СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Креативное мышление на уроках иностранного языка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Креативное мышление на уроках иностранного языка"»

Нащёкинский филиал МБОУ Бондарской СОШ









Доклад

«Формирование креативного мышления как одного из направлений функциональной грамотности на уроках иностранного языка»





Учитель Миронова Е.М.



















Нащёкино, 2021

Иностранный язык занимает особое место среди общеобразовательных учебных предметов. При изучении иностранного языка обучающиеся не только овладевают языковыми и речевыми знаниями, умениями и навыками, но и осуществляется расширение общеобразовательного кругозора, развитие личностных качеств, формирование нравственных ценностей, установок и убеждений обучающихся. На уроках иностранного языка, как и на других уроках, необходимо воспитывать личность, развивать творческие способности обучающихся, способность нестандартно мыслить и принимать необычные решения, т. е формировать у них навыки креативного мышления как одного из направлений функциональной грамотности.

Функциональная грамотность (ФГ) – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Смысл концепции функциональной грамотности состоит в сближении образования с многоплановой человеческой деятельностью. Функциональная грамотность

- является основой для формирования навыков чтения и письма;

- направлена на решение бытовых проблем;

- обнаруживается в конкретных жизненных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

- связана с решением стандартных и стереотипных задач;

- используется в качестве оценки уровня образованности.

Креативное мышление (КМ) - способность продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, направленных на получение оригинальных и эффективных решений, генерацию нового знания или создание продуктов проявления творчества и воображения.



Существует несколько определений креативности. Одни ученые определяют креативность как качество человека, другие рассматривают креативность как способность или как процесс. Определения креативности можно распределить на следующие категории:

1) креативный продукт;

2) креативный процесс;

3) креативная личность;

4) креативная среда.

Под креативным продуктом понимается созданное новое. Креативный процесс определяется как творческое мышление человека, его воображение и т.д. Под креативной личностью рассматриваются личностные качества человека, его гибкость интеллекта, оригинальность, смелость и независимость суждений, самокритичность, непредубежденность. Креативная среда рассматривается как совокупность внешних условий, в которых креативность проявляется в личностных ощущениях, чувствах, размышлениях и т.д. В любом случае креативность противопоставляется стандартности и обыденности.

Учитель в процессе развития креативности является организатором деятельности обучающихся. Для формирования креативности у обучающихся используются различные методы и приемы работы. Для достижения максимального результата можно использовать методы и приемы формирования креативного мышления не только на уроках иностранного языка, но и во внеурочное время.

Стоит отметить, что наряду с использованием различных методов и приемов, необходимо учитывать следующие принципы в процессе развития креативности у обучающихся:

1. Cистематичность и последовательность. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что в процессе обучения все должно быть целесообразно и взаимосвязано, усвоение знаний, умений и навыков должно происходить в определенной логической связи. Согласно данному принципу в обучении должен осуществляться переход от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, от знания к умению, а затем к навыку.

2. Доступность. Принцип доступности предполагает учет возрастных и психологических особенностей обучающихся. Доступность определяется уровнем знаний обучающихся, их умственными и физическими возможностями.

3. Наглядность. Под принципом наглядности подразумевается использование в процессе обучения каких-либо наглядных средств с целью облегчения восприятия материала. На уроках в качестве наглядных средств могут использоваться таблицы, схемы, иллюстрации, предметы, карты, аудио- и видео материалы. Применение наглядных средств обеспечивает эффективность и быстроту усвоения материала обучающимися. Данный принцип может быть реализован на любом этапе урока иностранного языка.

4. Индивидуальный подход. Индивидуальный подход в процессе обучения предусматривает учет личностных особенностей обучающихся.

5. Прочность. Под принципом прочности подразумевается основательное изучение материала. Прочность усвоения материала зависит от структуры и содержания материала, а также от отношения к учебному материалу как самого обучающегося, так и преподавателя.

6. Сознательность и активность. Принцип сознательности и активности предполагает осознанное, глубокое и основательное усвоение знаний, умений и навыков обучающимися.

7. Коммуникативность. Принцип коммуникативности может осуществляться путем внедрения творческих заданий, направленных на организацию ситуации общения максимально приближенной к реальному общению.

При соблюдении данных принципов формирование и развитие креативности обучающихся будет более эффективным.

Существует также множество методов и приемов, которые можно использовать в курсе изучения иностранного языка с целью развития креативности у обучающихся.

1. Нахождение в ряде слов «лишнего слова» по отличающемуся признаку.

2. Группировка слов по какому-либо признаку.

3. Составление рассказа на определенную тему.

4. Составление текста или рассказа по предложенным вопросам или изображениям.

5. Образование слов из одного слова.

6. Подбор антонимов и синонимов к слову.

7. Метод «мозгового штурма». Учащиеся генерируют идеи на определенную тему.

8. Составление синквейнов. Синквейн – небольшое стихотворение, состоящее из 5 строк, обладающее определенной формой и структурой.

9. Метод проектов. Метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающийся включен в активный познавательный процесс, обучающийся самостоятельно формулирует учебную проблему, собирает информацию по проблеме, находит пути решения проблемы, проводит анализ собственной деятельности, делает определенные выводы, тем самым обучающийся приобретает новые знания и учебный опыт.

10. Проведение интервью.

11. Прием «ассоциаций». Обучающиеся называют как можно больше слов на определенную тему.

12. Написание творческих диктантов. Обучающиеся прослушивают текст на иностранном языке, затем изображают услышанное в виде рисунка или схемы.

13. Решение ребусов, викторин, кроссвордов.

14. Конкурс сочинений, сообщений.

Следует отметить, что применение вышеперечисленных методов и приемов не только развивает креативность обучающихся, но и способствует развитию интереса обучающихся к иностранному языку.

Кроме того для формирования навыков креативного мышления как одного из направлений функциональной грамотности, а также диагностики их сформированности можно использовать цифровые образовательные платформы такие, как «МЭО», «Учи.ру», «Российская Электронная Школа», сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

В декабре этого года в нашем филиале была проведена диагностика уровня сформированости креативного мышления среди учащихся 8-9 классов. По результатам данной диагностики было установлено, что навыки креативного мышления и данных уч-ся сформированы на базовом уровне.