Изменение ценностных ориентиров подростков.
Максим
8 класс МКОУ Черчетская СОШ
Актуальность.
Молодое поколение - это главный потенциал страны, и от того, каким будет это поколение зависит будущее. Поэтому, глядя на поколение молодых людей, можно понять, куда движется в своем развитии общество. Жизненные ориентиры не только современной молодежи, но и всего общества в целом, изменили свое направление от социального к материальному.
Ценностные приоритеты молодежи быстро изменяются, поэтому их изучение является актуальным.
Проблема.
Современный подросток – это бездуховный потребитель или человек, имеющий определённую систему ценностей?
Понятие подростковый возраст появилось в начале XX века. Уже в тот период времени подростковый возраст считался проблемным возрастом. В XXI веке проблемы подросткового возраста ещё более обострились, особенно в духовной сфере. Каждое поколение вносит что-то новое в развитие общества, при этом все новое базируется на старых основах. Многие люди старшего поколения не одобряют поведения современной молодежи. Но не стоит забывать, что именно эти люди воспитали новое поколение. Откуда берутся эти противоречия? Меняются ли ценности молодого поколения не в лучшую сторону?
Цель работы:
Задачи:
-
сравнить интересы, увлечения, потребности подростков разных поколений;
-
выяснить самые значимые ценности современных подростков;
-
узнать, с чем связано изменение интересов и потребностей подростков XXI века;
-
понять, как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков.
В ходе исследования было проведено анкетирование среди представителей четырёх поколений: рожденных в 40-ые и 70-ые годы XX века, в 2000-ых годах (11 класс) и младших подростков – 6 - 7 класс нашей школы. Всего в анкетировании приняло участие 35 человека.
По результатам исследования сделаны выводы.
У опрошенных респондентов были выявлены совершенно разные интересы и увлечения, но в то же время есть и общие моменты. Для респондентов, рожденных в XX веке, были важны семья и здоровье, а так же и духовное развитие, то у учащихся 11-го и 6 классов духовное развитие поставлено на 10 место из 16. Респонденты, рожденные в XX веке, проводили своё свободное время, играя в разные игры, помогали друг к другу, много читали, были тимуровцами. Следует отметить, что и среди учащихся 11 и 6 классов и сейчас есть и интеллектуалы, и творческие личности, и выдающиеся спортсмены, но существует и такая категория подростков, которых можно назвать потребителями, которые бесполезно тратят большую часть своего свободного времени.
Основные результаты исследования: получена информация о системе ценностей респондентов и что оказывает или оказывало влияние на формирование их внутреннего мира. Выявлено, что большое значение в формировании и сохранении ценностей у подростков играют взрослые, которые окружают ребёнка, семья, школа, и, конечно же, их активная жизненная позиция. Несмотря на существующие проблемы, у современных подростков большое будущее. Ведь сейчас в нашем обществе большое внимание уделяется воспитанию подростков и формированию у них гражданской позиции.
Содержание.
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. Подростки XX века, их интересы и потребности.
2.2. Облик подростка XXI века.
2.3. С чем связано изменение интересов и потребностей подростков разных поколений.
2.4. Важны ли сегодня духовные ценности для подростка.
2.5. Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков.
3. Заключение.
4. Список литературы.
1.Введение.
Проблема исследования:
Почему при таком высоком информационном, технологическом уровне развития общества мы часто сталкиваемся сегодня с бездуховностью подростков?
Актуальность исследуемой темы.
Подростковый возраст — исключительное достояние XX века. Понятие «подросток» появилось в 1904году, американский психолог Стенли Холл в 1904 году, после проведенных исследований подростков и юношей, первым предложил выделить стадию жизни, отличную от детства и взрослости.
Сегодня растет преступность среди подростков, распространяется наркомания. Подростки рано начинают курить, употреблять алкогольные напитки. Проводя много времени в неприличном окружении, даже самый воспитанный подросток может стать бездуховным потребителем.
