Сергиев Посад – столица потешного царства
1 слайд. Игрушечные промыслы здесь известны почти 700 лет, еще со времен Сергия Радонежского. Здесь живут лучшие мастера-игрушечники, находится знаменитый музей игрушки - крупнейший музей мира данного профиля, здесь работает научно-исследовательский и обучающий Институт Игрушки, здесь написаны лучшие обучающие книги по производству народной игрушки - настольные пособия всех мастеров - игрушечников России
2 слайд. В сегодняшней России игрушка переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
3 слайд. Уже на протяжении более 300 лет город Сергиев Посад считается «игрушечной столицей» России. Из исторических данных известно, что промысел возник в XVII в., а своего расцвета достиг в XVIII – XIX вв.
4 слайд. Посадские мастера делали игрушки из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Тематика сергиевской ручной игрушки была достаточно разнообразной. Это объясняется выгодным географическим положением промысла: близость Москвы и соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев.
5 слайд. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью. Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь "потешный" промысел. Так говорится в легенде, где всегда причудливо сплетаются вымысел и житейская правда.
6 слайд. По другой легенде. Это было еще в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой. Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.
7 слайд. В начале XIX в. появилась и сразу стала популярной лепная бумажная игрушка, т. е. из папье-маше. Их делали из готовых деревянных "болвашек" - моделей, которые резали лучшие мастера. "Болвашки" обклеивали бумагой, сушили, бумажную форму резали на две части и склеивали. Потом грунтовали, шкурили и окрашивали. Под конец густо покрывали лаком. Лепная игрушка отличалась многообразием.
8 слайд. В конце прошлого века кустарная игрушка стала пользоваться меньшим спросом, поскольку ее активно вытесняла игрушка фабричного производства.
9 слайд. Большинство игрушечников были надомниками, владельцами мелких семейных мастерских. Но имелись в посаде и крупные заведения, где работало до сотни кустарей разных специальностей: резчики, "лепилы", "красилы", "отделывальщики". Хозяева мастерских были и скупщиками. Готовую продукцию сдавали оптом за бесценок владельцам торговых складов и частным предпринимателям, а они сбывали игрушечный товар по городам России на малых и больших ярмарках. Оттуда везли в посад бумагу, краски, гравюры, листки из модных журналов. Рынок определял многое в характере посадской игрушки. Чтобы выдержать конкуренцию, кустарям приходилось учитывать вкусы покупателей, желание хозяев, свои возможности, множество других обстоятельств. Вот и приходилось постоянно обновлять свои изделия, что-то придумывать, осваивать новинки, изобретать... Разнообразным был посадский "потешный" товар.
10 слайд. Резали не только кукол. Всадников, монахов, солдатиков - кто стоит под ружьем, вытянувшись во фрунт, кто - с ранцем за спиной, кто - с барабаном, трубой, с тарелками - целый военный оркестр можно выстроить. Делали еще "китайскую мелочь": фигурки не более 3-5 сантиметров высотой изображали горожан, господ, слуг, военных, клоунов. Игрушечные миниатюры узнавались сразу. Несколько точных срезов ножом, характерная поза, важная деталь, яркая роспись - и вот уже типаж.
В трудные годы революции, гражданской войны и НЭПа ввоз в Россию заграничной игрушки прекратился, что дало возможность кустарям увеличить выработку простых и дешёвых изделий.
В 1929 г. на базе кустарных артелей города была создана единая «Сергиевская кустарная промышленная артель» как символ коллективного труда. В 1930 г. город был переименован в Загорск, и артель получила название «Загорской», а немного позднее добавилось: «имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
11 слайд. Игрушке придавалось настолько большое воспитательное значение, что, несмотря на экономические трудности в стране, в 1932 г. в Загорске были созданы Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки и Индустриальный техникум игрушки.
В годы Великой отечественной войны артель продолжала работать, но количество мастеров сократилось до 12 – 17 человек. В 1945 г. по постановлению СНК СССР, «для сохранения и развития традиций местных художественных промыслов» на базе артели была создана экспериментальная группа из ведущих мастеров «для создания творческих образцов и уникальных изделий».
В 1960 на основе постановления Совета Министров РСФСР артель им. РККА становится государственным предприятием и с этого момента называется Загорская фабрика игрушек №1». В 1962 г. ассортимент игрушек включал в себя 95 наименований: комбинированные куклы с мягко- набивным туловищем и ножками, головами и ручками из древесно-опилочных масс, куклы с «движением», мягкие игрушки из меха, плюша, байки и поролона, традиционные шкатулки, солонки, коробочки, матрёшки, украшенные выжиганием, росписью и резьбой и др.
