СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к районному семинару учителей вторых классов на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе обосновывается актуальность выбранной темы, эффективность использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения на примере второго класса

Просмотр содержимого документа
«Доклад к районному семинару учителей вторых классов на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 107 ГОРОДА ДОНЕЦКА»





ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ

УЧИТЕЛЕЙ 2-Х КЛАССОВ

НА ТЕМУ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМО

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»












Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 107 г. Донецка»

Тельнова Анжела Юрьевна


Донецк-2022

Актуальность доклада состоит в том, что современный ученик должен обладать гибкими навыками, которые Д.С. Ермаков называет универсальными навыками XXI века. Необходимо отметить, что «soft skills»– универсальны и не зависят от сферы деятельности и профессии. Они помогают адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Гибкие навыки называют ещё навыками четырех «К»: коммуникация, критическое мышление, креативное мышление, корпорация (Слайд 2). В данном докладе будет рассмотрен вопрос практического применения технологии развития критического мышления через чтения и письмо у младших школьников на уроках литературного чтения, на примере второго класса по УМК «Школа России».

В педагогике всё большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения. По Б.Т. Лихачеву, «педагогическая технология – это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс».

В Государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ГОС НОО), который утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 года № 21-НП, зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05 апреля 2022 № 5053, закреплено, что ГОС НОО обеспечивает освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей.

Кроме того, единство обязательных требований к результатам освоения программ начального общего образования реализуется в ГОС НОО на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни. (слайд 3)

«Литературное чтение» ‒ один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. (слайд 4)

В соответствии с Примерной рабочей программой начального общего образования по литературному чтению (для 1-4 классов образовательных организаций), рекомендованной решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3) данный курс призван ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.(слайд 5)

Для достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования в своей работе я использую технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Критическое мышление помогает учащемуся погрузиться в мир развивающихся технологий со способностью выделять ценную информацию и аргументировать её выбор.

На своих урока с целью развития критического мышления учащихся я предлагаю проанализировать разные суждения, точки зрения на определенную проблему, создаю те или иные условия для выработки обучающимся своего мнения, уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать сверстников, ответственности за собственную точку зрения.

Практическое применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения во втором классе по теме: «Татарская народная сказка «Три сестры». На первом этапе предлагается ответить на вопрос, что им известно о Республике Татарстан, о чем может говориться в данной сказке. На этапе «Осмысления» возможно использование такого приёма, как «Кубик Блума» (слайд 6).

Назови главных героев сказки.

Почему старшая дочь превратилась в черепаху?

Сравни старшую и среднюю дочерей с младшей

Предложи, как нужно было поступить средней дочери, чтобы она не превратилась в паучиху?

Придумай продолжение сказки

Поделись, какие чувства у тебя вызывает младшая дочь?

После чего, обучающиеся сами составляют в паре вопросы, начиная их с первых слов кубика Блума. Записывают в рабочую тетрадь.

Кроме того, на стадии рефлексии желательно использовать составление синквейна (слайд 7).

Синквейн «Старшая дочь».

Дочь.

Неблагодарная, бессердечная.

Чистит, не спешит, превращается.

Упала на пол и уползла.

Черепаха.

Синквейн «Младшая дочь».

Дочь.

Чуткая, искренняя.

Месила, не обтерла, побежала.

Она прожила много лет.

Пчёлка.

Благодаря использованию технологии развития критического мышления на данном уроке у обучающихся расширяется кругозор, они учатся задавать вопросы, развивают речь, учатся работать в паре и высказывать своё мнение о прочитанном, сравнивают героев сказки, делают выводы.

Пример использования технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения во втором классе во время работы над рассказом В.А. Осеевой «Просто старушка».

Предлагаю использовать такой приём, как «Логическая цепочка». После прочтения текста ученикам необходимо выстроить события в логической последова­тельности, что оказывает огромную помощь при любом виде пересказа, кроме того, обучающиеся учатся озаглавливать части текста и составлять план. Рассказ В.А. Осеевой «Просто старушка»

Логическая цепочка слайд 8):

1. По улице шли девочка и мальчик.

2. Старушка поскользнулась и упала.

3. Мальчик бросился ей на помощь.

4. Вопросы девочки.

5. Просто старушка.

Приём «Тонкие и толстые вопросы» на данном уроке. К тонким вопросам относятся такие, которые требуют простого ответа. Например: «Кто главный герой рассказа? Мог ли мальчик не помогать старушке? Зачем он помог чужой старушке? Почему девочка удивилась?»

Толстые вопросы требуют рассуждения, высказывание собственного отношения и собственной позиции. Например: «Дайте объяснение, почему мальчик помог старушке ? Как вы считаете, если девочка шла одна и встретила старушку, она бы помогла пожилой женщине ? Как вы думаете, есть ли разница в помощи при падении своей маме или просто чужой старушке? Каково ваше отношение к поступку мальчика ? Что вы можете сказать по поводу поведения девочки ?»