Чтобы воспитать здоровое поколение необходимо что – то срочно предпринимать и взрослым и нам, самим подросткам. Общество заинтересовано в здоровом, не только физически, но и духовно, подрастающем поколении. Важно, чтобы мы, подростки, перенимали истинные духовные ценности, а не ложные, чтобы не прервалась цепь поколений, воспитанных на самых важных общечеловеческих ценностях: добро, любовь, свобода, взаимопомощь, сострадание …
2. Основное содержание.
Цель исследовательской работы:
Выяснить, какую систему ценностей имеет современный подросток и что влияет на формирование его внутреннего мира?
Задачи исследования:
-
сравнить интересы, увлечения, потребности подростков разных поколений;
-
выяснить самые значимые ценности современных подростков и важны ли для них духовные ценности;
-
узнать, с чем связано изменение интересов и потребностей подростков XXI века;
-
понять, как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков.
Гипотеза исследования:
Возможно, бездуховность подростков XXI века связана с тем, что современные подростки проводят много времени за компьютером, потребляя готовую информацию, мало читают литературы, способной сформировать у них духовные ценности, тратят много времени на улице, попадая в неформальные компании, где перенимают ложные ценности и становятся бездуховными потребителями.
Объект исследования: подростки XX и XXI веков.
Методы учебного исследования:
-
метод сбора социологической, психологической информации;
-
метод систематизации социологических фактов и психологических сведений;
-
метод анализа результатов анкетирования;
-
метод аналогии;
-
метод описания.
2.Основная часть
2.1 Подростки XX века, их интересы и потребности.
Жизнь подростков XX века была сложной и неспокойной. Из интервью с Цицаревой Анисьей Мефодиевной, 1929г рождения: «Трудное и тяжелое было военное и послевоенное детство. В наше время подростки много работали на полях и в собственном хозяйстве. Много помогали старшим, собирали колоски пшеницы на полях. Для нас было честью стать пионером, вступить в комсомол. Весело проходили субботники. Как тимуровцы, мы помогали слабым и одиноким пожилым людям. Интересов было много, например: читали познавательные книги, смотрели интересные фильмы, слушали красивые песни, занимались спортом. Обязательно ходили на демонстрации. Любили смотреть на колонны, красиво украшенные шарами и цветами, на весёлых и улыбающихся людей. Подростки уважительно относились к учителям и родителям. Они во многом прислушивались к ним, старались не грубить в ответ, даже если их ругали».
Из интервью с Цыцаревой Ларисой Дмитриевной, 1951г рождения: «В мое время подростки гуляли и играли целыми днями на улице. Все стремились быть пионерами, помогали взрослым, особенно это касалось помощи родителям. Это была не только обязанность, но и стремление хоть чем-то облегчить жизнь своих родителей. Мы помогали по дому, хозяйству, на огороде, т.к. понимали, что родители устают на работе. Нам не надо было напоминать, что нам делать, мы выполняли эту работу не задумываясь, невзирая на желание или его отсутствие. Помогали не только родителям, но и друзьям. Выполнив работу, мы вместе отправлялись гулять. Помогали друзьям с выполнением домашнего задания, при необходимости оказывали моральную поддержку. Организовывали праздники, много читали книг, стремились познавать что-то новое. Особенно интересовались спортом, посещали спортивные секции, участвовали в соревнованиях. Это приветствовалось не только среди друзей, но и среди взрослых. Мы вместе ходили в клуб и смотрели разные фильмы, так же там проходили вечера танцев. Нравственными идеалами для нас были сильные, храбрые и борющиеся за справедливость пионеры-герои: Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков. Летчики – космонавты: Юрий Гагарин, Валентина Терешкова... ».
Из интервью с Машнёвой Верой Николаевной, 1976г. рождения: «В мое время подростки гуляли и играли целыми днями на улице. Мы были пионерами, стремились помогать взрослым, организовывать помощь в проведении праздников. Со своими сверстниками было дружеское отношение, помогали друг другу с выполнением домашнего задания, моральной поддержкой. Кумирами были группа «Ласковый май», индийские фильмы. Мы собирались в клубе и смотрели разные фильмы, так же там проходили дискотеки. Участвовали в работе краеведческого кружка: собирали предметы быта односельчан. Читали много книг».
