МБОУ «Онохойская средняя общеобразовательная школа № 2»
Заиграевского районного управления образования
Администрации МО «Заиграевский район»
671300, Республика Бурятия, Заиграевский р-н, п. Онохой, ул. Серова, 11, 46-6-47 ososhc2zr07@mail.ru
Республиканская научно-практическая конференция
«Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС»
Доклад
Культурный потенциал русского народа и его использование в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи
(на примере организации профильного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Творческая капель»
в МБОУ «Онохойская сош №2»)
Докладчик:
Закаменных Вера Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ «Онохойская средняя
общеобразовательная школа №2»,
e-mail: werasak@mail.ru
пос. Онохой
2016 - 2017 уч. год
Краткая аннотация доклада
В данном докладе представлен опыт организации профильного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Творческая капель» в МБОУ «Онохойская сош №2», основной целью организации которого было приобщение учащихся к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа, воспитание духовно богатой личности, развитие социально-значимой и творческой деятельности учащихся. Идея организации профильного летнего лагеря зародилась после посещения учащимися 6-7-х классов музея культуры семейских «Узорочье» в селе Новая Брянь. Экспозиции музея достаточно хорошо представляли мир и уклад жизни семейских, но это был мир жизни взрослого человека, а вот мир детства не нашёл отражения в представленных материалах. В рамках сотрудничества с музеем (в данное время сотрудничаем с музеем в форме сетевого взаимодействия) было решено создать коллекцию русских народных кукол, чтобы полнее отразить быт и культуру русского человека. В связи с этим была разработана программа, направленная на возрождение традиций по созданию русской народной куклы, которая предусматривала ознакомление учащихся с обычаями и обрядами, связанными с той или иной куклой, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры, а также на создание условий для социально-значимой и творческой деятельности. Участвуя в реализации проектной программы, подростки имели возможность ощутить себя личностью, значимой для других, полезной, нужной. В творческой деятельности они самоутверждаются, поступая не сообразно побуждениям извне, а исходя из собственных представлений о народной культуре.
Народная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. В этом плане организация летнего отдыха детей, направленного на возрождение народных традиций и приобщение учащихся к народным истокам достаточно актуальна.
Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости.
А. С. Пушкин
Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Д. С. Лихачев
Лето – пора активного отдыха детей во время летних каникул. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках.
В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет своё свободное время полезными делами, а участие в работе летнего лагеря с дневным пребыванием «Творческая капель» - это новый образ жизни детей, это время свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей, это время более благоприятное для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры своего народа, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Подросток самоутверждается как личность в общественно полезной деятельности. Притом что сегодня со стороны общества предоставляется всё больше разнообразных благ на практике в большинстве случаев подростки исключены из реальной социально значимой деятельности. Сегодня отсутствуют реальные условия для выхода детей в серьёзные дела общества. Поэтому, наверное, подростки, жаждущие «настоящей жизни» и «настоящих дел», не всегда удовлетворены зачастую формализованными занятиями на уроках и после них, в кружках, секциях, клубах, поэтому непостоянны в своих увлечениях и выборе занятий. Для них важно участие в деятельности, которая имеет ценность для членов той общности, в которую они входят. На организацию такой деятельности, на оказание помощи подростку включиться в общественно полезную деятельность, на воспитание духовно-нравственных начал в личности ребёнка и была направлена работа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Творческая капель». Участвуя в работе лагеря, подростки смогли ощутить себя личностью, значимой для других, полезной, нужной: по результатам освоения программы коллекцию русских народных кукол, изготовленных во время летнего сезона, учащиеся подарили музею «Узорочье» села Новая Брянь, с которым сотрудничество построено в форме сетевого взаимодействия. В творческой деятельности по созданию народных кукол ребята самоутверждались, поступая не сообразно побуждениям извне, а исходя из собственных представлений о народной культуре.
В современных условиях, в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест. Значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников оказывает национальная культура. По мнению Д. С. Лихачева, «обращение к культуре прошлого - это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение её. Понять современную эпоху, её значение можно только на огромном историческом фоне» [1].
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. В этом плане организация летнего отдыха детей, направленного на возрождение народных традиций и приобщение учащихся к народным истокам, оказалась достаточно актуальна.
В последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, меняются ценностные ориентации, идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения. В этой ситуации переоценивается роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. В нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков. Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество, которое обладает сильными мотивационными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.
Работа в творческом объединении помогла детям войти в удивительный мир народной культуры, творчества, дала возможность поверить в себя, в свои способности, помогла осуществить развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Сухомлинский отмечал, что «творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в неё свой труд, мысли и душу – вырастет созидателем и творцом» [2].
В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у учащихся появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков, уважать культуры и обычаи других народов.
Игры и игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека», - писал М. Е. Салтыков - Щедрин, считая, что с помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки являются носителями сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Тряпичная кукла известна с глубокой древности. Она проста, но в этой простоте таится великая народная мудрость.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов;
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. У девочек формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла давала большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
Работая над созданием той или иной куклы, ученики узнавали, что у каждой куклы есть свои особенности, значение и даже предназначение! (Не зря же столько мистических фильмов снято об игрушках, которые раскрывали ту или иную энергию её владельцам.) Создавая куклы, ребята изучали и обряды, и традиции, связанные и с ними. Раньше на Руси существовали специальные возрастные посвящения подрастающих детей. Ведь каждый возраст имеет свои задачи психологического созревания или, говоря иначе, взросления души. Жизнь человека делилась на несколько этапов, каждый из которых был связан с определенными задачами и закрывался особыми обрядами. Считалось, что выполнение этих обрядов и правильная постановка задач обеспечивают плавное и здоровое вхождение нового человека в жизнь, а так же гармонично раскрывают все жизненные центры, такие как чакры или по-славянски чары.
