СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Лекарство для души - библиотерапия в школьной библиотеке"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад о программе чтения по бибилотерапии, о пользе  чтения для  детей  

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Лекарство для души - библиотерапия в школьной библиотеке"»


ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа-интернат»








«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ» -

БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ






Шарнина Ольга Евгеньевна,

библиотекарь,

















с. Казанское

2015-2016уч.г.





«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ»

- БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Шарнина Ольга Евгеньевна,

библиотекарь, ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа-интернат», с. Казанское.

Актуальность

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающимся объемом информации.

Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения. Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта.

Известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции - библиотерапевтической. Именно библиотеки должны предоставить каждому читателю «лекарство для души».

Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч.biblion- книга и theraрeia- лечение). Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Следует отметить, что процесс усвоения новой информации у наших читателей крайне затруднен, что обусловлено рядом факторов: крайне слабая техника чтения, практически полное отсутствие познавательных интересов, а также бедность образов воображения.

Реабилитационный эффект библиотерапии - развитие воображения, памяти, худо­жественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовле­творение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального созна­ния, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи), формиро­вание логического мышления при пересказе.

Анализ научных исследований показал, что чтение с элементами библиотерапии способствует эффективному решению задач социальной реабилитации читателей с интеллектуальными нарушениями. От обычного чтения библиотерапия отличается направленностью на коррекцию личностных нарушений у детей. В частности, опираясь на библиотерапию, можно стабилизировать психологическое состояние ребенка (снять проявления излишней агрессивности, создать позитивный душевный настрой), помочь детям избавиться от вредных привычек и приобрести полезные социальные навыки, научить их обдумывать свое поведении, воспитывать навыки борьбы со стрессами, депрессиями, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.

В психологии одно из самых молодых направлений-сказкотерапия, в основе которого положен один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова. Ее теорию разработали отечественные психологи В.Я.Пропп, Л.Выготский, М.Бахтин. Технологию практического применения раскрыли Д.Соколов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, А.Михайлова, Дрешер и др. В библиотечной работе сказкотерапию используют библиотечные психологи О.Кабачек, Е.Самохина и др.


Цель: Коррекция личности ребёнка с проблемами в развитии через чтение художественной литературы.

Задачи и пути их решения:

Социальная адаптация.

Эмоциональные связи с окружающими.

Воспитание трудолюбия.

Умение ладить со сверстниками.

Интеграция в общество.


Как показывает опыт работы, лучше всего дети с ОВЗ воспринимают сказочный жанр. Это мы видим в графике по результатам анкетирования «Что я люблю читать» во 2-4 и 5-9 классах - предпочтение дети отдают сказкам и приключениям. Поэтому, одним из ведущих направлений библиотерапии особенно с учащимися младших классов стала программа по «Сказкотерапии».

Причины, по которым сказкотерапия в работе с детьми может быть ведущей, состоят в следующем:

Сказка – любимый детьми жанр.

Сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен.

Сказка дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

Сказка, раскрывая разные жизненные сценарии, формы поведения и взаимодействия героев, побуждает читателя делать самостоятельные выводы.

Сказка побуждает читателя сравнивать себя с положительным героем, разделять его судьбу, перевоплощаться в него и тренировать себя в этой роли.

Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.

Проведение библиотерапии и сказкотерапии требует от библиотекаря тщательно разработанных занятий, каждое из которых тесно связано с предыдущим и последующим занятиями.

Требования к библиотечному занятию:

- непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;

- эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;

- осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;

- словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра.

Например, занятия на основе сказки «Царевна-лягушка» посвящены коррекционной работе над такими личностными качествами, как эгоизм, лень, нетерпение. В этой сказке говорится о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.

После прочтения сказки проводится обсуждение, рисование героев сказки, просмотр мультфильмов, сочинение своих сказок, рассказов, оформление книжек-малышек.

Сказка творит чудеса в жизни детей. Как сказал великий писатель-сказочник Корней Иванович Чуковский: «Цель сказочника заключается в том, чтобы какую угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Важную роль в процессе библиотерапии - реабилитации играет семья, т.к. это наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка. А кто как не родитель, может проводить свободное время с детьми за чтением и обсуждением книг. Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри себя.

