СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование проектных технологий как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование проектных технологий как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов"»


Тема доклада: «Использование проектных технологий как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов»

Автор: Солдатенкова Елена Александровна, преподаватель математики


ФГОС СПО отказался от требований к минимуму содержания и узаконил требования к результатам обучения, в роли которых выступают общие и профессиональные компетенции, что и привело к необходимости переосмысления данного вопроса. Компетенции связаны с осуществлением какого-либо действия, формируются и проявляются они только в деятельности, поэтому компетентностный подход, на котором основан ФГОС СПО, подразумевает переход в конструировании содержания образования от знаний к способам деятельности.

В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у обучающихся. В своей практической работе мы взяли на вооружение проектные технологии, которые, на наш взгляд, позволяют решать проблему формирования компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов [1]. Метод проектов, к примеру, применяемый при изучении экономики служит ярким примером технологии, обеспечивающей формирование компетенций. Применительно к уроку «Кредиты. Виды кредитов» проект – это конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. “Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены» [3, с. 27]. Кроме этого, к проектной деятельности предъявляются и другие требования: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания; самостоятельность обучающихся; структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (выдвижение гипотезы, сбор, систематизация и анализ полученных данных) [там же].

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, мы используем два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей, предусмотренных учебным планом, и включением обучающихся в реализацию творческих проектов, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью. Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.

Важный этап, причем и для обучающихся, и для преподавателя, Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций который у нас представлен в виде листа оценки, стимулирующего участника проектной деятельности к размышлениям и самостоятельной оценки своей работы:

Лист оценки проектной деятельности по продуктивным видам деятельности

Название проекта: ____________________. Авторы проекта: _________________________.

Этапы

Критерии оценивания (содержание)

Баллы

Студенты

Преподаватель

Подготовительный

1.Тема проекта актуальна, интересна в практическом и теоретическом аспектах



2.Цели и задачи работы определены верно



3.Распределение ролей в группе

соответствует поставленным целям и задачам



  1. Источники информации определены



Основной

1. Регуляция работы в группе:

а) работа с информацией;

б) проведение исследования;

в) синтез и анализ идеи;

г) творческая работа - оформление проекта



2. Сотрудничество и общение во время работы над проектом



Заключительный

  1. Качество продукта проектной деятельности:

а) раскрытие темы проекта;

б) наличие перспективы развития или преобразования;

в) наличие исследовательского аспекта в работе;

г) теоретическая и практическая значимость продукта проектной деятельности.



Форма представления проекта: логичность, последовательность, творческий подход.



Компетентность участника (-ов) при защите:

а) четкость, ясность изложения, упор на главные моменты;

б) аргументированные ответы на вопросы;

в) грамотность



0 баллов – не соответствует предъявляемому критерию

1 балл – частично соответствует предъявляемому критерию

2 балла – полностью соответствует предъявляемому критерию

Суммируются баллы оценки обучающихся и преподавателя:

60 -70% - «3» (удовлетворительно)

80-90% - «4» (хорошо)

90-100% - «5» (отлично).

Работа в проекте побуждает студентов решать профессиональные проблемы, искать нестандартные решения, изучать специальную литературу, расширять свой кругозор. Вся обработанная и проанализированная информация может впоследствии лечь в основу как курсовой работы, так и выпускной квалификационной работы.

Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.


Литература:

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2019. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат. – М.: 2020. – 296с.

  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2 [ТЕКСТ]: Г. К. Селевко . – М.: НИИ школьных технологий, 2018. – 816с.

  4. Колесникова Г.Н., Технология проектов – универсальные методики общих и профессиональных компетенций. http://umk-spo.biz/