СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к мастер-классу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад к мастер-классу»

Слайд 1

Мастер-класс на тему:

«Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»


Добрый день, уважаемые коллеги!

Рада приветствовать на моем мастер-классе.


Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко.

Слайд 2

Функционально грамотная личность – это человек,
ориентирующийся в мире и действующий в соответствии
с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Слайд 3

Продолжу выступление притчей, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, вот самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Слайд 4

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

  1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром;

  2. Возможность решать учебные и жизненные задачи;

  3. Способность строить социальные отношения;

  4. Владение рефлексивными умениями.

Слайд 5

Существует много направлений формирования функциональной грамотности, я хочу привести примеры из своей практики на 5 основных направлениях:

1.Читательская грамотность

2.Математическая грамотность

3.Финансовая грамотность

4.Естественно-научная грамотность

5.Креативное мышление

Слайд 6 – Читательская грамотность.

Слайд 7 - Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Слайд 8 – для этого я в своей практике использую следующие приёмы по формированию смыслового чтения:

  • «Проблемная ситуация»

  • «Чтение с остановками»

  • «Работа с вопросником»

  • «Создание викторины»

  • «Написание творческих работ»

  • «Логическая цепочка»

  • «Лови ошибку»

  • «Ассоциативный куст»

  • «Ассоциации»

«Приём тонких и толстых вопросов»

Слайд 9 – Прием «Проблемная ситуация» вставь пропущенные буквы

Слайд 10, 11 - Приём «Ассоциативный куст» «Ассоциации»

Слайд 12 - Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы

Слайд 13 – можно дать задание посложнее

Слайд 14 - Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА

- Прочитай слова без лишнего слога:  кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Слайд 15 – Математическая грамотность

Для ее формирования в своей практике использую такие задания:

Слайд 16

Математические задачи

Слайд 17

Ребусы

Слайд 18

Логические задачи

Слайд 19

Продолжить числовые ряды

Слайд 20
заполнить пустые места

Слайд 21 - Финансовая грамотность

Слайд 22 – на уроках математики изучение задач «Цена-количество-стоимость»

Слайд 23 - на уроках окружающего мира говорим о семье, автомобилях, мошенниках

Слайд 24 - во ВПР тоже есть задания на формирование финансовой грамотности

Слайд 25 - Естественно-научная грамотность

Слайд 26 - Опыты и эксперименты

Слайд 27 - Практическое задание «Как узнать?»

Слайд 28 - Игра «Где спряталась вода?»

Слайд 29 - Задание «Попробуй объяснить»

Слайд 30 - Креативное мышление

Слайд 31 - использую прием «Кластер»

Слайд 32 - развитию креативного мышления способствует решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха. 

Слайд 33 - использую нестандартные задания

Слайд 34-35 - использую прием «Кроссенс»

Слайд 36 - Итак, приходим к выводу, что формула успеха функционально грамотной личности ученика заключается в следующем:


УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ

НА ПРАКТИКЕ=ОВЛАДЕНИЕ

Слайд 37

В конце своего выступления хочу пожелать всем коллегам:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Слайд 39 Спасибо за внимание!