СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование творческих заданий как средство обучения развитию речи при подготовке к ОГЭ по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад "Использование творческих заданий как средство обучения развитию речи при подготовке к ОГЭ по русскому языку"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование творческих заданий как средство обучения развитию речи при подготовке к ОГЭ по русскому языку"»

Тема: Использование творческих заданий как средство обучения развитию речи при подготовке к ОГЭ по русскому языку.


Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Смомента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к ОГЭ, а теперь и устного собеседования стали самыми актуальными.

С одной стороны, учитель, обучая своих учеников русскому языку с 5 по 9 классы, безусловно, готовит их к сдаче итоговой аттестации ежеурочно. Задачи педагога:

  • правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

  • организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету.

С другой стороны, для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало грамотно писать, знать орфограммы, пунктограммы, теоретические сведения по разделам русского языка, необходимо понять саму специфику экзамена. Подготовка к сдаче ОГЭдолжна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Не будет преувеличением сказать, что учителя русского языка  создают свои системы подготовки учащихся к успешному выполнению заданий ОГЭ, позволяющие учитывать как уровень владения русским языком школьниками конкретного класса,  так и индивидуальный уровень каждого учащегося. 

Первая и третья часть экзаменационной работы по русскому языку (сжатое изложение, сочинения на лингвистическую, литературоведческую, морально-этическую темы) проверяют знания, умения и навыки учащихся при работе с текстом.

Работа с текстом учит учащихся слушать текст,анализироватьего содержание и лингвистические, литературоведческие, морально-этические компоненты,структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Такая работа направлена наформирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках русского языка используются следующие виды творческих заданий:

Тренинг – обучающая игра на уроках русского языка, способствующая формированию навыков коммуникативного общения, развитию творческого воображения, связной устной и письменной речи учащихся.

Виды тренингов: фонетические, лексические, синтаксические – позволяют осуществлять мониторинг формирования у учеников понятий, представлений в тех или иных жизненных ситуациях. Тренинги учат сопоставлять, анализировать, делать выводы, они включены в тематические блоки языкового материала и отдельные уроки речевой деятельности.

  • Творческие тренинги

  • Упражнения на составление словосочетаний

предложений

  • Составление предложений или текстов с заданными словами

  • Составление устного рассказа по теме, по картине, по впечатлениям и т.д.

  • Редактирование текста

  • Изложение текста

  • Написание сочинений-миниатюр с использованием средств выразительности

  • Написание сочинения-рассуждения,

  • сочинения-описания, сочинения-повествования

  • Написание эссе

Творческие упражнения.

Цель таких упражнений – научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребёнку высказаться по предложенной теме (как устно, так и письменно), употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение её лексических и грамматических свойств.

Изучение лексики даёт богатые возможности для использования на уроках различных игр с целью активизировать учебную деятельность школьников.

1. Игра «Переводчик».I. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1) Доктор прописал пациенту инъекции. ( Врач назначил больному уколы.)2) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. (Часовой укрылся от дождя под крышей дома.)

II. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

1) При проверке было выявлено немало дефектов.( ошибок) 2) Он пишет мемуары.( воспоминания) 3) Ваши аргументы убедительны.(доказательства)

III. Игра«Перевертыш».

1) Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении

Железный гвоздь ( железное здоровье), сладкий пирог (сладкий сон), колючий еж (колючий взгляд), золотые часы (золотое сердце), стальная балка (стальная воля).

Фонетические игры


Превращение слов. Превратите одно слово в другое, изменяя в каждом последующем слове только один звук. Кто быстрее?
реку в мореночь в день и др.

Метаграммма. Это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим.

С к - он мягкий и пушистый,
С р - он очень уж речистый,
С м - он тратит много денег,
С б - по озеру он едет. (Кот - рот - мот – бот)

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос)


Логогриф. Это загадка, по условиям которой при отбрасывании, добавлении либо перестановке в исходном слове одной буквы (нескольких букв) получается новое слово.

Могучая река меж берегов струится,
Но «И» к реке прибавь,
Вспорхнёт над нею птица. (Волга – иволга)


Задание на «компрессию» текста.(исправьте, дополните, уточните);

«монтажа» текста:

  • определение смысловой нагрузки предложений и отдельных частей

  • распределение предложений в определённой последовательности

  • «сбор» текста, т.е. одно предложение должно «цепляться» за другое

  • проверка смысловой взаимосвязи предложений в тексте

- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- сложение текста из частей;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи;

-приемы сжатия текста.


Сложение целого текста из частей

1) А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

1. Они то косо л_тели  (по)ветру, то отвес_но ложились в сырую траву.

2. Лист_я падали дни и ночи.

3. Нач_лся  л_стопад.

4.Этот дож_дь шел н_делями.

5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.

В. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

С. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфоргаммы.


2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Для молодого человека  сказал он.

Б) Сереже понравилось что его так назвали но Вари опять не было целую вечность.

В) Варя пришла наконец и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.

Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.

В. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

С. Определите тему получившегося текста





Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление  планов;

- характеристика литературного героя;

- написание отзыва о произведении;

- написание сочинения.


Таким образом, используя систему работы по подготовке к государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Постоянная, норазнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.





4