СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД к педагогическим чтениям « Ансамблевое музицирования, как средство для формирования творческой личности ребенка в ДМШ»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе рассматривается вопрос о важности ансамблевого музицирования в педагогической работе.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД к педагогическим чтениям « Ансамблевое музицирования, как средство для формирования творческой личности ребенка в ДМШ»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Районная школа искусств»












ДОКЛАД


к педагогическим чтениям


« Ансамблевое музицирования, как средство для формирования творческой личности ребенка в ДМШ»










Преподаватель О.А. Слободскова



пгт. Октябрьское






«Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития».

Б.В.Асафьев

В современных условиях ДМШ является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. В настоящее время целью обучения в музыкальных школах и школах искусств является, в большинстве своем, подготовка грамотных музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества. Одной из наиболее эффективных форм музыкального воспитания, развития и образования учащихся является игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.

Цель данной работы – рассмотреть ансамблевую игру как форму развивающего обучения в фортепианном классе.

Задачи: осветить в данном докладе значение ансамблевого музицирования в музыкальном воспитании учащихся, развитие музыкальных способностей в процессе занятия фортепианным ансамблем, а также рассмотреть некоторые формы работы с ансамблем

Выявить задатки ребенка, развить его способности и естественным путем пробудить интерес к музыке – все эти задачи преподавания встают перед каждым педагогом. Вопросы коллективного музицирования занимают всё большее место в жизни музыкальных школ. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку. В процессе ансамблевой игры со всей полнотой и отчётливостью проявляются принципы развивающего обучения: увеличение объёма исполняемого музыкального материала и ускорение темпов его прохождения. Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе.

Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на обучающихся музыке не только в профессиональном плане, но и в формировании человеческих качеств: чувство взаимного уважения, такта, партнёрства. Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до уровня более сильных, воспитываются чувство коллективизма. Игра в ансамбле решает многие психологические задачи и проблемы общения – это прекрасная возможность для дружеского общения учащихся. Слова Роберта Шумана о том, что дуэты Шуберта «сближают души быстрее, чем любые слова», прекрасно иллюстрируют эту мысль. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя–солиста. И наоборот, те дети, которые неуверенно чувствуют себя на сцене в качестве солистов, в ансамблевой игре расскрываются, в них появляется больше творческой смелости, желание общения с публикой, артистизм.

Ансамблевое музицирование как коллективная форма исполнительской деятельности - одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта, позволяющая приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения, работать над едиными задачами и целями. Отсюда важный фактор этой работы - воспитание личной ответственности за общее дело. В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств, способствует ускоренному развитию музыкальных способностей. Рассмотрим некоторые из них.

Формирование звуковысотных представлений – первоочередной этап в слуховом воспитании учащегося. Обучения на фортепиано начинается с так называемого донотного периода – подбора на слух знакомых для ребёнка попевок, цель которого – развитие звуковысотного слуха. Донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог - ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Как показывает практика, дети с удовольствием и радостью принимают участие в подобной форме занятий.

Гармонический слух нередко отстаёт от мелодического. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль - особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой. Ученик уже с первых уроков участвует в исполнении многоголосной музыки, гармоническое сопровождение в данном случае может исполнять преподаватель.

Умение слушать себя поможет в воспитании полифонического  мышления. Работа в области многоголосия  является основой музыкального воспитания. Произведения полифонического стиля должны стоять на первом месте игры в ансамбле. Интерпретация многоголосной музыки на рояле в значительной мере сводится к проблеме удержания в центре звукового сознания играющего одновременно несколько звуковых линий. Наиболее эффективным приёмом, который можно применить в ансамблевой практике – совместное проигрывание на одном или двух инструментах полифонического произведения по голосам, по парам голосов. Таким образом, ансамблевая игра развивает умение слышать полифонию.