Практическое использование технологии критического мышления на примере урока литературного чтения во втором классе во время работы с рассказом Н. Носова «Заплатка».

Приём «Корзина идей». Данный приём используется при организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока на этапе актуализации знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить всё, что знают ученики по теме урока. В данном случае в «Корзину идей» собирается, что дети понимают по словом «заплатка», какие рассказы Н.Н. Носова они ранее читали, их предположения, о чём может идти речь в рассказе. Необходимо отметить, что все предположения коротко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Написание творческих работ». Например, обучающиеся писали творческую работу на тему «Что я знаю о стихах?» в конце изучения темы 3 «Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень)». Пример работы ученицы Лунгул Варвары. Отзыв «Моя любимая героиня» по теме «Ю. Ермолаев «Два пирожных» работа обучающегося Шилова Демида(слайд 9).

Кроме того, обучающиеся 2-В класса на уроке литературного чтения ознакомились с методикой сочинения сказки по картам В.Я.Проппа и сочинили свои собственные сказки (слайд 10). Совместным продуктом данного вида деятельности стал видеоколлаж, который я создала их детских работ. Результаты поместила в нашу группу в vk. Ссылка на видео: https://vk.com/video-205343680_456239156 .

Приём «Кластер» в работе на уроке литературного чтения во втором классе по теме: «Е. Пермяк «Бумажный змей». В центре пишется тема: «Бумажный змей». По кругу пишутся подтемы. Автор произведения: Е. Пермяк. Жанр – рассказ. Главные герои – Петя, Боря, Сёма. Тема дружбы. Основная мысль: мальчики дружить не научились. В тетради пока записываем в столбик. (слайд 11)

С использованием данной технологии обучающиеся учатся высказывать своё мнение, анализировать поступки героев, составлять вопросы к литературному произведению. (слайд 12)

К положительным сторонам использования технологии критического мышления через чтение и письмо можно отнести развитие таких умений, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, и формирование умений работы с текстом: нахождение ключевых слов, разбивки текста на части, составление плана, пересказ текста, преобразование информации в схемы, таблицы, грозди (кластеры), синквейны. (слайд 13).

На уроках по технологии развития критического мышления, в отличие от традиционного обучения, учащиеся не сидят пассивно, активно общаются, обсуждают, спорят, высказывают свою точку зрения, поэтому на них не бывает тишины.

В заключении, уважаемые коллеги, предлагаю Вам составить синквейн по технологии развития критического мышления (слайд 14).

Мышление

Критическое, аналитическое.

Учит думать, оценивать.

Гибкий навык XXI века.

Технология.

Рефлексия «Ресторан». (слайд 15)

Я съел бы ещё этого …

Больше всего мне понравилось …

Я почти переварил …

Этот ресторан …

Я переел …

Пожалуйста, добавьте …

Спасибо за внимание. Желаю Вам творческих успехов.

Использованные источники


1.Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 года № 21-НП, зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05 апреля 2022 № 5053. – URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/5036-prikaz-ot-30-03-2022-21-np (дата обращения: 01.11.2022).

2. Ермаков, Д.С. «Гибкие» навыки в школьном образовании/ Д.С.Ермаков // Народное образование. – 2020. – №5. – С. 165 –172.

3. Истомин, А.В. Инновационная педагогическая технология – «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/А.В.Истомин// Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – №6. – С. 76-78.

4. Клустер, Д. «Что такое критическое мышление?»/Д.Клустер// «Перемена». – 2001.– № 4 – С.36-40.

5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. ‒ Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

6. Кузнецова, Е. Г. Технология развития критического (творческого) мышления через чтение и письмо/ Е.Г. Кузнецова// Наука и образование сегодня. ‒ 2021.‒ №9 (68). ‒ URL:// https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-tvorcheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo/viewer (дата обращения: 10.11.2022).

7.Примерная основная образовательная программа начального общего образования, утверждёна Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ от 13.08.2021 г. № 682). – URL: http://mondnr.ru/dokumenty/primernye-programmy-obshchego-obrazovaniya/send/9-programmy/4753-primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya-2021 (дата обращения: 10.11.2022).

8.Примерная рабочая программа начального общего образования Литературное чтение (для 1-4 классов образовательных организаций), рекомендованная решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3). – URL: https://docs.google.com/document/d/1VsLNzlGHtIF7sdZzD2kJRwKj-WWq54dc/edit?usp=sharing&ouid=101207165093002634908&rtpof=true&sd=true(дата обращения: 10.10.2022).

9. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко [и др.] – Москва, 2017. – 92 с.