СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Коммуникативная направленность, как методический принцип обучения русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Коммуникативная направленность,  как методический принцип обучения  русскому языку". Языковое образование и речевое развитие  школьников  –  одна из центральных проблем современной методики обучения русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Коммуникативная направленность, как методический принцип обучения русскому языку"»







Министерство Образования Туркменистана



Доклад

на тему:

«Коммуникативная направленность,

как методический принцип обучения

русскому языку»



Подготовила учительница русского языка

средней школы №6

Фарапского этрапа Эминова О.Б.














План:

1. Введение.

2.Коммуникативная направленность, как методи-ческий принцип обучения русскому языку.

3. Методы и приемы развития речи на уроках русского языка (из опыта работы).

4. Вывод.



















Использованная литература:


  1. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку. Москва. Просвещение 2012 г.

  2. Учение – процесс творческий. Москва. Просвещение 2014г.

  3. Интернет материалы.












Главной целью коренных реформ в области образования, проводимых Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, является новый подход к вопросам обучения, подготовки высококвалифицированных кадров на уровне мировых стандартов.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Она должна воспитывать любовь к Родине - нейтральному независимому Туркменистану, её Президенту, добросовестное отношение к учёбе.

В системе общего среднего образования русский язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла в силу той роли, которую он играет в становлении и развитии школьника. Овладевая умением учиться, школьник в первую очередь изучает русский язык как средство познания (понимания, осмысления) чужой речи, способствующих общему развитию личности учащегося, проявлению его нравственных качеств, индивидуальных особенностей.

Языковое образование и речевое развитие школьников – одна из центральных проблем современной методики обучения русскому языку.

Развивающее обучение русскому языку в современной школе конкретизируется как личностно-ориентированное, коммуника-тивно-речевое, коммуникативно-деятельное. Во всех этих определениях есть общая основа–идея взаимосвязи языкового образования и речевого развития учащихся, развитие ученика как личности, коммуникативный подход к обучению.

Целью коммуникативно-направленного курса является обеспечение речевого компонента общеобразовательной подготовки, что предполагает общее и языковое развитие учащихся.

Изучение русского языка начинается с первого полугодия I класса и является органической частью той большой работы, которая проводится в школе по воспитанию и развитию младших школьников.

Основной задачей изучения русского языка в начальных классах является формирование и развитие первичных умений и навыков практического владения русским языком в устной и письменной формах.

Осуществление задач практического владения русским языком требует, чтобы на каждом этапе обучения внимание учащихся привлекалось:

- к выработке навыков и умений воспринимать на слух и произносить звуки и звукосочетания русского языка, не свойственные родному языку учащихся,

- правильно произносить и интонировать отдельные слова и предложения (речевые образцы), рекомендованные программой, - соблюдать методику, ритм и темп русской речи, учить начальным навыкам печатной буквы – её прочтение и графическое изображение. -Чтение слогов и слов с печатной буквой, коротких предложений.

Успешность развития русской речи во многом зависит от речи учителя. Учителю следует избегать сложных по конструкции предложений, не понятных детям слов. Речь учителя должна быть безукоризненно правильной.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей спо-собности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя.

Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития на уроках русского языка в начальных классах.

Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возмож-ностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты при изучении иностранных языков, в том числе и русского языка.

Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой общения, которые способствовали бы быстрому и грамотному владению русским языком .

Третье условие – самостоятельная работа над изучением русского языка. Способности практического владения русским языком не получа-ют в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играют уроки русского языка в начальных классах .

Четвертое - это интерес. Принуждение - это враг обучения. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и владение русским языком в этом случае будут формироваться быстрее.

Как уже было выше сказано, педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе; он должен пом-нить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха. 

Использование ситуации успеха должно способствовать повыше-нию рабочего тонуса, увеличению производительности учебного процес-са, а так-же помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Технологические операции создания ситуаций успеха.

1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справить-ся с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится...»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совер-шения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте о…»

4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

Использовать задания для развития творческого мышления в начальных классах возможно на разных этапах урока. Они могут выполняться индивидуально, но наиболее эффективна в начальный период обучения групповая работа.