Тембро-динамический слух. Фортепиано – инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные ресурсы динамики, огромный диапазон педали позволяют создать разнообразные, живописно-колористические эффекты. Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим слухом. Ансамблевая игра предоставляет наибольший простор для развития тембро-динамического слуха. Четырёхручная фактура способна к воспроизведению оркестровых эффектов. Наличие четырёх рук дает возможность передать на фортепиано и насыщенность полнозвучных tutti, и разнообразие приёмом звукоизвлечения штрихов, и некоторые тембровые средства отдельных оркестровых групп.

Ритм. Работа в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику. Малозаметные иной раз в сольной игре ритмические недочёты, в ансамбле могут резко нарушить целостность впечатления, дезориентировать партнёров и быть причиной «аварий» при публичном выступлении. Поэтому достижение ритмической чёткости, является предметом постоянной кропотливой работы педагога и участников ансамбля. Играя вместе с партнёром, ученики находятся в определённых метроритмических рамках, что уже само по себе их дисциплинирует. А если один из участников ансамбля обладает более устойчивой ритмикой, то он может быть опорой в ритмической стабилизации целого.

Темпо-ритм – категория качественная. При ансамблевой игре партнёры должны определить темп, ещё не начав собственного исполнения. Темпо-ритм должен быть коллективным. Взятие нужного темпа - немаловажный момент. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано со свойственной некоторым пианистам тенденцией к ускорению. При объединении в дуэт двух пианистов, если этот недостаток присущ только одному из участников, то второй может оказаться верным помощником. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.

Пауза. Система музыкально-ритмического воспитания должна «вбирать» в себя те специфические моменты, которые связаны с выразительно-смысловой функцией паузы в музыкальном искусстве. Важно следить, чтобы паузы воспринимались учениками в виде естественного компонента музыкальной структуры, а не как механическую или внезапную остановкую. При исполнении фортепианного ансамбля необходимо научить учащегося бережно относиться к паузам – точно и сознательно их выдерживать.

Память. Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть, в котором нет места механическому выучиванию, мало вникая в смысл изучаемого произведения. Память ансамблиста должна формироваться более интенсивно. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнёры должны понять музыкальную форму в целом, осознать её структурное единство, затем перейти к работе над фразировкой, динамическим планом и т.д. Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как она обычно представлена аккордовой фактурой либо разложенной (арпеджио), и, не имея представления о первой партии, не каждый ученик сможет для себя выстроить произведение структурно.

Хочется сказать о таком важной способности начинающего музыканта, как читка с листа. Ансамблевое музицирование является одной из форм развития этого навыка. Отличный материал для этого – нетрудные переложения оперных и симфонических произведений. Это расширяет музыкальный кругозор учащихся, и доставляет эстетическую радость. Таким образом, занятия фортепианным ансамблем эффективно развивают музыкальные способности учащихся, закрепляют исполнительские навыки, полученные на индивидуальных занятиях по фортепиано, и обогащают новыми навыками совместного инструментального исполнительства.

Для занятий фортепианным ансамблем характерен и ряд специфических трудностей в процессе обучения. Хочется сказать о некоторых особенностях работы педагога в классе фортепианного ансамбля. Первое, с чего начинается работа - это подбор участников. Ансамблевая игра обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому она комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения инструментом. Однако, на практике, осуществить это бывает трудно. Ведь подобрать двух одинаковых (или хотя бы похожих) по способностям и темпераменту детей сложно. Поэтому считаю, что партнёрство в ансамбле – дело гибкое и многовариантное. И если педагог умело направит работу, будучи, прежде всего психологом, то результат всегда будет в равной степени и положительным, и полезным, даже если играют дети разные по темпераменту и уровню подготовки.

При выборе репертуара для, прежде всего надо руководствоваться художественной ценностью и степенью сложности материала, доступности его как в техническом отношении, так и по содержанию. Например, в работе всегда должно быть простое для восприятия знакомое произведение, что приносит детям большую радость. У ребят пробуждается интерес, они готовы вновь и вновь без устали повторять полюбившееся произведение.

Педагог должен тщательно продумать и распределить по партиям. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать её и просто плохо исполнять, во втором - он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения. Чтобы не ущемлять самолюбие ребёнка, руководителю нужно объяснить равнозначность каждого участника ансамбля независимо от того, какую партию он играет.

