СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Как сохранить здоровье ребенка на уроках русского языка и чтения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

"Прежде, чем сделать ребенка

умным и сообразительным -

сделайте его здоровым"

Руссо

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Как сохранить здоровье ребенка на уроках русского языка и чтения"»

Как сохранить здоровье ребенка на уроках русского языка и чтения.

"Прежде, чем сделать ребенка

умным и сообразительным -

сделайте его здоровым"

Руссо


(Слайд1)В специальной литературе стали нормой термины:

«школьный стресс»

«дидактогения» - негативное психологическое состояние учащегося, вызванное неправильными педагогическими действиями педагога, проявляется в угнетенном настроении, страхе и др., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях ребенка, может являться причиной неврозов.

«школофобия» - страх перед школой или ненависть к ней.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью.

Слайд 2Здоровье – многокомпонентное понятие. Компоненты здоровья.

Здоровье физическое- уровень роста и развития органов и систем организма.

Здоровье психическое- это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Здоровье социальное -связано с влиянием на личность других людей, общества в целом. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, коллег по работе, соседей по дому и т. Д.

Наша задача- сохранять и укреплять все компоненты здоровья.


У современного педагога есть возможность через урок и внеурочное время снизить влияние школьных факторов риска на здоровье детей.

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков.

Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть первого, шестого и даже седьмого уроков.

С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. Если в расписании урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

Слайд 3. Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки,

- построение урока с учетом работоспособности учащихся,

- соблюдение гигиенических требований (проветривание, оптимальный тепловой режим, освещенность, чистота),

- благоприятный эмоциональный настрой,

- динамические паузы и физкультминутки.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, неуверенность. Ведь часть мы слышим от своих учеников, что им тогда понятно, когда интересно. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья учеников. С первых минут урока учитель должен создать благоприятную обстановку .

Слайд 4. Здоровьесберегающие технологии, применяемые мной , можно разделить на три основные группы:

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательно процесса ( чередование поз учащихся, гигиенические условия в классе);

- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учеников ( правильная организация урока, учет работоспособности учеников, распределение интенсивности умственной деятельности);

- психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности ( снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личностно-ориентированные технологии).


Далеко не всем учащимся легко дается русский язык, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов применения правил( например «Приставка и предлог», «Тся и ться в глаголах»), без боязни ошибиться, получить плохую отметку. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не нужно забывать о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-6 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память , использовать различные формы выделения наиболее важного материала ( подчеркивание, выделение, другой цвет, более крупный шрифт).

Что может сделать учитель на уроках русского языка? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, при этом у учащихся формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров. .(Слайд 5)

1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.Слайд 6

Слайд 7 2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе. В 5 классе для проведения физкультминутки подбираю стихотворные тексты - выполняя движения, ребята еще и запоминают стихотворения, тренируют память*. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки, и т.д.

4.Работа с текстами, пропагандирующими бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих (так называемые валеологические тексты )

Валеологические тексты снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно – значимое для него задание, поэтому меньше затруднений возникает при их решении);

- «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление;

- облегчают процесс запоминания материала, необходимого для формирования валеологического мировоззрения, учащиеся учатся осмысливать материал и устанавливать причинно-следственные связи изучаемых вопросов;

- формируют познавательный интерес к учёбе.

Валеологические тексты я стараюсь включать практически при изучении каждой темы по русскому языку, что является эффективной реализацией основных идей развивающего обучения. Я считаю, что подобные задачи восполняют знания моих учеников, восстанавливают потребность сохранения своего физического, психического и нравственного здоровья.

Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации, работу с интернет-ресурсами.

Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, даю ему выполнить индивидуальное задание с использованием онлайн-тестирования по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

Важную роль в формировании здоровья учащихся играют уроки развития речи. Например, при описании картины С.Григорьева «Вратарь» в 5 классе мы обращаем внимание на главную мысль полотна, подчёркивающую здоровый образ жизни: игры на свежем воздухе, необходимость выполнения утренней зарядки. Учащиеся пишут сочинения по данной картине, выражая своё отношение к спорту.(Слайд 8)

Русский язык 5 класс.

Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь».

Вопросы по картине:

1. Каким предстает перед нами вратарь?

2. Почему именно этого мальчика поставили на ворота?

3. Какими критериями пользуетесь вы при выборе вратаря?

4. Что помогает человеку добиваться этих качеств?

5. Кого из класса вы поставили бы на ворота? Почему?

На уроках русского языка широко использую в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

Изучение числительных в 9 классе даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

На уроках чтения мы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

На всех уроках важен психологический климат. Взаимоотношения учитель – ученик должны быть комфортными. Ученик должен доверять своему учителю. Сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность, доброжелательность – вот что поможет избежать перегрузки на уроках. Личность учителя в этом плане играет важную роль. Шутки, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, пословица… и возрастает интерес к предмету и изучаемому материалу. Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.

Считаю, что все используемые мною здоровьебсберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, развитию их творческого потенциала.