СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Использование традиционных и инновационных технологий на уроках русского языка и чтения в ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно  умственно отсталыми  обучающимися, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательно - воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование традиционных и инновационных технологий на уроках русского языка и чтения в ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»»

Доклад «Использование традиционных и инновационных технологий на уроках русского языка и чтения в ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»

Подготовила: учитель русского языка и чтения Савельева Н.Б.

 

В Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается, что «предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося». Поэтому и в специальных (коррекционных) школах ` стали применяться современные развивающие технологии обучения и воспитания, цель которых не передача готовых знаний, а развитие самостоятельной, творчески мыслящей, социализированной личности с максимально доступным для ребёнка с ОВЗ уровнем жизненной компетенции.

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно  умственно отсталыми  обучающимися, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательно - воспитательном процессе.

Ребёнок в своём развитии индивидуален, и чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Главная задача каждого учителя - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения поможет сформировать такая форма организации учебного процесса, как дифференциация. Поэтому считаю, что дифференцированный подход на уроках русского языка - это необходимое условие дальнейшего успешного обучения.

Для эффективного решения поставленных задач организую свою педагогическую деятельность на системной основе, которая строится в соответствии с принципами и методами обучения.

Изучая вопрос дифференцированного подхода в методической литературе, опираясь на свой личный опыт, условно разделяю учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также способам познавательной деятельности на 3 группы. .Но эти группы не являются постоянными. В процессе работы время от времени делю класс на тематические группы. Это позволяет уделить внимание тем ребятам, которые плохо усвоили новый материал.

В зависимости от вида урока, его этапов подбираю разные способы дифференцированного подхода, различные виды заданий, которые использую на своих уроках.

Плодотворная работа наблюдается при осуществлении дифференцированного подхода на этапах формирования умений и навыков, закреплении и систематизации изученного. Для учащихся II и III групп предлагаю задания с указаниями, разъяснениями, памятками, которые способствуют усвоению изучаемого материала, а для I группы - задания, заставляющие думать, размышлять.

При анализе контрольных работ считаю эффективным также делить класс на подгруппы, исходя из оценок, полученных учащимися: первая группа - школьники, чьи работы оценены на «4» и «5» (с четвёрками в эту группу входят учащиеся, допустившие минимальное количество ошибок); вторая - на «4» и «3»; третья — учащиеся, допустившие максимальное количество ошибок. Первой группе предлагаю творческие задания (например: написать сочинение по картине, к которому может быть дан план, вопросы, словарный материал и т. п.). Учащимся второй группы также предлагаю работу творческого характера, однако значительное внимание уделяю тренировкам, повторению и закреплению орфограмм. Третья группа работает под руководством учителя, исправляя свои ошибки, выполняя тренировочные упражнения, направленные на формирование и закрепление орфографических навыков.

Не оставляю без внимания и домашнее задание (ДЗ), и предлагаю ребятам выполнить упражнения с дополнительным заданием. Для I группы такие задания носят творческий, аналитический либо обобщающий характер, для II и III - повторение изученных орфограмм. Время от времени даю ДЗ в разных формах, а ребятам предлагаю самостоятельно выбрать себе задание, с которым, по их мнению, они смогут справиться. При проверке ДЗ веду мониторинг отслеживания результатов, отмечаю, как справились учащиеся с работой, на что нужно обратить внимание на следующем уроке. Такая целенаправленная и систематическая работа привела к формированию у способных учащихся следующих умений:

  • добывать знания в процессе поисковой деятельности;

  • применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

  • решать поставленную перед ними задачу творчески.

А слабый ученик чувствует себя уверенней на уроке, т.к. ему предъявляются задания, с которыми он может справиться.

Здоровьесберегающие технологии, позволяют решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса. Эти технологии направлены на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Передо мной сегодня стоят важные и серьёзные проблемы:

- организовать образовательный процесс с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

- включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.

В своей работе я ставлю цель: обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья на весь период обучения.

В соответствии с этой целью, выделяю задачи:

- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- создание комфортных условий для детей в процессе обучения;

- осознание школьником себя как ценности и ценности здоровья для собственной жизни;

- обучение ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления здоровья, с целью самостоятельного применения их впоследствии.