12 слайд. Никто не станет спорить: вот уже более столетия — это самый популярный русский сувенир и общепризнанный символ России! А потому особенно интересно все, что связано с историей ее появления на свет: где, когда и кто автор этого шедевра?
Как известно, в Абрамцево, что близ Сергиева Посада, семья промышленника и мецената Саввы Мамонтова собрала вокруг себя художников и музыкантов, чьи имена составляют теперь гордость русской культуры. Здесь бывали и работали над своими произведениями такие художники, как Врубель, Репин, Васнецов, Серов, Левитан, Нестеров, скульптор Антокольский, композиторы Римский–Корсаков и Рахманинов, здесь пел и великий Шаляпин, царила атмосфера глубокого уважения к культуре и истории русского народа. «Мамонтовский абрамцевский кружок» много сделал для возрождения и популяризации народного искусства.
13 слайд. Именно здесь художник Сергей Малютин сделал эскиз первой разъемной игрушки: круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое... Изготовить свою новинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину.
Еще, говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с именем Матрена...Скажем честно, нам это не известно... Но зато мы точно знаем, что первую малютинскую матрешку ( как и коллекцию матрешек начала ХХ века) хранит сегодня Музей игрушки Сергиева Посада...
14 слайд. «Я ни разу в своей жизни не встречал человека, который бы обладал такой бездной вкуса, такой неисчерпаемой творческой инициативой и доскональным знанием ремёсел».
В.А.Серов
Николай Дмитриевич родился 24 августа 1873 г. в деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии в семье художника. Начальное образование получил дома. Затем (1889–1891 гг.) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1893 г. создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства, которой руководил десять лет. Создание этой мастерской было вызвано стремлением Николая Дмитриевича поддержать угасавшие народные художественные промыслы. В то время создаются и другие мастерские такого рода, в их числе знаменитые Абрамцевская и Талашкинская. Увлёкшись игрушками, Бартрам стал изучать историю их производства в России и за рубежом. Тогда же он начал собирать личную коллекцию игрушек и разнообразных предметов старины.
Позже он стал регулярно объезжать ведущие центры кустарных промыслов в Московской, Владимирской, Нижегородской губерниях. Домой он всегда возвращался с богатым «уловом». Его интересовали куколки-«скелетки» (самая дешёвая разновидность кукол), куколки-«талии» (изящные стройные куколки с подчёркнуто узкой талией), куколки-барышни, фигурки матросов, кучеров, игрушечная мебель, тележки, сани.
В Москве с 1906 по 1917 гг. Бартрам заведовал художественной частью Кустарного музея. При этом музее им была создана мастерская по производству игрушек. Здесь по его эскизам с отменным умением и искусством делали кукол с фарфоровыми головками, наряженных в народные костюмы разных губерний России и в одежду по образцам XVI – XVII вв.
Мысль о создании Музея игрушки целиком овладела Бартрамом после 1910 г. Он вынашивал проект музея, разрабатывал его во всех деталях. В 1918 г. в Москве открылся Музей игрушки. Зимой 1918 г. москвичи, озабоченные добыванием дров и куска хлеба, с недоумением смотрели на трёх чудаков, перевозивших на санях огромные зеркальные витрины. Это были Бартрам и его друзья, мастера-игрушечники Чушкин и Овешков. Витрины перевозились под экспозицию первых музейных коллекций игрушек. Коллекция активно пополнялась игрушками, конфискованными из игрушечных магазинов, привезёнными из царских дворцов, дворянских и купеческих особняков, фондов общественных организаций; старинными реликвиями, хранившимися в семьях. В своих воспоминаниях дочь Бартрама А.Н. Изергина пишет:
«Игрушки буквально ломились в дверь музея».
От этого начального этапа биографии музея остались вещественные приметы: воспоминания участников событий тех далёких лет, редкие фотографии, первая музейная афиша, выполненная известным художником И.С. Ефимовым. Фраза, написанная на ней «Дети, идите в свой музей!» навсегда осталась девизом. В 1931 г. Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад). Коллекция музея послужила неоценимым подспорьём в дальнейшем развитии игрушечного промысла Сергиева Посада.