Можно много привести примеров, где подростки, рожденные в 40-ых, 70-ых годах показывают примеры доблести, чести, благородства.
2.2 Облик подростка XXI века. Психологические особенности современного подростка.
Подростковый возраст – это самый сложный из всех детских возрастов период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими, порой, к клиническим проблемам. Ведущей деятельностью этого возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Именно в этот период у современного подростка формируются важнейшие личностные качества. В этом процессе важную роль играют сверстники.
.
2.3 С чем связано изменение интересов и потребностей подростков разных поколений?
Подростки – это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте. В чем же эти отличия?
Прежде всего, в количестве информации, которое обрушивается на его голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить.
Далее, немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше, чем знали старшие поколения. Современные фильмы, книги, песни полны сценами насилия. Подростки видят насилие в кино и средствах массовой информации, многие из них испытали его на личном опыте. Они видели, как их отцы бьют матерей, или их самих обижали отцы, отчимы и другие взрослые. Большая часть подростков признается, что они часто наблюдают сцены насилия в школе. Некоторые подростки сами совершают акты насилия. Насилие становится частью нашей жизни, и современный подросток интеллектуально и эмоционально вовлечен в него больше, чем предыдущие поколения.
Следующий немаловажный фактор современного подростка – это непрочность современной семьи. Сегодня подростки редко живут в большой семье: с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Ввиду возрастания подвижности людей, семьи часто живут очень далеко от старших поколений. Раньше соседи могли заменить родителей, присматривать за детьми, но сегодня редко кто поддерживает тесные взаимоотношения с соседями. В прошлом подростки могли положиться на родственников, здравомыслящих соседей и общественные организации. Сегодня они лишены такой поддержки.
Наконец, современный подросток живет в мире, в котором в области религии и морали сегодня все подвергается сомнению. Если в прошлом большинство людей могли отличить нравственное от безнравственного, то сейчас целое поколение растет без определенных моральных ценностей. Они размыты. Понятие зла относительно. Современное поколение не представляет себе четко, что такое хорошо, а что такое плохо.
В таком сложном мире живут современные подростки. Именно поэтому они отчаянно нуждаются в мудрых, тактичных и любящих родителях, которые «пекутся» о них и способны дать деятельный совет.
Традиционные для сегодняшней школы ценности творчество, познание, активная деятельная жизнь отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает «активная деятельная жизнь». Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя «пробить дорогу в жизни», добиться достойного положения и материального благополучия.
Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку в современной постсоветской педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи), этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей.
Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности «активной деятельной жизнью» это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей «гонки на выживание». Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.
На первое место подростки ставят мирную семейную жизнь, на второе материальное благополучие и на третье... здоровье. Три первых места в рейтинге значимости занимают те же три ценности, которые подростки представляют как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник стресса. Вместе с этим в жизни подростков (в возрасте 15-17 лет) существуют и нормальные подростковые ценности: любовь, спорт, друзья, семья.
Но не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. В ходе исследования было проведено анкетирование среди представителей четырёх поколений: рожденных в 40-ые годы, 70-ые годы XX века, в 2000-ых годах (учащиеся 11 класса) и младших подростков МКОУ «Черчетская СОШ» с целью выяснения вопроса о том, какие ценности являлись или являются самыми важными. Всего проведено анкетирование 35 человек.
По результатам анкетирования учащихся 6 - 7 класса сделан вывод: на первое место подростки ставят мирную семейную жизнь, на второе – ценность здоровья и на третье, четвертое, пятое... друзья, образование и, как не странно, безопасность жизни. Первые места в рейтинге значимости занимают ценности, которые подростки представляют как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник стресса. Если включение «семейного счастья» в шкалу ценностей можно объяснить, то «здоровье» и «безопасность жизни» как одни из высших ценностей вызывает удивление. Подростки ещё вполне здоровы и по психологическим закономерностям своего возраста любят рисковать здоровьем - это первое, а второе - это то, что в нашем селе довольно спокойная обстановка.