Методы, приёмы и формы, которые использую на уроках и внеурочной деятельности. Это:

  1. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (положительные установки на успех; рисование на полях в тетради различных символов, отражающие настроение).

  2. Проведение на уроках разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений на поддержание высокого уровня работоспособности.

  3. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.

  4. Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.

  5. Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать.

  6. Каждый здоровьесберегающий урок должен включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя.

  7. Включение в содержание уроков упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

  8. Личный пример учителя.

  9. Игровые методы психокоррекции (игры на развитие внимания, памяти, восприятия, наблюдательности).

Не всем учащимся легко дается русский язык, поэтому провожу работу по профилактике стрессов у детей. Хорошие результаты дает взаимопроверка, работа в парах, в группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища.

Чтобы не было перегрузки учащихся, стараюсь соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Для лингвистического анализа использую, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

Так, в заданиях по составлению предложений по схемам, предлагаю тему «Я веду здоровый образ жизни». При изучении темы «Предложение» (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. Задача учителя заботиться не только о физическом, но и духовном здоровье учащихся.

Уроки чтения представляют широкие возможности для достижения этой цели. Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение стараюсь сопровождать иллюстрациями великих художников, музыкальными произведениями композиторов – классиков, таким образом стараюсь воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся. При анализе художественного произведения, акцентирую внимание на проблемах гуманизма, добра и зла, стараюсь оказывать влияние на формирование нравственного здоровья.

В 5-6 классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению близорукости, искривлению осанки. По вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования ЗОЖ в классе оформлен уголок «Здоровье», материалы постоянно обновляются. Провожу консультации для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни.

Считаю, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания.

Такая система работы позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность школьников на протяжении всего учебного дня. Использование здоровьесберегающих технологий обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков.

Я работаю с категорией детей, имеющих нарушения интеллекта. Без специального обучения и воспитания эти дети, в основной своей массе, могли бы стать беспомощными, невостребованными в обществе. Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать им полноценными членами семьи и общества. Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей.

Поэтому задача коррекционной школы заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения, путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Большим потенциалом в преодолении недостатков психического развития умственно отсталых детей, в том числе и недостатков социальной перцепции (восприятие человека человеком), обладают уроки русского языка. Русский язык является одним их основных предметов в специальной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность. Но для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Считаю, что именно использование ИКТ вызывает живой интерес и служит фактором активизации познавательной деятельности. Поэтому я пришла к выводу, что одним из направлений моей работы должно стать повышение мотивации к изучению русского языка посредством ИКТ. Активно внедряю информационные технологии в образовательный процесс. Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит передо мной новые задачи:

  • овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения;

  • ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать;

  • научить детей пользоваться информацией.

Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы с использованием программы Power Point;

• для организации коллективной и групповой работы (проекты);

• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, другие виды работ).

С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала:

  • тесты по русскому языку, чтению;

  • тексты для проверки техники чтения;

  • памятки по русскому языку, чтению.

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word 2007 и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, кластеры, синквейны к урокам чтения и внеклассного чтения. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

Использование ИКТ на уроках русского языка, чтения и во внеклассной деятельности позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал учащихся. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, анимации, различных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным и насыщенным.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Мой личный опыт применения ИКТ и опыт коллег нашей школы позволяет мне с уверенностью судить об эффективности воздействия ИКТ на развитие детей с нарушением интеллекта. Анализируя результаты диагностики познавательной деятельности учащихся 5 - 6 класса можно сделать вывод о том, что увеличилось число учащихся с развитым словарным запасом активной лексики русского языка. Повысились показатели общего и речевого развития, необходимых для хорошего развития познавательной деятельности учеников. ИКТ позволяют осуществить более индивидуальный подход к ребенку и обеспечить возможность подбора каждому ребенку заданий, адекватных лично для его темпа и способа усвоения знаний.

