Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
Доклад к родительскому собранию
«Оригами как средство развития мелкой моторики»
Автор:
Педагог дополнительного образования:
Денисова Марина Владимировна
Ст. Клявлино
2019 г.
Достоинства оригами в развитии ребенка
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:
доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
оригами не требует больших материальных затрат;
оригами - коллективное творчество.
Работая вместе, дети научатся делать множество интересных композиций, выполнять оригинальные подарки, например, открытки с днем рождения или новым годом, сувениры. Как и в любой игре, в оригами удовольствие доставляет и сам процесс изготовления фигурки, и конечный результат.
Оригами стимулирует развитие памяти, глазомера, творческого воображения художественного вкуса, учит концентрации внимания, конструктивности мышления. А также:
развивает у детей уверенность в своих силах и способностях,
стимулирует создание игровых ситуаций,
максимально реализует ситуацию успеха,
расширяет коммуникативные способности,
способность комбинировать, чувство формы,
формирует навыки исполнительского мастерства,
вырабатывает сложную координацию кистью руки.
Оригами легко знакомит детей с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, диагональ; с геометрическими фигурами - квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. Одновременно, у детей происходит обогащение словаря специальными терминами - линия сгиба, складка " молния", расплющить, вогнуть внутрь и другие.
Значение оригами в развитии ребенка
И.А. Коротеев в своей книге " Оригами для малышей "считает, что случаев, когда дети успешней выполняют трудные работы, немало и они со временем привыкают к сложным поделкам.
В работе с детьми нельзя замыкаться, необходимо взаимодействие со специалистами детского сада и семьей. В перспективе на будущее хочется привлечь родителей, бабушек, дедушек к проведению игр по оригами с детьми на базе детского сада. Такая форма взаимодействия может дать новый толчок как детскому, так и взрослому творчеству, а возможно и откроет такие черты ребенка, о которых близкие не подозревали. "… если вы поставите цель - сочини медведя, она автоматически станет неосуществимой, если же не мешать ребенку импровизировать, а поощрять его эксперименты, очень скоро родится масса новых фигурок, и творчество придет без приглашения" - утверждает И.А. Коротеев.
Творчество нельзя рассматривать как нечто готовое, ему надо научить, а этому должна предшествовать самостоятельная работа, которая является первой ступенькой в развитии личности. На занятиях по оригами всячески поощряются проявления самостоятельности, тем более что дети, которые сами разобрали этапы изготовления фигурок, хотят поделиться своими умениями с товарищами и помогают другим детям, для которых самостоятельное изготовление поделок без помощи взрослого пока затруднительно.
Занимаясь с детьми оригами и проведя ряд диагностических занятий по развитию мелкой моторики пальцев (выборочно использовались тесты из методики Н. Озерецкого и свои наблюдения) была выявлена положительная тенденция.
Если в начале было большое количество детей с низким уровнем ручной умелости, а высокого уровня не было ни у кого, то к концу подготовительной группы детей с низким уровнем развития мелкой моторики не стало совсем, а количество детей со средним и выше среднего уровнем развития мелкой моторики, повысилось и образовалась группа детей с высоким уровнем развития сложно - координированных движений пальцами.
Ребенок охотно берется за любые дела, но у него нет ни достаточного опыта, ни навыков мастерства. Без помощи взрослого многие его затеи обречены на провал или на весьма посредственное исполнение. Но если взрослый сотрудничает с ним, возможности ребенка выходят на качественно иной уровень. Задача взрослого давать знания в порядке нарастания сложности, постоянно находить оптимальную нагрузку для ребенка и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.
Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни. В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство:
дисциплинирует;
воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие оформительские и театральные способности.