Дети большую часть времени находятся в школе-интернате, школа- их дом, на время обучения семью им заменяют педагоги школы. Для домашнего и внеклассного чтения составлены списки художественной литературы: «Ребенок в семье», «Ребенок в школе»

«Отношение ребенка с друзьями» «Ребенок наедине с собой»



В библиотеке выделены тематические полки книг: «Приключения и фантастика» постоянно оформляются книжные выставки, выставки – развалы: «Что? Где? Когда?», «Книги-юбиляры», «День рожденье книжки», тематические подборки по юбилейным датам писателей и поэтов, «Выставка одной книги» «Права литературных героев», «Литература для души».


В соответствии с планом работы школы библиотека участвует в подготовке и проведении классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с педагогами школы, проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, литературные конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины, презентации, в проведении мероприятий используются средства ИКТ. Ежегодно в школе проходит Неделя детской книги, включающая художественное творчество детей (рисунки, поделки), и презентации, инсценирование сказок, и, самое главное, непосредственно чтение художественной литературы. Ежегодно проводятся конкурсы на самого внимательного, вдумчивого читателя, по итогам года  вручаются дипломы: «Самый читающий класс», «Самый активный читатель». Старшие школьники для малышей готовят электронные книжки – малышки, чем так же привлекают детей к чтению. Эта форма работы  дает возможность высказать свое мнение. В процессе чтения с остановками видна реакция ребенка на книгу, что нравится, что не нравится. Приведу примеры некоторых внеклассных мероприятий: сказочная театральная викторина «В гостях у сказок», игра – путешествие «Путешествуем с лягушкой путешественницей», видео – викторина «Конек –Горбунок», Викторина –игра «Права литературных героев» «Пророк Нам наставит на ум»- конкурс пословиц и поговорок о грамоте Юные мастера» - конкурс поделок из бросового материала по произведениям П.П. Бажова Театральная викторина «Басни И. Крылова» Видео – викторина «Сказочная карусель» Поле чудес «Книжный калейдоскоп» (по книгам - юбилярам Литературная игра «Золотая полка книг» Литературная игра «По сказкам Г.Х. Андерсена»«Редкие сказки г.Х.Андерсена» литературная гостиная«Мой литературный герой и его права» игра – викторина по художественным произведениям Литературный ринг «За семью печатями Игра-викторина «Волшебная страна братьев Гримм» Виртуальная игра – путешествие «Ах! Эти сказки, сказки, сказки» к 185 летию сказок А.С. Пушкина

Школьники ориентированы в основном на прозаический жанр. Однако не отказываются и от поэтического слова, потому что именно поэзия в наибольшей степени дает толчок развитию воображения, знакомит детей с поэтическим ритмом, позволяет юным читателям почувствовать музыкальность родной речи. Особой любовью пользуется поэзия К.И. Чуковского. Стихотворение «Доктор Айболит» можно использовать для воспитания в детях силы воли и упорства в достижении целей. Примером такой личности для детей послужил сам доктор Айболит, который, не задумываясь, спешит на помощь больным зверям, живущим в Африке, и преодолевает на своем пути множество препятствий. Разговор о докторе Айболите переходит постепенно к разговору о таких важных качествах характера человека, как целеустремленность, способность сосредотачиваться, стремление выполнить задуманное до конца. Дети приводят примеры из своего опыта, как они справлялись с ситуацией неуспеха, какие трудности им удавалось преодолевать, какие черты доктора Айболита они хотели бы иметь у себя. Как видим на этом примере, художественные образы переводятся на бытовой язык ребенка, с проекцией на человеческий характер. Такого рода деятельность открывает читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей.



Разговор о библиотерапии как средстве коррекции личности ребенка и поднятии его жизненного тонуса будет далеко не полным, если мы не коснемся роли смехового воспитания. Достоевский считал смех самой верной пробой души: “Иной характер долго не раскусишь, а рассмеется человек как-нибудь искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони”. Сатирик Михаил Задорнов считает, что смех движет человека к решению проблем. Вот почему “радостное чтение” стало все чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Без смеха, как говорят сами дети, “человек станет злой, скучный и неинтересный”. Поэтому, одно из направлений массовой работы – «радостное чтение». Литературный материал подбирается таким образом, что позволяет максимально приблизить содержание изучаемого к жизни учащихся, поскольку в произведениях говорится о школе, об учителях, о хорошо знакомых ученикам особенностях жизни школы. Детям предлагаются такие произведения, в которых о школьных проблемах говорилось бы легко и весело. Акцентировать внимание на чувстве юмора у человека, на том, что есть люди, поступающие неожиданно и говорящие не то, что от них ожидают. Это называется остроумием, и такой «острый ум» очень помогает человеку в жизни, и в серьёзных вопросах, и в серьёзном деле, и в общении. С такими людьми легко, потому что добродушный юмор - свойство доброй души. Это дети увидят, познакомившись с героями рассказов В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского. Рассказы и стихи «веселых писателей и поэтов», - весёлые и смешные, но все они продолжают главную проблему - взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения, прежде всего, самых близких, родных людей. Причём ситуации, изображённые в произведениях, знакомы всем, это обычные семейные проблемы. Но задача библиотекаря — при лёгком и весёлом чтении извлечь из текстов серьёзные и важные нравственные уроки.

В ходе внеклассных мероприятий, посвященных творчеству таких замечательных писателей, как: Н. Носов; В. Драгунский; В. Голявкин, Г. Остер присутствуют три ценных качества: юмор, поучительность и доброта. Конкурс- игра «Фантазеры» к юбилею Н.Н. Носова Литературная игра «В гостях у Незнайки» Театральная викторина «Веселые рассказы Н.Носова» Викторина – презентация «Проделки Старика Хоттабыча»

Дети на этих мероприятиях проявляют безудержную активность, фантазию и свои творческие способности, каждый ребёнок становится «художником», «артистом» и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

Таким образом, с помощью библиотерапии можно найти ключ к душе ребенка, развить его эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, сформировать ценностные ориентации, помочь овладеть коммуникативными навыками.

В классах, где регулярно проводятся библиотерапевтические занятия, у учащихся снижается уровень конфликтности, умение работать в группе, забота о товарищах, увеличение словарного запаса, умение формулировать свои мысли. Кроме того, в ходе проведения занятий у ребят происходит формирование новых представлений о мире, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, и конечно, приобщение к художественной литературе.


Задачи библиотеки

Таким образом, вовлекая юных читателей в процесс творческого чтения, мы содействуем не только формированию и развитию интереса к чтению, самостоятельному творчеству, но и воспитанию духовно-нравственной личности. При чтении, обсуждении книг ребята испытывают творческие переживания, обогащаются восприятием прекрасного, у них проявляется чувство собственного достоинства, сострадания, совести и чести. В результате постепенно формируется готовность сопереживать и помогать другим людям не только при чтении книги, но и в жизни, а это – одно из необходимых условий становления человека современной культуры, современного мира.

  • Разработка программы по чтению «Человек читающий»

  • Разработка рекомендательных списков литературы «Золотая полка книг или 100 лучших книг, которые должен прочитать каждый ребенок»

  • Создание мультимедийных сборников для проведения мероприятий

  • Разработка совместного с педагогом – психологом и музыкальным руководителем проекта «Библиотерапия»



Список литературы

1. Балашова Е. Искусство, которое защищает: Компенсаторные механизмы подросткового чтения //Библиотека в школе, 2001.- №7.- с.3-5.

2. Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек.-

М.: Школьная библиотека, 2005.- 480 с.
3. Библиотерапия: задачи, подходы, методы. Сб. статей / Сост. О.Л .Кабачек. – М., БМЦ, 2001.- 128 с.
4. Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.– М.: Школьная библиотека, 2002. – 230 с.
5. Бурно М. Терапия творческим самовыражением.-М.: Медицина, 1989.-304 с. 
6. Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке// Школьная библиотека.– 2001 – ,№ 6. – с.32
7. Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга //Библиотека, 1999.- №3.- с.68-70
8. Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики //Психолог в детской библиотеке: Проблемы, методика, опыт.: Сб. метод. материалов.- М.: РГДБ,1994. – с.22- 42.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии.- СПб.: Речь,

2003.- 2008с.
10. Карпова Н.Л. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе, 1997.- №1.-

с. 40-42. 

11. Карпова Н. Л. Семейное чтение – семейная библиотерапия  //Школьная библиотека.-2004.-N 5. - с.53-57.
12. Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение – основа всестороннего развития личности подростка. Тюмень: Вектор Бук, 2002.- с. 97-106. 

13. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.- СПб: Речь,2007.-168с.