СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях экологического объединения "Росинка".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовно-нравственное воспитание - это воспитание человека, который старается жить в согласии со своей совестью. К.Д.Ушинский писал: «Безнравственный человек – значит бессовестный». 

Духовно-нравственное воспитание ребят на занятиях экологического объединения «Росинка».

 «Главное предназначение человека — изменить мир к лучшему!»

Экологическое объединение «Росинка» проводит свою работу на протяжении более 10 лет, объединение посещают ребята в возрасте от 7 до 17лет. Дети познают основы экологической науки, знакомятся с разнообразием растительного и животного мира нашей планеты, узнают о взаимосвязях и удивительных явлениях природы.

Одна из самых важных задач экологического объединения «Росинка» - привить детям любовь к природе и родной планете, пробудить в них интерес к «братьям нашим меньшим» – животным и растениям, пробудить лучшие человеческие качества личности ребёнка.

 Полученные знания и человеческое отношение ко всему живому, понимание ценности жизни, видение красоты объектов и явлений природы – это залог бережного отношения к растительному и животному миру. Понимание необходимости охраны бесценных богатств флоры и фауны, надежная защита для всего живого в будущем.

 

Цель объединения: формирование экологически грамотной, всесторонне развитой, творческой личности, осознающей идеи гармонического взаимодействия «общества и природы», «человека и окружающей среды», осознающей меру ответственности за состояние всех живых организмов на Земле.

Задачи:

Образовательные:

Ø создать условия для исследовательской работы на экологической тропе;  

Ø познакомить с многообразием объектов, процессов и явлений живой природы;

Ø создать условия для творческой реализации обучающихся.

Ø  освоить простейшие методики по изучению состояния тех или иных природных объектов и явлений;

Развивающие:

Ø развивать интерес к изучению природы родного края;

Ø развивать  познавательные способности, логическое  мышление, восприятие, память, наблюдательность, кругозор;

Ø  развивать навыки самообразования.

Воспитательные:

Ø воспитывать экологическую культуру, как часть общей культуры;

Ø воспитывать эмоциональное отношение к  природе,

Ø воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

Ø формировать бережное отношение ко  всему живому;

Цель программы:

Воспитание ответственной экологически-культурной, всесторонне развитой личности, осознающей важность сохранения эколого-биологического равновесия на Земле.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Способствовать развитию исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
  2. Формировать представления об экологии, как о науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических умений и навыков);
  3. Способствовать углублению и расширению знаний об особенностях структуры и функционирования лесных экосистем;
  4. Углублять знания о растительном и животном мире;
  5. Закреплять теоретические знания практическими занятиями.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
  2.  Развивать навыки самостоятельной научной работы;

Воспитательные:

  1. Воспитывать сознательное отношение к труду;
  2.  Воспитывать чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
  3. Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
  4. Воспитывать осознанную потребность в здоровом образе жизни.

 

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.

Мы широко применяем слово «духовность»  в своих выражениях, но иногда, в силу незнания значения этого слова, люди относят «духовность» лишь к одной человеческой деятельности – религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение, а понятие духовности более широкое, оно включает в себя исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и многое другое - это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Духовно-нравственное воспитание - это воспитание человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

К.Д.Ушинский писал: «Безнравственный человек – значит бессовестный»

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Более десяти лет я работаю с ребятами в экологическом объединении «Росинка». В самом начале своей деятельности все свои усилия я направляла на то, чтобы воспитывать в детях экологическую культуру, однако оглядываясь на результаты своей работы, очень часто замечала, что многое идёт не так, как было задумано. Стало понятно, что нужно что-то менять, но что? Было много проб и ошибок, помогли книги.

С развитием новых технологий, в круговороте жизненной суеты обесцениваются лучшие человеческие качества. Чем жёстче наша жизнь, чем выше её темп, тем меньше в ней остаётся места добру, любви, пониманию и справедливости, всё чаще встречаются проявление жестокости, эгоизма, малодушия.

Нельзя воспитывать ребёнка пару часов в день, процесс воспитания – непрерывная, целостная динамическая система, основным компонентом которой является личность ребёнка.

Процесс воспитания продолжается всю жизнь, воспитывая всесторонне развитую, экологически культурную личность невозможно обходить стороной направление воспитания общей культуры, духовно-нравственные аспекты. Результат воспитания – воспитанная личность, и то, каким станет ребёнок, в не меньшей мере зависит от того, как мы его воспитаем, какие ценности заложим, какие качества мы сможем развить в нём.

Поэтому все свои усилия я направляю на воспитание в детях доброты и милосердия,  доброго отношения не только к самому себе, к людям, доброго бережного отношения к природе, к своей малой Родине, к своей стране, ко всему живому, как раз это и предполагает духовно-нравственное воспитание. Всё это способствует развитию таких качеств в человеке, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям, любовь и бережное отношение ко всему живому.

Для обучающихся младшей группы, была разработана система занятий о Красной книге ХМАО. Ребятам были предложены видеоролики и мультфильмы, красочные презентации и триггер-игры по данной теме, выводы после полученной информации ребята делали сами. Ребята стали задумываться о сохранении природы родного края. Поступили предложения о проведении экологических акциях в защиту растительного и животного мира, о сборе подписей жителей посёлка в защиту природы.

Для старших ребят экологического объединения «Росинка»разработаны занятия по духовно-нравственному воспитанию, одной из лучших разработок является внеклассное мероприятие «Собачья верность», направленное на пробуждение в детях общечеловеческих и нравственных ценностей. В нём затронуты все аспекты духовно-нравственного, патриотического и экологического воспитания личности.

Сухомлинский В.А. писал: «Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства». Она раскрывает человеку глаза не только на тонкие оттенки прекрасного,  делая его более чутким к этим оттенкам, но и пробуждает чуткость к сердцу другого. Любуясь красотой жизни, человек становится бережней с ней.

