализированная информация может впоследствии лечь в основу как курсовой работы, так и выпускной квалификационной работы.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Литература:
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2019. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат. – М.: 2020. – 296с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2 [ТЕКСТ]: Г. К. Селевко . – М.: НИИ школьных технологий, 2018. – 816с.
Колесникова Г.Н., Технология проектов – универсальные методики общих и профессиональных компетенций. http://umk-spo.biz/