Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №6 «Флоричика» г.Днестровск
Доклад из опыта работы: «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда»
Учитель-логопед:
Качинская Любовь Анатольевна
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.
Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий. Не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Эти проблемы в дальнейшем приводят к неуспеваемости в школе. Поэтому, приходиться искать новые методы и технологии для оптимизации своей работы с детьми. Одной из таких технологий, помогающих развить речевые способности дошкольников является мнемотехника.
Что такое мнемотехника?
На каждое слово или словосочетание придумывается символ, подбирается картинка. составлении описательных и творческих рассказов. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно помогают детям выстраивать:
- план рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.
Учитывая особенности и потенциальные возможности формирования и развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста были разработаны соответствующие мнемотаблицы. С помощью них решаются следующие задачи:
• формирование практических навыков словоизменения и словообразование;
• закрепление грамматических категорий;
• обогащение словарного запаса;
• развитие связной речи.
Как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Существует множество вариантов использования мнемотехники. Можно предлагать детям готовые мнемотаблицы для составления рассказов – описаний (Т. В. Большева, также использовать рисованные мнемотаблицы, выполненные самостоятельно детьми и педагогами. Например, на фронтальных занятиях при составлении рассказов – описаний (схемы Т. А. Ткаченко и сенсорно – графические схемы В. К. Воробьевой, которые беру за основу, но самостоятельно изменяю и совершенствую в зависимости от лексической темы и возрастной группы. Применяю данную технику и при пересказе, при заучивании стихотворений, пословиц ,при отгадывании загадок, составлении описательных и творческих рассказов. Данные схемы помогают нашим воспитанникам самостоятельно определять главные признаки рассматриваемого предмета, обогащают их словарный запас. Как показала моя практика, использование метода мнемотехники позволяет ускорить процесс запоминания и последующего воспроизведения целостного образа. Постепенно память укрепилась, стала более «цепкой», образное мышление развивается, дети запоминают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее.
Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. (мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение, мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы
Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов.
этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или составление рассказа по заданной теме.
этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отобразить в таблице. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Предварительная работа с детьми по овладению приемом мнемотехники включает в себя:
- кодировку отдельных слов, часто встречающихся понятий в символы
- первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.
Например, называется слово, а вам необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить. Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, соленый, кислый, море, привет, золото. Затем вам покажут картинку, по ней надо вспомнить слово.
- далее необходимо научить детей заменять ключевые слова, понятия рисунками – символами и самостоятельно их зарисовывать. При этом важно, чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него.
Работать с мнемотаблицами я начинаю со средней группы. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Опираясь на опыт других педагогов, сделала подборку мнемотаблиц для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и др. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи.
У детей часто возникают трудности при пересказе сказок, а также составлении творческих рассказов. В связи с этим, я стала искать дополнительные приёмы обучения детей данным формам работы. И таким открытием, не только для моих ребят, но и для меня самой, стали карточки Проппа В.Я.
При помощи карт ребёнок легко усваивает содержание сказки, что на первых этапах облегчает её пересказ, а в дальнейшем способствует созданию ребёнком собственной сказки.
Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы:
На первом этапе:
1) знакомим детей со сказкой, как жанром литературного произведения и вычленяем её структуру:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
-концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2) изготавливали сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т.к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.
3) играем с детьми в игры, которые помогают им освоить карты.
«Волшебные имена» - перечисляем всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут.
«Хороший- плохой» - проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества- он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.
«Волшебные или чудесные вещи» - придумываем волшебную вещь для какого-либо героя и др.
"Примени символ к сказке"
На этом игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребёнок «ходит» по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать.
На столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребёнок выбирает в соответствии с символом.
На втором этапе читаем сказку и сопровождаем чтение выкладыванием карт Проппа.
На третьем этапе пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему.
Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:
1 этап — непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.
Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»
Здесь можно брать не все карточки, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.
Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети уже самостоятельно находят обозначенную функцию словесно и выкладывают карточки с функциями.
По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:
найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.
На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».
Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоём, втроём (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребёнок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.
Например, задание — придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие: они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец)?
С детьми оговариваются следующие положения:
кто будет главным героем;
кто будет мешать герою;
кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
придумать название к сказке;
какие зачины и концовки будут использованы;
придумывание сказочных слов и выражений;
присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.
Количество игровых приёмов и ситуаций зависит от фантазии.
Мнемотехнику можно использовать при заучивании пословиц .Предлагаю поиграть в игру «Цветик - семицветик» (на лепестках цветка зашифрованы пословицы, их необходимо расшифровать и собрать цветик-семицветик)
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Любишь кататься люби и саночки возить
Яблоко от яблони не далеко падает
Кто не работает, тот не есть
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
В своей работе, я использую пособие разработанное Полянской Татьяной Борисовной. Его суть состоит в следующем: предлагается общая мнемотаблица и карты-схемы №1,№2,№3-помощники для составления творческого рассказа. На основе подобранных к квадратам предметных и сюжетных картинок дети учатся составлять творческие рассказы. Примерная мнемотаблица поможет детям правильно и грамотно составить рассказ. У детей закрепится понятие о структуре рассказа (начало, середина и конец). Они научатся правильно использовать в своей речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ (сказку).см. Приложение.
