ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Доклад на тему: «Методическая деятельность педагога профессионального обучения».
Преподавателя первой квалификационной категории Севрюк Г. Н.
Методическая деятельность педагога профессионального обучения: сущность, структура, виды, формы, продукты.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
МЕТОД (от греч. – «способ», «путь к чему-либо») – это способ реализации деятельности как системы.
ЦЕЛЬЮ методической деятельности педагога профессионального обучения является обслуживание практики обучения.
Методическая деятельность наблюдается комплексно, анализу и наблюдению подвергается вся обучающая деятельность педагога профессионального обучения.
ОБЪЕКТОМ методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.
ПРЕДМЕТ методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Методическая деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
СУБЪЕКТАМИ методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.
К видам методической деятельности педагога профессионального обучения относятся:
анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
методический анализ учебного материала;
планирование системы уроков (учебных занятий) теоретического и практического обучения;
моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке (учебном занятии);
конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;
разработка методики обучения по предмету;
разработка видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
управление и оценка деятельности обучающихся на уроке (учебном занятии);
рефлексия собственной деятельности при подготовке к уроку (учебному занятию) и при анализе его результатов.
К ПРОДУКТАМ (РЕЗУЛЬТАТАМ) методической деятельности относятся:
методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются обучающиеся на уроках.
ФУНКЦИИ методической деятельности педагога профессионального обучения:
аналитическая – направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние;
планово-прогностическая – направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования;
проектировочная – связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
конструктивная – подразумевает систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
функция нормативного определения и разработки средств обучения;
исследовательская;
инновационная – подразумевает внедрение экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм воспитания.
В профессиональных учебных заведениях существует специальная методическая служба – система взаимосвязанных организационных форм и соответствующего их назначению содержания деятельности.
Различают две взаимодополняющие ФОРМЫ методической службы: коллективную и индивидуальную.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА методической деятельности включает:
Педагогический совет – высший коллегиальный орган начального и среднего образования [2]. К учебно-методической деятельности педагогического совета относятся:
обсуждение вопросов деятельности образовательного учреждения, связанных с учебно-воспитательным процессом;
анализ качества знаний и умений обучающихся;
обсуждение состояния и результатов методической деятельности в учебном заведении.
Массовые и групповые формы методической работы. К ним относятся: инструкционно - методические совещания, педагогические чтения, научно-практические конференции, семинары, практикумы, школы передового опыта, экспериментальные лаборатории.
Предметные (цикловые) методические комиссии своей работой охватывают три направления:
изучение и разработку учебно-методической документации;
повышение качества учебно-воспитательной работы по учебной дисциплине;
повышение педагогической квалификации педагогов и мастеров.
К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ФОРМАМ методической работы относятся:
самостоятельная методическая работа педагогических работников;
индивидуальная методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками;
педагогическое самообразование педагогических работников.
Кроме вышеперечисленных форм методической работы существует специальный методический (педагогический) кабинет учебного заведения. Его задачами являются:
помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;
организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;
организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;
организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.
В качестве объекта методической деятельности преподавателя выступает процесс формирования компетентного выпускника по различным специальностям и профессиям. А методы, приемы и способы реализации содержания конкретной дисциплины с целью формирования новых знаний и умений обучающихся являются предметом методической деятельности педагога.