Чаще всего задания даются в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного учебного занятия не способны проявлять умственную деятельность.

Материал для чистописания может стать хорошей основой для даль-нейших заданий. Например: Чистописание: по, пи, пе:

Задания:

Вспомните слова, которые начинаются на слог по (пи, пе:);

начинаются со слога пол (пил, пен:);

заканчиваются буквами оп (сироп, галоп:);

в своей записи имеют буквы п, е, с (песок, пёсик, персик,:).

Придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться с буквы п. Например: Петя пошёл по полю.

Придумайте предложения, слова в которых начинаются с букв В П С П.

Например: Ваш пёсик - самый пушистый. Ваня пошёл смотреть передачу.

Данные задания должны быть ограничены по времени и обязательно должны проверяться.

Возможны варианты проверки:

- беглости (количество слов): дети называют количество слов, которые успели вспомнить и записать, ученик, который записал больше всех, читает слова;

- оригинальности (слово, которое встречается в классе один раз): дети читают слово, которое, по их мнению, вспомнили только они, все остальные поднимают руку, если и они вспомнили это слово.

Первоначальная проверка может быть в группе, а далее индивидуаль-но. Разнообразные виды проверки способствуют развитию интереса к этому этапу, а также занятия не формируют стереотипное мышление.

В ходе проверки обогащается словарный запас учащихся. Все, кто смог вспомнить менее пяти слов, дополняют свои записи, совершенствуя при этом и орфографические навыки.

При изучении слов с непроверяемым написанием можно использовать следующие задания: -составьте и запишите предложение с данным словом;

-составьте и запишите предложение со словами собака и карандаш (слова лучше брать те, которые не подходят друг другу по смыслу);

-подберите как можно больше прилагательных к данному слову,

например: собака - лохматая, большая, добрая;

-составьте рассказ с данными словами: ворона, собака, дерево, молоко;

-придумайте как можно больше вариантов, как можно использовать паль-то, например: Укрыться пальто как одеялом. Положить пальто вместо матраса. Повесить пальто на дверь, если дует. При прыжке с горы распра-вить пальто как парашют. Сделать из пальто огородное пугало.

После выполнения каждого задания следует групповое обсуждение, в котором выбираются самые остроумные и оригинальные ответы.

Следующие задания рассчитаны на развитие детской фантазии, языкового чутья, умения сочинять рассказы, сказки, стихи.

Установление ситуативных связей между предметами.

Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета-верблюд.

- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

- Что написано в газете про верблюдов?

- Почему читая газету, ты сутулишься как верблюд?

Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.

Можно использовать следующие пары слов: банка-река, ножницы-дорога, линейка-книга, огонь-раковина, карандаш-замок, шляпа-мост.

Игра «Определение»

В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками. Например: большое, красное, сочное (яблоко)

В эту игру можно играть вдвоём: поочереди, то один, то другой пишут ответы на вопросы.

Игра "Я начну, а ты продолжи" предполагает досказывание строчек.

Например:     Учитель: Осень золотая в гости к нам пришла.

                        Ученик: Раскрасила деревья, ненастье принесла.

Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. В творческих тетрадях дети могут записывать стихи, песни, загадки, частушки собственного сочинения, сопровождая их иллюстрациями. Именно в этой работе дети, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.

Атмосфера доброжелательности на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.

Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развива-ющий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей твор-ческой личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Наиболее подходящей формой для занятий по развитию письменной и устной речи является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания факультативных занятий.

Достоинствами таких форм занятий являются, прежде всего, достаточ-ный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправлен-ность.

Целенаправленность, систематичность работы по развитию пись-менной и устной речи учащихся начальных классов обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

2. Возрастает интерес к изучению русского языка.

3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

4. Развиваются познавательные способности школьников, наблюда-тельность, мышление, воображение детей.

5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, внеклассных мероприятиях.

Учителя, работающие над развитием письменной и устной речи учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время должны помнить:

 - Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.

 - Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное.

 - Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на самовыражение, поэтому нельзя делить детей на отличников и «остальных».

 - И самое главное – развивайтесь сами. Как нет детей без способностей к владению языками, так не должно быть и педагога без творческого подхода к своей работе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!