Почему же такой высокий рейтинг двух этих пунктов? Скорее всего, причиной являются современные социальные реалии. Это отношение коротко можно сформулировать так: они боятся потерять свое здоровье, но почти уверены, что так и будет. Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные и очень богатые, подросток реально боится в будущем не выдержать «жизненной дистанции», просто не выжить.
Для подростков (в возрасте 15-17 лет) также важны подростковые ценности: семья, здоровье, любовь, друзья, но уже больше внимания уделяется образованию и вопросам приобретения профессии и значительно уменьшается желание оказывать помощь людям. Одной из главных характеристик подросткового возраста является стремление продолжения обучения в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно подросток все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации подростка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола. Более этого, стремясь к самореализации, некоторые подростки начинают показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Подростки сегодня должны многое уметь и знать…, иметь не голову, а компьютер. Как и где заработать деньги на карманные расходы, как вести себя в компании своих сверстников.
В 15-17 лет происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребята начинают ориентироваться на «взрослую» жизнь.
2.4. Какие ценности важны для подростка?
Опрос, сделанный среди представителей разных возрастов показал следующие результаты
| Результаты анкетирования респондентов рожденных |
| Критерии | в 40-ые г. XXвека | в 70-ые г. XXвека | 1997-1999 годы | 2003-2004 годы |
| | места |
1 | благополучные условия в семье | 5 | 1 | 1 | 1 |
2 | образование | 1 | 7 | 3 | 3 |
3 | друзья | 13 | 2 | 6 | 6 |
4 | безопасность жизни | 6 | 5 | 5 | 5 |
5 | приобретение профессии | 2 | 8 | 4 | 4 |
6 | карьера | 11 | 13 | 8 | 8 |
7 | любовь | 7 | 9 | 7 | 7 |
8 | помощь людям | 10 | 11 | 11 | 11 |
9 | вкусная еда | 15 | 14 | 14 | 14 |
10 | занятия по интересам | 8 | 3 | 9 | 9 |
11 | духовное развитие | 3 | 6 | 10 | 10 |
12 | развлечения | 9 | 10 | 12 | 12 |
13 | дорогие подарки | 14 | 15 | 15 | 15 |
14 | наличие достаточного количества карманных денег | 12 | 12 | 13 | 13 |
15 | здоровье | 4 | 4 | 2 | 2 |
16 | возможность ничего не делать | 16 | 16 | 16 | 16 |
Опрос подростков 12 и 17 лет свидетельствует о том, что самое ценное для них даже в 11 выпускном классе - это комфортные условия в семье. Ученики 11 класса совсем скоро уедут из своего дома в другой город, будут учиться и жить самостоятельно, но для них всё равно очень важно, что происходит в семье.
На втором месте в этом же опросе стоит здоровье, как у учеников 11 класса, так и у 6- 7 класса. Ведь очень важно быть здоровым. Тем более, что в современном мире каждый сам должен заботиться о своём здоровье, т.к. лечение стоит очень дорого.
А на третьем месте у подростков стоит образование. Уже в школе подросток понимает, что без хорошего образования он мало чего достигнет в жизни. Простым рабочим сейчас никто стать не хочет – это не престижно и не актуально. А подросток хочет быть непременно личностью и сделать карьеру.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что меркантильные интересы не характерны для всех опрошенных. Все участники опроса посчитали нужным поставить возможность получать дорогие подарки, вкусно поесть и ничего не делать на предпоследнее и самое последнее место. Это объясняется тем, что сегодняшним подросткам просто некогда отдыхать, у них очень насыщенная жизнь. Многие занимаются в музыкальной школе, в школе искусств, в детской спортивной школе, ходят на кружки, спортивные секции. К сожалению, духовное развитие и стремление оказать помощь другим тоже находится на одном из последних мест (10 и 11 места соответственно).