При четырёхручной игре за одним роялем каждый пианист имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь «поделить» её, и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающимся голосоведении (один локоть под другим).

Умелая педализация в ансамблях обеспечивает не только «чистое» звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое целое. Учащимся нужно объяснить, что педализирует исполнитель второй партии Secondo. При этом нужно внимательно следить, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища, а также общее звучание обеих партий. Пианист, исполняющий вторую партию часто должен педализировать в собственной паузе партию партнёра, что представляет собой определённую трудность. Полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему партию Secondo, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим пианистом партии Primo.

Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани. Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения. Важнейшим качеством ансамблевой игры является синхронность. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку. Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто. Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание.

Следует сказать и о динамике исполнения. Надо объяснить учащимся, что динамический диапазон четырёхручного исполнения должен быть шире, чем при сольной игре, но, ни в коем случае не однообразным.

В своей педагогической работе я даю возможность своим ученикам играть в ансамбле. Наблюдаю, как укрепляются их первоначальные ансамблевые навыки, приобретаются новые, как увлечённость совместной игрой помогает преодолеть кризисы возраста, трудности в обучении, как на почве общения в ансамбле возникает дружба между учениками. Иногда целесообразным бывает участие исполнителей в разных составах фортепианных ансамблей, что даёт возможность адаптироваться к игре с разными партнёрами, координировать, согласовывать с ними свои действия. По опыту знаю, что совместное музицирование им очень нравится. Они с удовольствием играют на концертах, участвуют в районных конкурсах. Партнёры ансамбля, ученики классов разных педагогов – интересный вариант творческого сотрудничества. Такие коллективы есть и в нашей школе. Это укрепляет дружеские связи между преподавателями, создаёт творческую атмосферу. Результат – победа на районном конкурсе фортепианных ансамблей, участие в районном фестивале.

Итак, фортепианный ансамбль как учебный предмет и вид совместного музицирования, обладает большими потенциальными возможностями обучения, развития и воспитания детей в музыкальной школе. Наша задача заключается в том, чтобы организовать обучение предмету таким образом, чтобы эти возможности реализовать самым эффективным способом.

Для этого необходимо:

  • Заниматься ансамблевым музицированием нужно не фрагментарно, время от времени, а систематически, начиная с первых шагов обучения ребёнка в музыкальной школе, что обеспечит полноту и преемственность в приобретении ансамблевых умений и навыков.

  • Использовать разные виды учебной деятельности – подготовка к концертному выступлению, чтение с листа, эскизное разучивание музыкальных произведений. Участвовать в различных творческих мероприятиях – концертах, конкурсах, тематических музыкальных вечерах, в просветительских концертах в школах, детских садах, библиотеках и др.

  • Применять технические средства обучения – аудио, видеозаписи.

  • Использовать гибкие, ситуационно-варьируемые методы работы, сочетающие при необходимости твёрдые профессиональные установки с предоставлением необходимой и достаточной свободы действий участникам ансамбля.

В заключение хотелось бы сказать, в настоящее время концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Развиваются творческие способности учащихся, воспитываются профессиональные качества, приобретается уверенности, чувства сценической свободы, прививаются вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения заниматься ансамблевым музицированием.










Список использованной литературы:


  1. Готлиб А.Д. Первые уроки фортепианного ансамбля. Классика – XXI. 2009.

  2. Т. Самойлович Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля. О мастерстве ансамблиста. М. Музыка 1988.

  3. Е. Сорокина Фортепианный дуэт. История жанра М. Музыка 1988.

  4. Флейман В.Д. Фортепианный дуэт. Учебно-методическое пособие. Смоленск 2011.




Ресурсы Интернета:


  1. http://pedmir.ru/docs.php?cid=4

  2. http://as-sol.net/publ/scenarii/muzykalnye_meroprijatija/4-1-0-415

  3. https://infourok.ru/rol-ansamblevoy-igri-v-obuchenii-na-fono-1568593.html

  4. http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/09/26/ansamblevoe-muzitsirovanie



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!