СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к презентации: Опыт работы на тему: «Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики кистей рук детей младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей, поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. И именно поэтому необходима правильная организация предметно пространственной развивающей среды, как одного из условий развития мелкой моторики.

Просмотр содержимого документа
«Доклад к презентации: Опыт работы на тему: «Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики кистей рук детей младшего дошкольного возраста»»

Опыт работы на тему:
«Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики кистей рук детей младшего дошкольного возраста»

1 слайд:

Качество жизни, сохранение психического и физического здоровья признаны основополагающими ценностями в обществе, что нашло свое отражение в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте.

Важным аспектом в воспитании и обучении дошкольника является развитие координации движений пальцев рук и артикуляционной моторики.

2 слайд:

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей; в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

3 слайд:

Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Как вы все знаете, развитие мелкой моторики происходит во всех видах деятельности детей дошкольного образовательного учреждения, поэтому необходима организация предметно пространственной развивающей среды, как одного из условий развития мелкой моторики.

4 слайд:

Создавая предметно — развивающую среду в группах младшего дошкольного возраста, мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную и коммуникативную функцию, а также влиять на развития мелкой моторики рук. Отличительной особенностью является то, что дети сами, в процессе игры, выбирают необходимое для них пособие, тем самым мы не навязчиво развиваем мелкую моторику, а самостоятельный выбор детей влияет так же на развитие инициативности и самодеятельности ребенка.

5 слайд:

Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов, направленных на развития мелкой моторики. В группах дети самостоятельно выбирают необходимую зону для игры: активную, спокойную или рабочую.

6 слайд:

В активной зоне находятся физкультурно – оздоровительный центр. Материал направленный на развитие мелкой моторики, например: шарики из фольги «Попади в цель» дети берут шарики в руки, катают их тем самым оказывают влияние на мелкие рецепторы расположенные на руках и влияющие на развитие мелкой моторики рук. Игры с кубиками, су-джоку, массажными тренажёрами.

В центре сюжетно-ролевых игр так же расположены материалы, направленные на развитие мелкой моторики которые дети выбирают при организации игры, например, «игрушки киндер», яичница, конфеты, торты, посуда – дети самостоятельно создают атрибуты для сюжетно-ролевых игр из пластилина, бумаги, бросового материала.

7 слайд:

В спокойной зонебиблиотека и центр дидактических игр. Дети учатся распределять предметы по цвету, форме, объему. Это те самые элементарные как, казалось бы, игры, которые направленные на развитие мелкой моторики и решающие образовательные задачи. Например, дидактическая игра «Веселая коровка» детям необходимо с помощью щипцов посадить божьих коровок на травку, данная игра направлена на скоорденированность движений пальцев рук. Не всякий взрослый с легкостью справится с щипцами, а дети в игре закрепляют данное движение развивают мелкую и крупную моторику рук.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами. «Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

8 слайд:

Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

9 слайд:

В рабочей зоне – центр творчества материалы, направленные на развитие мелкой моторики, это различные средства, формы, материалы которыми можно рисовать, лепить, это шишки, краски с песком. Центр строительно- конструктивных игр, центр сенсорики, центр ПДД, центр песка и воды где дети манипулируют с различными по свойству предметами, камни, крупы, различные виды песка. Песок — это не только место для творчества, но и для экспериментирования.

Для индивидуальных занятий с детьми используем песочную терапию, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, которые обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.

Возможность изменений развивающей предметно-пространственной развивающей среды в группах обеспечивается за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели. Все предметы и материалы доступны детям.

10 слайд:

В заключении мы хотели бы познакомить вас с интересной арт-технологией, которую начали применять совсем недавно- это технология «Textile-fun» («Досуг с тканью»).

Использование ткани позволяет развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, ручную умелость. Ребенок обретает сенсорный опыт, получает представление о сенсорных эталонах, накапливает индивидуальные переживания. Ребенок в процессе манипуляций с тканью получает большое разнообразие сенсорных впечатлений, а также учится перцептивным действиям – осматриванию, ощупыванию.

11 слайд:

Для младшего дошкольного возраста мы используем игру в «Прятки». Малыш прячется, надевая на голову небольшое шифоновое полотно, а воспитатель его ищет, зовет по имени. Сенсорные качества полотна создают ощущение безопасности. Легкий, мягкий, гладкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания».

В период адаптации применяем в качестве психологически защищающих средств: полотняные навесы дают ребенку возможность уединиться, а прозрачность полотна позволяет ощущать присутствие других. Игровое полотно, исполненное в виде «моря», «лужайки» объединяет детей в рамках общей игры и дает чувство единения.

Кроме того, сюжет и персонажей можно быстро трансформировать, при этом ребенок становится соучастником творческой деятельности педагога. В процессе создания персонажей ребенок обучается приемам складывания, скручивания, связывания лоскутов. Это может стать базой для создания картин из ткани или различных изделий (ковриков, украшений, в том числе интерьерных).

12 слайд:

Таким образом, практическая работа позволила выявить взаимосвязь и положительное влияние организации предметно-пространственной развивающей среды на мелкую моторику рук.


13 слайд

Благодарим за внимание и предлагаем вам немного окунуться в мир фантазии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!