Вывод: Подростки, принявшие участие в анкетировании, в будущем, хотят иметь хорошую семью, здоровье, образование, интересную и престижную работу, друзей. И ради этих ценностей терзается современный подросток, выбиваясь из сил и напрягая своих родители. Если чего-то не будет хватать из этого набора, то кажется, что теперь молодому человеку придется перенести тяжесть немого осуждения или даже прямых людских насмешек. Этот социальный стандарт задан обществом, а современное подростковое сообщество называет «отстоем» или «лохом» тех, кто своей постоянной жизненной позицией сделал что-то большее, чем земные блага. Конечно, подростки беспокоятся, удастся ли им занять достойное место в этом мире, добиться поставленных задач.
Объединения подростков можно разделить на формальные (школьные классы, спортивные клубы, секции, театральные и предметные кружки) и неформальные (внешкольные) группы - (дворовые компании, субкультуры). Приставка «суб» свидетельствует о том, что это второстепенные культуры. Таких объединений огромное множество в современном мире: рокеры, байкеры, скейтбордисты, готы, эмо и т.д.
Подростки создают объединения, где есть свой язык (сленг), одежда, форма общения, правила поведения, прозвища, тусовки, события, сайты, газеты и, что самое главное, со своей системой ценностей, которая может отличаться от ценностей взрослых. Они пользуются одобрением среди ровесников и не всегда среди взрослых. Сегодня это наиболее развитое явление.
Броская и часто вызывающая одежда помогает подросткам раскрыть и выразить свой характер, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность.
Эксперименты с внешностью – часть процесса поиска собственного образа, в котором юноша или девушка чувствуют себя комфортно.
В разное время менялась мода на одежду, прически, менялись стили, но неизменным оставалось одно – выделиться из окружающей толпы, противопоставить себя обществу. В этом смысл молодежной культуры и этот протест проявляется практически во всех направлениях.
2.5 Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков?
Взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями.
На формирование молодежной культуры влияют особенности подросткового возраста: склонность к новизне, к творчеству, стремление к независимости, непохожести на других. Подростку присуще критическое мышление. Он не склонен слепо полагаться только на авторитет учителя, или родителя, он стремиться иметь собственное мнение, свои взгляды и суждения. Его отличает стремление активно, независимо и творчески мыслить. Это время периода проб и ошибок, когда подросток находится в процессе поиска. Конечно, не все дети уходят в субкультуры, кто – то занимается спортом, кто – то увлекается танцами и многими другими полезными занятиями.
Родители должны прививать уважение к старшим, любовь к труду, учебе, но немало важны обычаи и семейные традиции, благодаря им дети будут развиваться духовно.
В нашей школе целью гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России.
Для решения данной проблемы школой была поставлена цель:
Внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию социальной активности школьников, развитию патриотизма через деятельность по направлениям:
- изучение истории Отечества и Иркутской области, села Черчет;
- участие в общественно-полезной деятельности;
- подготовка к военной службе, защите Отечества.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания:
- духовно-нравственное;
- историческое;
- политико-правовое;
- воспитание на воинских традициях.
В школе создана детская организация . Организация создана с целью обогащения учеников нравственными и духовными ценностями. В школе проходят выборы президента, а при проведении сбора Совета президента, решаются не только школьные вопросы, но и поступление новых идей от учеников, тем самым подростки принимают участие в жизни школы. Широко распространенной формой гражданско-патриотического воспитания учащихся в школе являются уроки мужества, уроки патриотизма, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами – контрактниками. Цель этих уроков: показать школьникам беспримерный подвиг русского народа на войне и в тылу тесную связь героического прошлого с современностью.