Через возрастные посвящения мальчикам и девочкам доносили образы нового отрезка их жизни, одновременно закрывая образы прожитого возраста. Перед ними ставились задачи следующего отрезка их пути. У мальчиков, будущих мужчин, были свои образы и задачи, у девочек - свои. Одним из доступных способов объяснения девочкам и мальчикам их задачи и их предназначения - были куклы. Так, например, дети с большим интересом отнеслись к созданию куклы под названием «Отдарок на подарок».
Отдарок на подарок – это первая кукла, которую ребёнок изготавливал самостоятельно, такой куколкой он благодарил за подарок или за что-то хорошее. Самостоятельное изготовление этой куклы было своего рода посвящением. Когда ребенок научался хорошо делать куклу без посторонней помощи, бабушка начинала говорить о том, что пора дитё посадить за общий стол и дать статус парня или девки. Дитё становилось самостоятельным в жизни, т. е. сходило с материнского подола. Этот день для ребёнка был очень важным и очень значимым. В гости приглашали родных, крестных, а когда все рассядутся, то объявляли, что сегодня ребёнок первый раз за стол садится. Тогда малыш, стоя отдавал Отдарок и говорил: «Спасибо, папенька и маменька, что на ноги поставили». Садился на лавку и запоминал своё место. С этого момента он уже не бегал к печке просить еды, а ел со всеми, за общим столом. Известно, что А. С. Пушкин свою первую куколку «Отдарок на подарок» сделал в возрасте около 4-х лет.
Сейчас, к сожалению, за созреванием души почти никто не следит. Роли перепутались. Женщины взяли на себя мужские функции по зарабатыванию денег, а мужчины, наоборот, расслабились и не хотят брать на себя ответственность за свои семьи. Мы теряем ориентиры, наша душа начинает страдать. Мы не чувствуем наполненности, радости жизни. А ведь правильно выстраивая своё состояние, человек становится обладателем очень большой силы. Ведь мир – это лишь отражение того, что у тебя внутри. Наведешь порядок в себе - отражение изменится самым удивительным образом.
Сейчас чаще всего на прилавках магазинов мы встречаем куклы производства Китая, Кореи, Америки, изготовленных порою из экологически вредных материалов. Поэтому в наше время изготовление игрушки своими руками не должно потерять своей значимости. Ведь человек познает мир не только умом и сердцем, но и руками. В этом мы убедились, работая над созданием русских кукол. Как много нового мы (и ученики, и учителя) узнали, постигая традиции их изготовления. Сегодня русские народные куклы переживают второе рождение, т. к. происходит возрождение интереса к русскому народному творчеству, приобщение детей к национальной культуре, которая является средством формирования у них патриотических чувств и духовно-нравственных начал. Как же было приятно увидеть русские народные куклы на фольклорном фестивале-конкурсе старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, Корогод!» (август 2015 года, принимали участие в качестве зрителей), и на фестивале «Байкальский хоровод» (сентябрь 2016 года, были участниками выставки декоративно-прикладного творчества), которые проходили в республике Бурятия в этнографическом музее.
К сожалению, люди XXI века видят сегодня в традиционных русских куклах внешние декоративно-художественные особенности, плохо понимая их истинное назначение. Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивается. Многие обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах бабушек внукам. То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках, во многом является исторической памятью народа. Именно это и послужило отправной точкой для создания программы профильного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Творческая капель» - программы по возрождению традиций русского народа, основной целью которой является приобщение учащихся к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа, воспитание духовно богатой личности, развитие социально-значимой и творческой деятельности учащихся
Программа была апробирована в период летнего отдыха детей 2014 – 2015 и 2015-2016 учебных годов. Результативность участия детей в работе летнего лагеря была достаточно высока, поскольку интерес учащихся, проявленный во время работы профильного летнего лагеря, оказался устойчивым и глубоким. Учащиеся предложили продолжить работу по изучению традиционных русских кукол уже в течение учебного года (незапланированный эффект), в связи с чем была организована кружковая работа объединения «Творческая капель». Участники объединения успешно принимали участие в проведении НПК района и республики Бурятия, в проведении выставок и мастер-классов.
Список литературы
Батурина Г. И., Лисова К. Л., Суворова Г. Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 1999.
Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат,1998.
Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
Жадан А. А. Жемчужины мысли. – Минск: Беларусь, 1991.
Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы. – М.: Ладога-100, 2007. – 64 с.: ил.
Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культурологический очерк – СПб.: Абрис, 1999.
Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2003. – 240 с. + вкл.
Крымова М. Создай успех и радость. – СПб.: ИД «Весь», 2000.
Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. – Детство-Пресс, 2011 г. – 176 с.
Список ссылок
Лихачёв Д. С. Земля родная. - М.: Просвещение, 1983 г. – 256 с.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
Приложение
Коллекция русских народных кукол – подарок музею «Узорочье»
с. Новая Брянь
В гостях у учащихся Ново-Онохойской школы,
презентация коллекции и проведение мастер-класса по изготовлению куклы «Желанница»