СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Кружок "Выпиливание и выжигание".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Выжигание по дереву считается старинным искусством. Дерево – один из наиболее распространённых материалов в производстве изделий художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна ещё в 9-10 в.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Кружок "Выпиливание и выжигание".»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«ЛЕБЕДЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Суджанского района Курской области







Доклад

Кружок «Выпиливание и выжигание» (из опыта работы)









  Доклад подготовил:

учитель технологии

Писарцов Владимир Анатольевич









2018 год.



Выжигание по дереву считается старинным искусством. Дерево – один из наиболее распространённых материалов в производстве изделий художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна ещё в 9-10 в.

Искусством обработки дерева славились издавна народные умельцы Севера, Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом мастера Архангельской, Вологодской, Тверской, Нижегородской, Владимирской, Курской губерний. В настоящее время художественные изделия из дерева производят предприятия художественных промыслов почти во всех государствах ближнего зарубежья.

Выжигание по дереву - один из любимых видов прикладного творчества среди учащихся. Несложность оборудования, инструментов и приспособлений, доступность работы позволяют заниматься выжиганием по дереву многим мальчишкам и девчонкам.

Занятия выжиганием по дереву, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют влиять на эстетическое и трудовое воспитание, рационально использовать своё время.

Знания, умения и навыки, полученные, на занятиях в объединении «Выпиливание и выжигание»,

Моя программа «Выпиливание и выжигание» является экспериментальной и относится к художественно-эстетической направленности.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Выпиливание и выжигание» для 7-8 классов составлена на основе следующих нормативно - правовых и инструктивно-методических документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»

  • Устав ОУ;

  • Положение о рабочей программе по отдельным учебным предметам, курсам, внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в МКОУ «Лебедевская ООШ»

  • Учебный план МКОУ «Лебедевская ООШ» для учащихся 5-9 классов, обучающихся по ФГОС на 2018-2019 учебный год.

Программы для общеобразовательных школ «основы народного и декоративно-прикладного искусства» 1-8 классы под ред. Симоненко В.Д., Неменского Б.М.



I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Интеллектуализация образования – это путь движения к обществу, где образование становится фактором устойчивого развития. Главная роль в решении задач интеллектуализации современного образования отведена умственной и познавательной деятельности, формированию у обучаемых интеллектуальных приёмов и творческих способностей, общих ключевых компетенций. Разработка проблемы интеллектуализации обучения предполагает не только рассмотрение разных подходов и контекстов, но и выявление фундамента и условий развития интеллекта, структуры, видов и особенностей интеллектуальной деятельности учащихся. Формирование интеллекта учащихся в современном образовании ведётся в коммуникативном, креативном, эмоционально-ценностном формате. Интеллект – это, прежде всего, способность учащихся к продуктивно-творческой деятельности, в центре которой овладение понятийным содержанием, диалог, общение, обсуждение, решение проблем, исследовательские проекты, их защита, олимпиады, конкурсы.

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 10 -12 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 7 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

На развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся направлено множество современных образовательных технологий, но чаще всего в урочной деятельности используют только отдельные элементы развивающего обучения, что не приводит к достижению высоких результатов обучения. Поэтому бессистемное использование развивающих приёмов не способствует более полному развитию учащихся. Этот пробел помогает заполнить организованная в системе внеклассная деятельность, что требует программно-целевого подхода к решению данной проблемы. Существует необходимость создания такой развивающей среды, в которой деятельность учащихся будет организована таким образом, чтобы появлялась возможность расширения воспитательного воздействия и передачи полученных знаний в виде продукта творческой деятельности.

Таким образом, организация деятельности педагогического коллектива по расширению и углублению знаний учащихся по учебным предметам во внеурочное время, является приоритетной задачей деятельности педагогов. Исходя из актуальности проблемы развития учащихся и необходимости создания полноценной развивающей среды на базе школьной мастерской организуется кружок «Выпиливание и выжигание», по изучению с учащимися 7-8 х классов различных видов художественной обработки древесины и освоения приёмов декоративного оформления изделий выпиливанием и выжиганием.

Выпиливание и выжигание - один из самых распространенных видов декоративно - прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащимся с 1 по 10 классы.

Занятия в кружке по выпиливанию и выжиганию древесины позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся, рационально использовать свободное время учащихся.

Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемов работы.

Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы выпиливания и выжигания. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

На сегодняшний день формирование у учащихся творческих умений и навыков проектной деятельности является одной из основных задач. Другой важной потребностью подрастающего поколения является расширение “горизонтов познания” для более адекватного миропонимания, самовосприятия, формирования личных целей и для профориентации. Решать эффективно эти задачи призвана система кружковой работы. Дефицит политехнического образования в современной школьной и после школьной системе является третьим аргументом в пользу кружков технического направления.

Предлагаемая программа кружка включает занятия по овладению различными технологиями выпиливания и выжигания изделий из древесины (ручными и механическими); творческое проектирование научно-исследовательской установки, предмета декоративно-прикладного творчества; экскурсии на предприятия или на выставки соответствующей направленности; подготовку и проведение коллективно-творческих дел игрового и конкурсного характера в области науки и техники.

Широкий диапазон тем должен способствовать вовлечению детей с разными наклонностями, многостороннему развитию этих способностей и интересов; расширению взглядов на прикладное творчество. Интерес представляет следующее утверждение, которое лежит в основе сформированной программы: творчество имеет место и в науке, и в быту, и в игре. Замечательно будет оно, если будет создано руками, по законам логики и в соответствии с эстетическими принципами. При составлении программы учитывались интеллектуальные поиски, умелые воплощения и декоративные решения при выполнении различных задач.

