СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках географии".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках географии."

      #s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках географии".»

Районное методическое объединение учителей географии

Обоянского района Курской области











Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках географии.













учитель географии

МБОУ «Афанасьевская СОШ»

Руднева Н. В.













2017г.

Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках географии.

В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Значительно возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Поэтому в настоящее время школа должна ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, сегодня важно не наличие накопленных знаний впрок, а наличие коммуникативных, регулятивных, информационных способностей школьника.

Метапредметность – …

  • мета (с греческого meta – между, поле, через) означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому.

  • «выход за учебные предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что за предметом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности».

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики выделяются следующие ключевые компетенции:

- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

- продуктивная компетентность – способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

    Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая определяет специфику метапредметной интеграции.

Например, при изучении «Начального курса географии» следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике, химии и биологии, чтобы обеспечить естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о природных процессах и основах материального производства.

При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в начальном курсе географии эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания на уроках географии.

В курсе математики вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И это очень кстати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси – нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые составляют прогнозы. Результатом совместной работы с учителем математики может являться интегрированный урок (математика + география), где учащиеся применяют знания в конкретной ситуации и решают практические задачи. Так, на уроке математики изучается тема "Масштаб", а более подробно эта тема изучается в курсе географии в теме "План и карта". Учащиеся с помощью математических умений измеряют расстояния на карте, переводят численный масштаб в именованный и наоборот. Поэтому возможно проведение интегрированного урока по математике и географии по теме "Масштаб и его применение в географии".

Перечень педагогических технологий, которые способствуют достижению метапредметных компетенций разнообразен: технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника; личностно – ориентированная технология позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся; технология проектной деятельности состоит в организации исследовательской деятельности и другие.

Уровень школьных знаний не может полностью вместить нужный объем знаний по предмету, поэтому учащийся должен самостоятельно научиться выделять нужную информацию о различных процессах и начать некий этап поиска, то есть находить некие процессы и уметь анализировать их.

Таким образом, метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями (регулятивными, коммуникативными, познавательными); способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов целью которых является воспитание творческой, свободной личности. Обучение пронизано множеством условий, задач, которые определяют дидактические принципы. Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей. Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение, владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности.

Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В.А. Болотов, В.В. Сериков).