Слайд 1
Мастер-класс на тему:
«Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать на моем мастер-классе.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко.
Слайд 2
Функционально грамотная личность – это человек,
ориентирующийся в мире и действующий в соответствии
с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Слайд 3
Продолжу выступление притчей, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, вот самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Слайд 4
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:
Готовность взаимодействовать с окружающим миром;
Возможность решать учебные и жизненные задачи;
Способность строить социальные отношения;
Владение рефлексивными умениями.
Слайд 5
Существует много направлений формирования функциональной грамотности, я хочу привести примеры из своей практики на 5 основных направлениях:
1.Читательская грамотность
2.Математическая грамотность
3.Финансовая грамотность
4.Естественно-научная грамотность
5.Креативное мышление
Слайд 6 – Читательская грамотность.
Слайд 7 - Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Слайд 8 – для этого я в своей практике использую следующие приёмы по формированию смыслового чтения:
«Приём тонких и толстых вопросов»
Слайд 9 – Прием «Проблемная ситуация» вставь пропущенные буквы
Слайд 10, 11 - Приём «Ассоциативный куст» «Ассоциации»
Слайд 12 - Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
Слайд 13 – можно дать задание посложнее
Слайд 14 - Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА
- Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
Слайд 15 – Математическая грамотность
Для ее формирования в своей практике использую такие задания:
Слайд 16
Математические задачи
Слайд 17
Ребусы
Слайд 18
Логические задачи
Слайд 19
Продолжить числовые ряды
Слайд 20
заполнить пустые места
Слайд 21 - Финансовая грамотность
Слайд 22 – на уроках математики изучение задач «Цена-количество-стоимость»
Слайд 23 - на уроках окружающего мира говорим о семье, автомобилях, мошенниках
Слайд 24 - во ВПР тоже есть задания на формирование финансовой грамотности
Слайд 25 - Естественно-научная грамотность
Слайд 26 - Опыты и эксперименты
Слайд 27 - Практическое задание «Как узнать?»
Слайд 28 - Игра «Где спряталась вода?»
Слайд 29 - Задание «Попробуй объяснить»
Слайд 30 - Креативное мышление
Слайд 31 - использую прием «Кластер»
Слайд 32 - развитию креативного мышления способствует решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.
Слайд 33 - использую нестандартные задания
Слайд 34-35 - использую прием «Кроссенс»
Слайд 36 - Итак, приходим к выводу, что формула успеха функционально грамотной личности ученика заключается в следующем:
УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ
НА ПРАКТИКЕ=ОВЛАДЕНИЕ
Слайд 37
В конце своего выступления хочу пожелать всем коллегам:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 39 Спасибо за внимание!