Наблюдения показали, что ИКТ формирует у наших школьников умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом, способствует развитию творческих способностей, воображения, практических умений, расширяет кругозор, представления об окружающем мире, обеспечивается взаимодействие и общение с окружающим миром. Под воздействием этих технологий происходит преодоление негативных качеств формирующегося характера, коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере, поведенческих отклонений. Дети с нарушением интеллекта лучше воспринимают информацию и запоминают учебный материал, когда на уроке используется наглядность. Компьютер позволяет улучшить качество предложенной наглядности. Использование ИКТ помогает мне эффективно использовать пространство урока и способствует:

-стимулированию речемыслительной деятельности учащихся;

-развитию речи, расширению словарного запаса;

-повышению интереса к изучаемому материалу;

-стимулированию развития воображения;

-созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;

-развитию эмоциональной сферы учащихся;

- активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

Игровые технологии. Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате, дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации.

В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.

Считаю, что игра, как метод обучения, как передача опыта старших поколений младшим, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений. Обращаюсь к игре часто, но знаю, что и здесь нужна своя мера. Игра будит активность ребенка, ставит его в различные нестандартные ситуации, в позицию выбора и принятия самостоятельного решения. Предлагаю детям такие уроки – игры и их элементы, как: «Путешествие по городу «Имя существительное», «Путешествие по морю Имен прилагательных», «В гостях у разных частей речи», «Путешествия по орфограммам», урок «Звездный час», урок «Калейдоскоп», турниры, кастинги и др.).



В своей педагогической практике наряду с традиционными технологиями применяю следующие инновационные образовательные технологии: арттерапия ( музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия,)  проектная технология обучения, технология деятельностного обучения.

Проектная технология - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителями, т.е. учителя выступают в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Главными целями введения этого метода являются: развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять и доносить до слушателей необходимую информацию; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Деятельностный метод подразумевает под собой создание на уроке проблемной ситуации учителем и поиск выхода из неё учащимися. На моих уроках всегда присутствует подводящий к теме диалог: система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, а так же мотивирующие приёмы: сказки, легенды, случаи из жизни, шутки, фрагменты из художественной литературы.

Арт-терапия.

Фольклорная арт-терапия предусматривает органичное сочетание разнообразных видов деятельности: народные попевки быстро налаживают координацию голоса и слуха. Интонирование развивает лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Свободное движение активизирует музыкально-творческие способности детей, развивает ассоциативное мышление, фантазию. Дети во время фольклорной арт-терапии «сбрасывают» зажимы.

 Музыкотерапия заключается в ощущении музыки связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение обучающихся к произведениям высокого музыкального искусства. Наблюдения показывают, что музыка, сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей природы» положительно влияют на психоэмоциональное состояние обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. С этой целью активно внедряются в учебно-воспитательный процесс технологии дидактической игры: обучающиеся  воображают себя музыкантами, играющими на разных инструментах; дирижерами, управляющими оркестром; образами. Нужный психотерапевтический эффект достигается на практических занятиях по музыкотерапии.

Улыбкотерапия важна для ребёнка: он поёт и улыбается. Звук посылается в пространство, губы растягиваются, за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. В результате улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок с ней смотрит на мир и на людей.

Ритмотерапия повышает умственную работоспособность детей, предупреждает преждевременное наступление утомления, снимает мышечное статистическое напряжение. В системе проводятся физкультминутки в музыкальном сопровождении. Это песни-игры: «Если весело живётся», «Буги- Вуги», «Хлопай-хлопай». Особенно любима физкультминутка «Кузнечик» В.Шаинского. Она направлена на концентрацию внимания, жестикуляцию: жестикулируя руками, дети собирают все свои силы и внимание для дальнейшей работы. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психо-эмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях .

Считаю, что использование инновационных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Эти технологии направлены на развитие личностных качеств ребёнка (умение ставить перед собой цели, задачи, налаживать сотрудничество друг с другом, критически мыслить, выявлять проблему и решать её и т.д.).

Использование современных педагогических технологий в специальной коррекционной школе способствует совершенствованию всего учебно-воспитательного процесса, переходу его на принципиально новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям.

 В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания   детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.  Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса является использование современных педагогических технологий. 


Использованные источники:

https://infourok.ru/doklad-na-temu-innovacionnie-tehnologii-v-korrekcionnom-obrazovanii-735576.html


https://multiurok.ru/blog/innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-korriektsionnom-obrazovanii.html


http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/pedagogicheskie-tehnologi-primenjaemye-pri-rabote-s-detmi-obuchayuschimisja-v-shkole-viii-vida.html