Использование на логопедических занятиях приемов мнемотехники позволяет значительно сократить время обучения. Большое значение методика имеет в работе со слабоуспевающими детьми. Чем раньше ребенок овладеет этими знаниями, тем легче ему дается процесс обучения. Как показывает практика, дети, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают большие объёмы трудно запоминаемой информации, самостоятельно кодируя её.
Приложение
Вариант 1 (для детей 4—5 лет).
Цель игры — составить творческий рассказ, опираясь на три картинки карты-схемы №1.
Для игры понадобятся карточки с надписями «Кто я?», «Что случилось?», «Конец» и предметные (сюжетные) картинки.
Ход игры
Педагог вместе с ребенком выкладывает на столе три картинки: «Кто я?», «Что случилось?», «Конец» в нужной последовательности, объясняет, что каждая из них обозначает — начало, середину и конец рассказа.
Далее педагог помогает ребенку заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные картинки, например:
Первая картинка — «Кто я?» — нашли карточку «девочка».
Вторая картинка — «Что случилось?» — нашли карточку «птичка».
Третья картинка — «Конец» — нашли карточку «бабушка с дедушкой».
Картинки служат своеобразным планом рассказа, что позволяет точно передавать сюжет, не сбиваясь от начала до конца. Далее педагог показывает картинку «девочка» и предлагает ребенку придумать имя героя, предысторию события. Можно задать вопросы: «Где была девочка раньше? Что она делала?»
Затем нужно вспомнить слова и выражения, позволяющие начать рассказ (см. карту-схему №3). Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого придумывает начало рассказа.
Педагог показывает картинку «Птичка» и просит ребенка придумать середину рассказа. Можно задать вопросы: «Что случилось с девочкой? Кого она увидела? Почему девочка хотела поймать птичку? Почему она плачет?»
Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого придумывает середину рассказа. Педагог показывает картинку «Бабушка с дедушкой» и просит ребенка придумать конец рассказа. Можно задать вопросы:
Где они были раньше?
Как помогли внучке?
Чем закончилась история?
Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого придумывает конец рассказа. Педагог просит ребенка пересказать весь рассказ с опорой на картинки.
Затем нужно вспомнить слова, которыми можно закончить рассказ (см. карту-схему №3). Педагог с ребенком придумывает название рассказа и помогает ему при переходе от одной картинки к другой словами-связками (см. карту-схему №3).
Примерный рассказ по картинкам «Птичка»
Это было летом. Девочка Катя жила у бабушки с дедушкой в деревне. Как-то раз она пошла гулять во двор
и увидела на тропинке маленькую птичку коричневого цвета. Хотела Катя поймать ее, побежала и упала, а птичка улетела на дерево. В это время бабушка с дедушкой пошла внучку искать. Сидит Катя на тропинке и плачет: и коленке больно, и птичку не поймала. Успокоили ее дедушка с бабушкой и сказали: «Нельзя ловить птичек» (или «Вот и вся история!»).
Вариант 2 (для детей 5—6 лет).
Цель игры — составить творческий рассказ, опираясь на карту-схему №1.
Для игры понадобятся все 6 карточек общей карты-схемы №1 и предметные (сюжетные) картинки.
Ход игры
Я вместе с ребенком рассматриваю все карточки по карте- схеме №1 и предлагаю составить рассказ или сказку по ней от имени героя. Помогаю ребенку заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные, например: первая картинка — «Кто я?» — нашли картинку «король» и т.д. (как в 1-м варианте игры).
Далее ребенок выкладывает картинки на столе в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Картинки служат своеобразным планом рассказа (сказки), позволяет точно передавать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. Сейчас можно составить рассказ.
Первый ребенок составляет начало рассказа по 1—2 картинкам «Кто я?», «На чем?»
Второй ребенок продолжает составлять рассказ по 3— 4 картинкам «Место и время», «Что случилось?»
Третий ребенок составляет конец рассказа по 5—6 картинкам «Кто помог?», «Конец».
Четвертый ребенок пересказывает весь рассказ с опорой на картинки.
Затем нужно вспомнить слова, которыми можно начать и закончить рассказ (сказку), придумать название (см. карту- схему №3).
Вариант 3 (для детей 5—6 лет).
Цель игры — составить творческий рассказ не с первой картинки — «Кто я?» (как в вариантах №1 и №2), а, например, с третьей картинки — «Место и время» — это будет являться тоже началом рассказа. Далее ребенок сам составляет из картинок план рассказа, подставляя к третьей картинке, например, первую, четвертую, пятую, вторую, шестую картинки. Педагог помогает ему заменить эти картинки на другие предметные или сюжетные, соблюдая последовательность. Ребенку остается по ним составить любой рассказ.
Это пособие можно использовать со второй младшей группы, оно помогает детям:
составлять творческие рассказы, передавая правильную временную и логическую последовательность;
закреплять структуру рассказа (зачин, кульминация, развязка);
расширять словарный запас;
Мнемотаблица для составления творческих рассказов