Каждое наше занятие нацелено на то, чтобы изменить вековую потребительскую традицию отношения к природе, чтобы ребята поняли и приняли совершенно иное сочувственное и уважительное, доброе, бережное отношение. В понимании того, что природа не просто источник всей нашей жизни – духовной, материальной и физической, а наша жизнь «Нам не прожить на свете без природы…». Мы должны научиться не только брать, но и отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

Природа – живая. Её нельзя «любить» как вкусное блюдо или красивый и удобный зал для развлечений. От такой потребительской «любви» природа жестоко страдает и гибнет так же, как страдал бы и погибал в семье человек, которого бы «любили» как приятный и удобный объект для эксплуатации. Любовь – это не стремление использовать в своих интересах, но сопереживание, сочувствие, стремление помочь, стремление способствовать радости и развитию.

Сухомлинский В.А. разработал методы воспитания через природу, и они с большим и неизменным успехом применялись в его школе. Его опыт воспитания детей через союз с природой уникален. Любая система имеет структуру, созданную основными ее элементами. Такими структурными элементами педагогической системы Сухомлинского были: природа (непременное и постоянное взаимодействие с ней), сопереживание (не только человеку, но и всему живому), творческая мысль (именно самостоятельная, творческая мысль) и созидательный труд (не только полезный труд, но и созидающий в самостоятельных усилиях познания и творчества).

Вот уже на протяжении многих лет я стараюсь придерживаться этой системы воспитания детей, она ни разу не подвела, потому что в ней заложены все самые важные аспекты воспитания личности ребёнка, конечно очень многое зависит от того какие мы выбираем методы и приёмы.

К.А. Тимирязев писал «Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. Прививать детям любовь к природе, гуманизм, желание охранять и улучшать родную природу – значит воспитывать любовь к Родине, патриотизм. “Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания” В.А. Сухомлинский.

Психологи и наблюдениями, и специальными экспериментами доказали, что в основе формирования личности ребёнка лежит его собственная активность, его собственная деятельность. Не то, что ему говорят (он это может понять в противоположном смысле), не то, что ему показывают (он может это расценить по-своему), не сама по себе система наказаний и поощрений (он может по-своему к ней приспособиться и по-своему понимать) оказывает решающее воздействие на формирование личности,  то, что делает, что думает сам ребёнок.

Для того, чтобы развивать творческий потенциал каждого ребёнка, чтобы развивать творческую мысль, на занятиях использую  приёмы декоративно-прикладного и художественного творчества, внедряю методы исследовательской и проектной деятельности. Занятия с новым материалом выстраиваю по принципу моделирования проблемных ситуаций, решению экологических задач, постановке проблемных вопросов, создание игровых моделей с использованием ИКТ. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

Нельзя всё делать за ребёнка, нельзя весь материал преподносить целиком, всегда должна оставаться тайна, какая-то недосказанность, недорешённость, чтобы всегда появлялось желание  узнать, а что же дальше… проявлялся интерес к познанию, творчеству и саморазвитию.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Духовно-нравственное развитие ребёнка будет иметь место только в том случае, если ребёнок сам включён в процесс обучения, воспитания, познания и творчества, очень многое здесь зависит от мотивации, т.е. процессов, определяющих движение к поставленной цели.

Каким же должен быть духовно-нравственный портрет ребёнка? Возможно таким:

  • Добрый, не причиняющий зла живому
  • Честный и справедливый
  • Любящий и заботливый
  • Трудолюбивый и настойчивый
  • Творящий и оберегающий красоту мира
  • Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
  • Смелый и решительный
  • Свободолюбивый и ответственный
  • Самостоятельный и законопослушный
  • Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
  • Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
  • Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Любое занятие нашего объединения всегда интересно, познавательно, отличается многообразием форм, приёмов и используемых методов. Новое интересное – всегда привлекательно, ритмичное чередование разнообразных видов деятельности не утомляет, никогда не забываю о возрастных особенностях и детских интересах, поэтому всегда нахожусь в поиске новых интересных методик и экспериментов.

Не редко использую нетрадиционные формы обучения: соревнования, экскурсии по экологической тропе, путешествия, спектакли, игры-путешествия, викторины, походы, выпуск экологических листовок и газет, коллективное творчество и пр.

Предлагаемые мною конспекты занятий, викторины, занимательные игры и задачи, задания для выполнения на экологической тропе и пр. - это оригинальная модель воспитания природой, способствующая духовно-нравственному развитию детей.

 Создается творческое пространство (образовательная среда) для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей. Снятие состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях познавательно-игровой деятельности.

Самое важное в моей работе - научить ребят жить  в гармонии с самим собой, с окружающим миром, с обществом, любить жизнь, своих родных и близких, беззаветно любить свою Родину и родную природу, быть добрым (духовно развитым) культурным, экологически грамотным,  ответственным человеком.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

Каждый день дети учат меня доброте, красоте и радости, каждый день они преподносят сюрпризы, удивляя и восхищая, конечно бывают и огорчения, но мы учимся: они - у меня, а я – у них. Попросите нарисовать ребёнка «радость», и он нарисует, а взрослый – не сможет. А я стараюсь научиться «рисовать»: и «радость», и «доброту», и «счастье», чувствуя ответственность, стремясь оправдать доверие, обучаясь ценить всё ценное и «видеть» сердцем.

Духовно-нравственное воспитание помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Я горжусь своими ребятами, я радуюсь самому незначительному их успеху, когда мы вместе – у нас получается всё!

Загляните в детские глаза…

Знаете, ребёнок видит сердцем,

Вам не обмануть, не убежать

Никуда от этих глаз не деться!

Загляните в детские глаза…