Чувство патриотизма великое и необходимое. Оно должно передаваться из поколения в поколение. Для этой цели в школе проводятся: смотр-конкурс строя и песни «Защитникам Отечества посвящается», спортивные состязания «А ну-ка, парни!», деловая игра «Выборы президента школы». Наши ученики принимают участие в социальной акции «Бессмертный полк» и т.д. Каждый год на 9 мая проходят мероприятия, посвященные Дню Победы: караул, возложение венков, митинг, поздравление. Продолжается поиск, сбор информации об односельчанах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, родственниках, тружениках тыла. Таким образом, через систему всех мероприятий, в школе стремятся вызвать у учащихся интерес к истории Отечества, показать значимость роли простого человека в исторических событиях, способствуют воспитанию чувства гордости за свою страну, свой край,
на конкретных примерах показывают, что настоящие герои живут рядом.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в школе сложилась система гражданско-патриотического воспитания, которая способствует формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, что очень важно для подростков.
3. Заключение.
По результатам исследования можно сделать выводы:
Подростки XX века отличаются от подростков XXI века, у них совершенно разные интересы и увлечения, но в то же время, есть и общие моменты. Для нас, так же как и для подростков XX века важны семья и здоровье, но если для них были важны образование и духовное развитие (эти критерии у них на 1 и 2 местах соответственно, особенно для подростков 40-ых годов), то для современных подростков они, к сожалению, не так важны (духовное развитие поставлено на 10 место из 16).
В XX веке дети даже и не знали, что такое компьютер, узнали только в конце XX века, но всё равно это было не у всех. Подростки XX века проводили своё свободное время на улице, играя в разные игры, ходили друг к другу в гости. Сейчас же подростки проводят своё время сидя за компьютерами и планшетами. Общаются они больше в социальных сетях, нежели вживую. Подростки попусту проводят время, сидя в интернете, ведь намного интересней общаться вживую. Написав другу (подруге) смешной рассказ или анекдот и поставив в конце смайл, нельзя передать те эмоции, которые ты испытываешь. Куда лучше выражать свои эмоции вживую, чтобы человек понял, что ты на самом деле чувствуешь. Многие подростки не анализируют собственные поступки, не умеют давать им оценку, либо самооценка их слишком завышена или занижена, что мешает правильно воспринимать окружающую реальность и истинные ценности. Но в тоже время есть подростки, которые имеют цель и целенаправленно стремятся к её достижению. Я убедился, что среди современных подростков есть и интеллектуалы, и творческие личности, и выдающиеся спортсмены, но существует и такая категория подростков которых можно назвать потребителями.
Я выявил, что большое значение в формировании и сохранении ценностей у подростков играют взрослые. Многое зависит от семейного воспитания, от социального окружения подростков, от личностных качеств самих подростков. Несмотря на существующие проблемы, у современных подростков большое будущее. Ведь развивающиеся технологии, которые подросток осваивает с детства, помогают ему в учёбе, в будущем - в работе. Но заложить и сохранить истинные духовные ценности должны взрослые, которые окружают ребёнка, семья, школа.
К тому же, сейчас в нашем обществе большое внимание уделяется воспитанию подростков и формированию у них гражданской позиции.
Результаты моей исследовательской работы можно использовать на классных часах, родительских собраниях, на уроках истории и обществознания.
Я хочу продолжить изучение проблем современных подростков, молодежи в сфере их занятости и трудоустройства.
Список литературы.
-
Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Энциклопедия про подростка. М: Изд. «Русское слово», 2005
-
«Психология развития». Под ред. Т.Д. Марциновской, «Академия», 2005. http://vikent.ru/author/936/
-
Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс]: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html.
-
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temucennosti-i-cennostnie-orientiri-sovremennih-podrostkov-394769.html
-
http://trig.zodorov.ru/kompeyuternaya-zavisimoste-rar-1-cennostnie-orientacii-podrost/file1/index.html
-
http://diplomba.ru/work/112363
-
http://www.liveexpert.ru/journal/view/584531-cennostnie-orientiri-podrostkov
-
https://revolution.allbest.ru/sociology/d00644118.html
-
https://www.scienceforum.ru/2017/2460/28423
-
http://psihdocs.ru/issledovateleskaya-rabota-po-teme-jiznennie-cennosti-i-orienti.html