Особый вид деятельности детей, в котором творчество присутствует больше, чем в чем-либо еще – это их взаимное наставничество. Поэтому в программе кружка имеется материал научно-познавательного и соревновательного характера, который участники кружка сами (и это важно) будут придумывать и готовить для ровесников и ребят помладше. Способствуя разнообразию, в программу внесены различные формы деятельности участников кружка: индивидуальная работа с материалом или информацией; разработка и защита проектов; коллективно-творческие дела; посещение выставок предприятий; подготовка творческих отчетов.

Данная программа рассчитана на учащихся 7-8 классов. Поскольку на этой ступени, во-первых, уже сформированы первоначальные технологические умения; во-вторых, вслед за приобретенными навыками у ребят этого возраста сильнее пробуждается любопытство к технике и рабочим профессиям.

Программа рассчитана на 1 год обучения -70 учебных часов (по 1 часу в неделю в 7 классе и по1 часу в неделю в 8 классе).

Формы подведения итогов и способы определения результативности - это выставка поделок, конкурс проектов.

Кружок – это синтез труда, познания и овладения детьми основами декоративно-прикладного искусства.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.

Во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя технологии необходимо уделять первостепенное внимание как главной составляющей гуманистической воспитательной системы.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.



Цель программы: Создать условия для интеллектуального развития учащихся через развивающую внеклассную среду, развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе и обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Задачи:

  1. Обоснование актуальности интеллектуального развития учащихся через создание внеурочной развивающей среды.

  2. Формирование развивающей внеклассной среды.

  3. Апробация данной модели кружковой работы во внеклассной деятельности.

  4. Обобщение и методическое осмысление результатов реализации программы.

  5. Раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества.

  6. Способствовать социализации воспитанников в обществе.

Образовательные:

обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;

обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.

Развивающие:

способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления;

развивать творческую активность и общую культуру ребенка.

Воспитательные:

воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе;

формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда;

воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине;

применение на занятиях здоровье сберегающих технологий.







III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Программа ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся 7-8 х классов через активное вовлечение во внеклассную деятельность и разнообразные формы интеллектуальных мероприятий.

Так как основной целью даже во внеурочной деятельности остаётся формирование предметной компетентности учащихся, т.е. углубление и расширение знаний учащихся по предмету, то положительным моментом является то, что учителя технологии имеют возможность вовлечения учащихся в занятия декоративно-прикладным творчеством и способствовать расширению кругозора, приумножения знаний, освоения приёмов народных промыслов.

Целевой группой программы являются учащиеся 7-8 классов всех уровней развития. Дифференцированный подход, используемый при выборе форм и распределении учащихся по различным мероприятиям, способствует созданию условий для развития каждого учащегося, даёт возможность реализовать свои способности, найти свою нишу, и работать в зоне ближайшего развития.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

материаловедение;

технология обработки древесины;

элементы машиноведения;

графика;

техническое творчество;

введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.

В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний учителем.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:

учебники, справочники;

дидактический материал;

дополнительная литература;

компьютерные презентации;

учебные видеоролики.

IV.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Мониторинг интеллектуального развития представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные периоды обучения с целью обеспечения преемственности и управления качеством образования. Наблюдения и контроль за количественными и качественными характеристиками психического развития детей способствуют составлению прогноза возможных изменений в интеллектуальной деятельности школьников.

Исследование интеллекта является базовым для построения всей дальнейшей работы с учеником. На основе полученных результатов формируется прогноз успешности обучения, что позволяет оптимальным образом выстроить образовательную стратегию для конкретного учащегося, группы учащихся или класса в целом, подобрать оптимальные методы и технологии.

Психологический мониторинг интеллектуального развития учащихся представляет из себя комплексное использование диагностических методов, включенных в образовательный процесс с целью повышения его эффективности и оказания помощи учащимся.

Одним из косвенных показателей эффективности внеурочной деятельности педагогов можно считать повышение качества образования.

За период обучения в объединении учащиеся получат определенный объем знаний и умений, который проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.

Ожидаемые результаты:

В конце обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место; выполнять изделия с двумя деталями соединением «в замок» (поднос, домик, деревья и др.); выполнять изделия с подвижным соединением деталей (велосипедист, вертолёт и др.).

По завершению изучения данной программы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Учащиеся должны

Знать:

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

способы разметки по шаблону и чертежу;

принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка);

иметь понятие о конструировании и моделировании;

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Учащиеся должны

Уметь:

рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;

использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

выполнять простейшие столярные операции;

производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

выполнять простейший расчёты стоимости изделия;

выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов выпиливания;

проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;

бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Учащиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, выпиливанию лобзиком;

выполнения операции выжигания, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

владения основными элементами графической грамотности;

выполнения плоскостной разметки;

разработки и составления композиции для выжигания;

выполнение декорирования изделий.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная;

коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний учащихся.

Прямые:

теоретический уровень знаний;

степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

применение полученных знаний на практике;

соблюдение технических и технологических требований;

качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

изготовление изделия в установленные нормы времени;

соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

экономия материалов;

желание трудиться;

познавательная активность и творческий подход;

самостоятельность;

партнёрские отношения при совместной работе.


Оборудование и материал.

  • Верстак столярный;

  • Ручной или автоматизированный инструмент для сверления;

  • Набор инструментов для работы по дереву (ножовка, рубанок, стусло, стамеска, киянка, наждачная бумага и т.д.);

  • Фанера;

  • Лако-красочные материалы;

  • Копировальная бумага;

  • Выжигатель;

  • Ручной лобзик;

  • Компьютер, проектор, экран.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс