ГБОУ Республики Марий Эл
«Казанская школа-интернат»
«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ» -
БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Шарнина Ольга Евгеньевна,
библиотекарь,
с. Казанское
2015-2016уч.г.
«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ»
- БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Шарнина Ольга Евгеньевна,
библиотекарь, ГБОУ Республики Марий Эл
«Казанская школа-интернат», с. Казанское.
Актуальность
Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающимся объемом информации.
Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения. Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта.
Известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции - библиотерапевтической. Именно библиотеки должны предоставить каждому читателю «лекарство для души».
Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч.biblion- книга и theraрeia- лечение). Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.
Следует отметить, что процесс усвоения новой информации у наших читателей крайне затруднен, что обусловлено рядом факторов: крайне слабая техника чтения, практически полное отсутствие познавательных интересов, а также бедность образов воображения.
Реабилитационный эффект библиотерапии - развитие воображения, памяти, художественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи), формирование логического мышления при пересказе.
Анализ научных исследований показал, что чтение с элементами библиотерапии способствует эффективному решению задач социальной реабилитации читателей с интеллектуальными нарушениями. От обычного чтения библиотерапия отличается направленностью на коррекцию личностных нарушений у детей. В частности, опираясь на библиотерапию, можно стабилизировать психологическое состояние ребенка (снять проявления излишней агрессивности, создать позитивный душевный настрой), помочь детям избавиться от вредных привычек и приобрести полезные социальные навыки, научить их обдумывать свое поведении, воспитывать навыки борьбы со стрессами, депрессиями, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.
В психологии одно из самых молодых направлений-сказкотерапия, в основе которого положен один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова. Ее теорию разработали отечественные психологи В.Я.Пропп, Л.Выготский, М.Бахтин. Технологию практического применения раскрыли Д.Соколов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, А.Михайлова, Дрешер и др. В библиотечной работе сказкотерапию используют библиотечные психологи О.Кабачек, Е.Самохина и др.
Цель: Коррекция личности ребёнка с проблемами в развитии через чтение художественной литературы.
Задачи и пути их решения:
Социальная адаптация.
Эмоциональные связи с окружающими.
Воспитание трудолюбия.
Умение ладить со сверстниками.
Интеграция в общество.
Как показывает опыт работы, лучше всего дети с ОВЗ воспринимают сказочный жанр. Это мы видим в графике по результатам анкетирования «Что я люблю читать» во 2-4 и 5-9 классах - предпочтение дети отдают сказкам и приключениям. Поэтому, одним из ведущих направлений библиотерапии особенно с учащимися младших классов стала программа по «Сказкотерапии».
Причины, по которым сказкотерапия в работе с детьми может быть ведущей, состоят в следующем:
Сказка – любимый детьми жанр.
Сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен.
Сказка дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.
Сказка, раскрывая разные жизненные сценарии, формы поведения и взаимодействия героев, побуждает читателя делать самостоятельные выводы.
Сказка побуждает читателя сравнивать себя с положительным героем, разделять его судьбу, перевоплощаться в него и тренировать себя в этой роли.
Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.
Проведение библиотерапии и сказкотерапии требует от библиотекаря тщательно разработанных занятий, каждое из которых тесно связано с предыдущим и последующим занятиями.
Требования к библиотечному занятию:
- непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;
- эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;
- осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;
- словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра.
Например, занятия на основе сказки «Царевна-лягушка» посвящены коррекционной работе над такими личностными качествами, как эгоизм, лень, нетерпение. В этой сказке говорится о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.
После прочтения сказки проводится обсуждение, рисование героев сказки, просмотр мультфильмов, сочинение своих сказок, рассказов, оформление книжек-малышек.
Сказка творит чудеса в жизни детей. Как сказал великий писатель-сказочник Корней Иванович Чуковский: «Цель сказочника заключается в том, чтобы какую угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Важную роль в процессе библиотерапии - реабилитации играет семья, т.к. это наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка. А кто как не родитель, может проводить свободное время с детьми за чтением и обсуждением книг. Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри себя.
Дети большую часть времени находятся в школе-интернате, школа- их дом, на время обучения семью им заменяют педагоги школы. Для домашнего и внеклассного чтения составлены списки художественной литературы: «Ребенок в семье», «Ребенок в школе»
«Отношение ребенка с друзьями» «Ребенок наедине с собой»
В библиотеке выделены тематические полки книг: «Приключения и фантастика» постоянно оформляются книжные выставки, выставки – развалы: «Что? Где? Когда?», «Книги-юбиляры», «День рожденье книжки», тематические подборки по юбилейным датам писателей и поэтов, «Выставка одной книги» «Права литературных героев», «Литература для души».
В соответствии с планом работы школы библиотека участвует в подготовке и проведении классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с педагогами школы, проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, литературные конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины, презентации, в проведении мероприятий используются средства ИКТ. Ежегодно в школе проходит Неделя детской книги, включающая художественное творчество детей (рисунки, поделки), и презентации, инсценирование сказок, и, самое главное, непосредственно чтение художественной литературы. Ежегодно проводятся конкурсы на самого внимательного, вдумчивого читателя, по итогам года вручаются дипломы: «Самый читающий класс», «Самый активный читатель». Старшие школьники для малышей готовят электронные книжки – малышки, чем так же привлекают детей к чтению. Эта форма работы дает возможность высказать свое мнение. В процессе чтения с остановками видна реакция ребенка на книгу, что нравится, что не нравится. Приведу примеры некоторых внеклассных мероприятий: сказочная театральная викторина «В гостях у сказок», игра – путешествие «Путешествуем с лягушкой путешественницей», видео – викторина «Конек –Горбунок», Викторина –игра «Права литературных героев» «Пророк Нам наставит на ум»- конкурс пословиц и поговорок о грамоте Юные мастера» - конкурс поделок из бросового материала по произведениям П.П. Бажова Театральная викторина «Басни И. Крылова» Видео – викторина «Сказочная карусель» Поле чудес «Книжный калейдоскоп» (по книгам - юбилярам Литературная игра «Золотая полка книг» Литературная игра «По сказкам Г.Х. Андерсена»«Редкие сказки г.Х.Андерсена» литературная гостиная«Мой литературный герой и его права» игра – викторина по художественным произведениям Литературный ринг «За семью печатями Игра-викторина «Волшебная страна братьев Гримм» Виртуальная игра – путешествие «Ах! Эти сказки, сказки, сказки» к 185 летию сказок А.С. Пушкина
Школьники ориентированы в основном на прозаический жанр. Однако не отказываются и от поэтического слова, потому что именно поэзия в наибольшей степени дает толчок развитию воображения, знакомит детей с поэтическим ритмом, позволяет юным читателям почувствовать музыкальность родной речи. Особой любовью пользуется поэзия К.И. Чуковского. Стихотворение «Доктор Айболит» можно использовать для воспитания в детях силы воли и упорства в достижении целей. Примером такой личности для детей послужил сам доктор Айболит, который, не задумываясь, спешит на помощь больным зверям, живущим в Африке, и преодолевает на своем пути множество препятствий. Разговор о докторе Айболите переходит постепенно к разговору о таких важных качествах характера человека, как целеустремленность, способность сосредотачиваться, стремление выполнить задуманное до конца. Дети приводят примеры из своего опыта, как они справлялись с ситуацией неуспеха, какие трудности им удавалось преодолевать, какие черты доктора Айболита они хотели бы иметь у себя. Как видим на этом примере, художественные образы переводятся на бытовой язык ребенка, с проекцией на человеческий характер. Такого рода деятельность открывает читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей.
Разговор о библиотерапии как средстве коррекции личности ребенка и поднятии его жизненного тонуса будет далеко не полным, если мы не коснемся роли смехового воспитания. Достоевский считал смех самой верной пробой души: “Иной характер долго не раскусишь, а рассмеется человек как-нибудь искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони”. Сатирик Михаил Задорнов считает, что смех движет человека к решению проблем. Вот почему “радостное чтение” стало все чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Без смеха, как говорят сами дети, “человек станет злой, скучный и неинтересный”. Поэтому, одно из направлений массовой работы – «радостное чтение». Литературный материал подбирается таким образом, что позволяет максимально приблизить содержание изучаемого к жизни учащихся, поскольку в произведениях говорится о школе, об учителях, о хорошо знакомых ученикам особенностях жизни школы. Детям предлагаются такие произведения, в которых о школьных проблемах говорилось бы легко и весело. Акцентировать внимание на чувстве юмора у человека, на том, что есть люди, поступающие неожиданно и говорящие не то, что от них ожидают. Это называется остроумием, и такой «острый ум» очень помогает человеку в жизни, и в серьёзных вопросах, и в серьёзном деле, и в общении. С такими людьми легко, потому что добродушный юмор - свойство доброй души. Это дети увидят, познакомившись с героями рассказов В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского. Рассказы и стихи «веселых писателей и поэтов», - весёлые и смешные, но все они продолжают главную проблему - взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения, прежде всего, самых близких, родных людей. Причём ситуации, изображённые в произведениях, знакомы всем, это обычные семейные проблемы. Но задача библиотекаря — при лёгком и весёлом чтении извлечь из текстов серьёзные и важные нравственные уроки.
В ходе внеклассных мероприятий, посвященных творчеству таких замечательных писателей, как: Н. Носов; В. Драгунский; В. Голявкин, Г. Остер присутствуют три ценных качества: юмор, поучительность и доброта. Конкурс- игра «Фантазеры» к юбилею Н.Н. Носова Литературная игра «В гостях у Незнайки» Театральная викторина «Веселые рассказы Н.Носова» Викторина – презентация «Проделки Старика Хоттабыча»
Дети на этих мероприятиях проявляют безудержную активность, фантазию и свои творческие способности, каждый ребёнок становится «художником», «артистом» и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.
Таким образом, с помощью библиотерапии можно найти ключ к душе ребенка, развить его эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, сформировать ценностные ориентации, помочь овладеть коммуникативными навыками.
В классах, где регулярно проводятся библиотерапевтические занятия, у учащихся снижается уровень конфликтности, умение работать в группе, забота о товарищах, увеличение словарного запаса, умение формулировать свои мысли. Кроме того, в ходе проведения занятий у ребят происходит формирование новых представлений о мире, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, и конечно, приобщение к художественной литературе.
|
Задачи библиотеки Таким образом, вовлекая юных читателей в процесс творческого чтения, мы содействуем не только формированию и развитию интереса к чтению, самостоятельному творчеству, но и воспитанию духовно-нравственной личности. При чтении, обсуждении книг ребята испытывают творческие переживания, обогащаются восприятием прекрасного, у них проявляется чувство собственного достоинства, сострадания, совести и чести. В результате постепенно формируется готовность сопереживать и помогать другим людям не только при чтении книги, но и в жизни, а это – одно из необходимых условий становления человека современной культуры, современного мира. Разработка программы по чтению «Человек читающий» Разработка рекомендательных списков литературы «Золотая полка книг или 100 лучших книг, которые должен прочитать каждый ребенок» Создание мультимедийных сборников для проведения мероприятий Разработка совместного с педагогом – психологом и музыкальным руководителем проекта «Библиотерапия» |
Список литературы
1. Балашова Е. Искусство, которое защищает: Компенсаторные механизмы подросткового чтения //Библиотека в школе, 2001.- №7.- с.3-5.
2. Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек.-
М.: Школьная библиотека, 2005.- 480 с.
3. Библиотерапия: задачи, подходы, методы. Сб. статей / Сост. О.Л .Кабачек. – М., БМЦ, 2001.- 128 с.
4. Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.– М.: Школьная библиотека, 2002. – 230 с.
5. Бурно М. Терапия творческим самовыражением.-М.: Медицина, 1989.-304 с.
6. Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке// Школьная библиотека.– 2001 – ,№ 6. – с.32
7. Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга //Библиотека, 1999.- №3.- с.68-70
8. Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики //Психолог в детской библиотеке: Проблемы, методика, опыт.: Сб. метод. материалов.- М.: РГДБ,1994. – с.22- 42.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии.- СПб.: Речь,
2003.- 2008с.
10. Карпова Н.Л. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе, 1997.- №1.-
с. 40-42.
11. Карпова Н. Л. Семейное чтение – семейная библиотерапия //Школьная библиотека.-2004.-N 5. - с.53-57.
12. Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение – основа всестороннего развития личности подростка. Тюмень: Вектор Бук, 2002.- с. 97-106.
13. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.- СПб: Речь,2007.-168с.