СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Использование технологии «Река времени» в развитии познавательно- исследовательских способностей детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование технологии «Река времени» в развитии познавательно- исследовательских способностей детей»»


«Использование технологии «Река времени» в развитии познавательно- исследовательских способностей детей»


Актуальность:

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в

работе с детьми дошкольного возраста.

Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым.

Работа с дошкольниками по познавательному развитию с применением технологии «Путешествие по реке времени», автором которой является Надежда Александровна Короткова, направлена на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему). Такая технология носит инновационный характер, так как в образовательной деятельности используются нетрадиционные методы, способы развития познавательно- исследовательской деятельности детей. Эта игровая форма «Путешествие по реке времени» одна из наиболее интересных и доступных в работе с коллективом детей. С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему.

Данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Эта технология побуждает воспитанников к поисковой деятельности, которая продолжается не только в рамках детского сада, но и дома совместно с родителями.

Цель: развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность Задачи:

  • сформировать умение освоить основополагающие культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения;

  • развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений;

  • расширять кругозор детей в процессе познавательно- исследовательской деятельности, вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления.

Решение образовательных задач предусматривает:

  • опору на природную детскую любознательность;

  • поощрение познавательной инициативы ребенка – детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

  • опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;

  • организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;

  • предоставление информации из разных областей культуры в интегрированном виде посредствам вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.



Целевым ориентиром является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:

  • проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы;

  • обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения;

  • стремиться к систематизации конкретных материалов, вещей;

  • проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним

Использую методы:

Словесный метод: рассказ, беседа, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Наглядный метод: рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций, схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы.

Использование видеофильмов, показ презентации. Составление и оформление макетов.

Практический метод: экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

Игровой метод: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетентности. Принципы:

  • доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям дошкольного возраста;

  • наглядности, предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала;

  • эмоционального восприятия информации, позволяет использовать события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес. Технология «Путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление детей о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Дети становятся более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Наблюдают, сопоставляют, анализируют.

Применение технологии в практике, на мой взгляд, приносит ощутимые результаты в познавательном развитии дошкольников.



Реализация:

Дидактическое пособие «река времени» - это длинный бумажный лист, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль

«реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» -

«старина» - «наше время». «Древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» - примерно мир средневековья и чуть позже; «наше время» - современный мир.

Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединиться за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации – «метки», каждой остановки во времени. Такими символами «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки-символы характерные для определенной исторической эпохи.

В начале года, на первом игровом мероприятии демонстрируется заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагается попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»

Начинается работа с самого доступного для дошкольника – обсуждения, как мы живем сейчас и как жили люди в «старину, и обитали в «древности». Из множества небольших иллюстраций- вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках». Дополняя первые лаконичные «метки».

«Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Технологию «Путешествие по реке времени» довольно сложно уместить в одно занятие, так как это предполагает достаточно весомую часть знаний, поэтому целесообразнее проводить цикл занятий.

Введение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательный процесс целесообразно, так как способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.